Новости

Команды молодости нашей…

Мы продолжаем публиковать архивные материалы в рамках проекта «Красноуфимское наследие». Предлагаем вашему вниманию статью Р. Рындина, опубликованную в 1997 году.

image053

Посмотрел отборочный матч Россия — Италия. Какая серость! Никакой нацеленности на ворота противника, ни ударов, ни обработки мяча при передачах. Вспомнились свои юношеские годы и увлеченность футболом мужского населения города. Ста рые фотоснимки, дипломы и грамоты, хранящиеся у меня, бывшие игроки, встречающиеся на улицах, всколыхнули в памяти былые спортивные баталии на улицах и стадионе ДОО «Урожай».

Футболисты моего поколения начинались с улицы. Во всех уголках города мальчишки пинали мяч прямо на улицах. Организовывались самостоятельно. Иногда на одной улице было две команды. Играли в старых ботинках, а то и босиком. О настоящих бутсах никто и не мечтал. Мячи были тряпичные или из кирзы. Играли целыми днями. Покрышки зачастую такой нагрузки не выдерживали и расползались по швам, что служило сигналом для прекращения игры. Тогда один из игроков брал мяч домой, чтобы к утру следующего дня принести его после починки на очередное растерзание.

Чинить ботинки было сложнее. Они расползались после такой нещадной эксплуатации или после «пахоты». «Пахануть” — значит ударить мимо мяча в землю или кочку. После этого игрок выбывал из игры из-за оторванной подошвы или продолжал выручать свою команду босиком. Игры между улицами проводили по предварительной договоренности о месте и времени. Встречи проходили без судей. Ворота обозначались пеньками, камнями, одеждой. Голы засчитывались с согласия обеих сторон. Споры разрешались быстро и относительно мирно — без драк и оскорблении.

Расходились по домам, по-мальчишески бурно обсуждая, кто и как сумел забить гол или отразить атаку. И в любом случае довольные, что состоялась игра с той или иной улицей.

Команд было много: в Горняке, на Острове, на станции, в Барабе, у лесозавода, в центральной части у военкомата, на ул. Свердлова у берега Уфы, где жили семьи офицеров воинской части, в Чкаловке, на Селекции, в учхозе. Наша команда состояла из школьников 6-8 классов, проживающих вокруг будущего стадиона ДСО «Урожай» А Играгь приходилось на лесных полянах и речных беретах. На Березовой горе было два поля-поляны: одно — около Горняка, дутое — у деревянной геодезической вышки, где сейчас стоит металлическая радиомачта. Играли на берегу реки Сарги вблизи Юртовского озера, на берегу Уфы, под старым хлебозаводом. Здесь поле более походило на настоящее. Ворота на нем восстанавливали после каждого половодья, а пока просыхал прибрежный песок, появлялась травка. На этом поле проводились даже встречи взрослых и детских команд. Зрители располагались по крутому берегу вплоть до самого верха. Были футбольные поля и военном городке, у железнодорожников и на Красной площади. Но в военный городок нашего брата играть но пускали, к железнодорожникам мы не ходили сами, а на Красной площади были сплошные камни. Сейчас на этой площади стоит городской Дом культуры. Площадь существовала для проведения митингов и демонстраций. На берегу лицом к центру города стоял памятник В.И. Ленину. Рядом небольшая деревянная трибуна. Площадь, наверняка, служила местом проведения построений и физкультурных занятий для курсантов летной школы, которая находилась в Красноуфимске с 1939 по 1944 гг. В Белой церкви было общежитие, а в здании бывшей конторы торга — столовая этой 72-и авиаэскадрильи. Контингент курсантов был совершеннолетним, среди них встречались с профессией учитель, в том числе и окончившие Красноуфимское педучилище. Хотя день будущих летчиков был загружен до предела, ребята в свободные минуты с удовольствием, наверное, гоняли мяч по площади. После войны площадь решено было превратить в футбольное поле. Со стороны ворот егооградили металлической сеткой на стойках и труб, вручную несколько ликвидировали уклон в сторону нынешнего СПТУ-115. Поверхность получалось очень каменистой. Взрослым приходилось играть на нем в силу необходимости, а мы сражались очень редко. Да и мяч частенько приходилось вылавливать из Уфы. Играть же мокрым мячом не очень-то приятно. Голове и гак доставалось от сыромятной шнуровки, из которой в то время изготовлялись мячи. Позднее памятник перенесли в сквер между Белой церковью и кинотеатром, занимавшим середину старинного торгового ряда.

В мае 1950 года началось строительство городского стадиона. Строили его всем городом. До этого территорию занимала авторота, предшественница АТП (ПАТО). После нее остались фундаменты, металлические конструкции, замазученные ямы и площадки. Все это разбиралось, грузилось и вывозилось, а кое-что закапывали в землю. Огромный объем работ был проделан руками молодежи, пионеров и комсомольцев. Привлекалась и воинская часть. Работали с вдохновением, без всякой принудиловки. Особенно радовались стройке ребята уличных команд, которым гарантировали время для тренировок и игры на настоящем футбольном поле. Взрослым хотелось быстрее насладиться живым футболом, так как они видели только фрагменты этой игры в киножурналах «Советский спорт” или «Новости”. Эти один или два журнала прокручивали на каждом сеансе перед фильмом.

Футбол становился любимым видом спорта. На экранах показывали фильм «Вратарь”. Свежа была память о трагической судьбе команды киевского «Динамо» на оккупированной немцами земле. Гремел спортивным мастерством Всеволод Бобров. Люди заворожено сидели у репродукторов и приемников, слушая репортажи Вадима Синявского.

Строительство стадиона велось под руководством Овсянникова Бориса Александровича — тогдашнего председателя Красноуфимского горспорткомитета, отличного спортсмена. Еще в 1939 году он участвовал в лыжных соревнованиях, играл в футбол и хоккей. По его воспоминаниям в городе делали три хоккейных поля для игры в «русский хоккей», или хокей с мячом. Одно поле — на расчищенном льду замерзшей реки Уфы, второе — на льду Юртовского озера, третье — на месте нынешнего заброшенного сада-сквера у перрона. Но играть на приперонном было плохо из-за шлака и сажи, выбрасываемых из труб паровозов.

Началась Отечественная война. Борис Александрович в сентябре 1941 года ушел добровольцем в лыжнодесантный батальон. Участвовал в боях под Москвой. Военная судьба бросала по разным фронтам. Из госпиталя — и снова в другую часть. Был участником Курской битвы.

С войны вернулся с десятком боевых наград, в том числе с Орденом Красной звезды и орденом Отечественной воины. Вернулся и со следами воины — на теле более десятка серьезных ранении, в том числе в ногах Бережно хранит вместе с наградами осколок от снаряда, изъятый из правой ноги. Осколок этот величиной с половину спичечного коробка. Казалось бы, со спортом все покончено, но закалка, тренировки и целеустремленность позволили ему снова играть в футбол и хоккей за ремзавод. С 1946 по 1955гг., за исключением небольшого перерыва, возглавлял он спорткомитет в Красноуфимске и был играющим председателем.

Стройка шла в хорошем темпе. Участвовали старые и малые. Но малые еще и не забывали свои футбол. Число уличных команд росло

На выносливость и мастерство юных футболистов, я считаю, повлияли такие уличные игры, как: в попа-гонялу», и «в говяш” В первой игре каждый из участников имел слою биту наподобие городошной. Зачастую это были простыеи гладкие палки, 80-100 сантиметров длиной. Встав на стартовую линию, каждый бросал ногой свою биту. Чтобы бросить, биту ставили одним концом на носок ступни и придерживали вертикально рукой за второй конец. Затем нога отводилась назад, во время взмаха вперед рука опускала конец и бита улетала на определенное расстояние. Кто выпинывал ее ближе всех, тому приходилось “галить», т.е. ставить городок после ударов по нему битой. Городок ставился на попа, там, где он оказывался после удара. Следующие удары делали те, чьи биты оказывались за городком, по ходу движения. Угоняли городок по улицам за несколько кварталов. Когда промахивались все участники, галящий хватал городок, другие с линии городка бежали за своими битами, и с ним неслись наперегонки по пройденному маршруту к месту старта, Кто прибегал последний — тот галил. Вот эта игра, которой красноуфимцы увлекались с малых лет, и готовила быстроногих футболистов, словно ветер”, каждый сезон начинался с блицтурниров, так называемых «пульки». Команды бежали эстафету через поле. Зря, что результаты по времени не фиксировались, я уверен, что скорости тогда были выше нынешних!

Вторая игра была зимней. Естественно, что все ходили в валенках. Находили на дороге конский говяш, который покрупнее и самый замороженный. Вот и пинали его так, чтобы попасть им по ноге или туловищу рядом прыгающих друзей. Жертва попадания начинала охотиться за другими участниками. Игра эта развивала точность удара по воротам и точность паса. Так вот и рождались красноуфимские »звезды”. Многие имели прозвища, и знал их весь город: Шурик, Гусь, Семен, Самовар, Маныч, Белка, Комарик, Лоутон.

Последнее прозвище было присвоено Юре Ветшанову. Лоутон в то время был знаменит, как нынешний Пеле. Присвоение имени знаменитого зарубежного игрока красноуфимскому мальчишке было непросто. Играл он (Юрий Иванович Ветшанов) в нападении, классически останавливал и обрабатывал мяч, и бил по воротам с любой ноги и из любого положения. Хорошо играл головой. Да, это был он, ныне здравствующий пенсионер, бывший аппаратчик локомотивного депо.

Любимцами болельщиков и команд были впоследствии вратари: Геннадии Белов, Юрий Патрин, Анатолий Храмцов, Анатолий Чебатков.

Стадион был построен за один год. Трибуны были сколочены на деревянных столбах. В центре возвышалась крытая скамейка для оркестра, гостей и судейской коллегии. Там же размещали микрофон для объявлений по стадиону. Позднее радиорубка и судейская были выстроены в двухэтажном исполнении около торца западной трибуны. Кроме футбольного поля с беговыми дорожками стадион имел две волейбольные площадки, баскетбольную и площадку для игры и городки. Все они располагались в правой части от входа на стадион. В некой части стяни спортивные снаряды для сдачи норм ГТО (готов к труду и обороне) — это канаты, шесты, лестницы, турники и кольца. Здесь же находились торговые киоски, один у входа, второй был пристроен к красивой деревянной беседке круглой формы. Около беседки рос старый вяз, в тени которого болельщики и любители пивбола утоляли жажду бочковым пивом. Вдоль всего забора были посажены молодые тополя. Ими же был обсажен проезд.

Поделиться

4 комментария

  1. +4
    0
    Rating: +4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Отличная статья. Ждем продолжения.

    Ответить
  2. +3
    0
    Rating: +3. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Какое счастливое было время у детей, воздух, солнце, спорт — здоровый образ жизни. А что сейчас: интернет, селфи , секс в открытую, наркотики и т.п…. Да, ждем продолжения.

    Ответить
  3. +3
    0
    Rating: +3. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Спасибо большое, очень интересно, читаешь и представляешь как все было. Так бы читал и читал. Тоже продолжения хочу.

    Ответить
  4. +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    1964 год. Катались на автобусах, зацепившись за бампер, если не получалось зайцем. Или на лыжах уходили в лес на целый день с куском хлеба,
    в кармане фуфайки. Иногда посещали городской каток, где горели прожекторы, и играла музыка:
    — Долго будет Карелия сниться….
    Остроконечных елей ресницы….

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий