Новости

Ирина Мурзаева — королева эпизода родилась 110 лет назад в Красноуфимске

15 мая, исполнилось 110 лет со дня рождения Ирины Всеволодовны Мурзаевой.  Мало кто вспомнит её фамилию,  но на экране узнают всегда, это ли не главное завоевание актрисы, чьи героини часто даже не имели имён.

762f883018d31c31ac59cd3230d65fc9_XLОна прожила большую жизнь, за которую не получила ни одной награды, ни одного звания, даже звания заслуженной артистки. Удивительным образом, появляясь даже в небольших ролях, она оставила  след и в сердцах, и в памяти в том числе и жителей нашего города.

Родилась будущая любимица миллионов 15 мая 1906 года на Урале, в старинном городе Красноуфимске Вятской губернии (теперь это Свердловская область).
Отец ее был художником, а мать – учительницей начальной школы. Когда семья переехала в Москву, жизнь родни кардинально изменилась. Мать возглавила детский дом (под него выделили двухэтажное здание в районе Шаболовки), а все остальные взрослые, включая бабушку, стали воспитателями и учителями. Жили тут же, на первом этаже. А глава семейства, не лишенный воображения и творческой жилки, вдобавок создал театр теней. Именно в нем юная Ира узнала, какое это чудо – искусство, творимое актерами.

Ирина не только училась в гимназии, как это полагалось для девочки из хорошей семьи, но и посещала драмкружок. «Заправлял» молодежью, стремящейся постичь актерское мастерство, Н.С. Плотников, сам еще тогда только начинающий творческий путь. В будущем он станет сценической знаменитостью театра им. Е.Б. Вахтангова, известным режиссером, маститым профессором ВГИКа, выведшим на большую орбиту многих «звезд» отечественного театра и кино, а также прославится ролью фанатичного физика Синцова в картине «Девять дней одного года». Но по каким-то неведомым причинам интуиция подвела его при общении с И. Мурзаевой. И он не только не помог ей, как начинающему таланту, вырваться вперед, но и огорошил неутешительным «диагнозом»: «Глупенькая, тебе никогда не стать артисткой».

Трудно сказать, что творилось в душе у юной особы после столь резких слов, но внешне она никоим образом не утратила достоинства, а просто молча ушла. Но отступать Ирина вовсе не собиралась, а решила убедительно продемонстрировать, что не только не безнадежна для работы в театре, но и наделена немалым дарованием. И затем поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского. Но и этого требовательной к себе девушке показалось мало – попутно она посещала Литературный институт им. Брюсова.

В 1927 году, после окончания театрального техникума, И. Мурзаева поступила на службу в Свердловский Театр юного зрителя. Правда, там она проработала недолго, и затем обосновалась в недавно созданном Театре-студии под руководством Р.Н. Симонова, которому отдала около 10 лет.

А когда Театр-студию объединили с Московским Театром рабочей молодежи (ТРАМом), то Ирина Мурзаева автоматически вошла во вновь сформированную труппу. Вскоре этот храм искусства стал именоваться Театром им. Ленинского комсомола (ныне он знаменитый Ленком).Про сотворчество с Рубеном Симоновым И. Мурзаева позже рассказывала с упоением. Коллектив и правда подобрался своеобразный, разновозрастный и одаренный, работали не за деньги, а из любви к искусству. Когда студия обрела собственное помещение и была признана официально, Ирина занялась преподаванием, а через некоторое время – и режиссурой.

В Театре им. Ленинского комсомола во всю мощь И. Мурзаева продемонстрировала склонность к комедийным ролям – к примеру, блистала в роли свахи в «Женитьбе». А еще самостоятельно поставила спектакли «Новые люди» (по роману Н. Чернышевского «Что делать?») и «Мужество» (по одноименному роману В.Кетлинской).

Однако в Ленкоме обстановка простой не была. Во-первых, на сцене царили красавицы тех лет – Валентина Серова и Татьяна Окуневская. Во-вторых, тройка, управлявшая театром – Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман, – не очень-то жаловала И. Мурзаеву. Но Ирина Всеволодовна ценила в признанных мастерах лучшее. А когда руководство театра сменилось, то Мурзаева не нашла для себя возможным в нем оставаться. Чтобы утолить тоску по сцене, она стала вести кружки художественной самодеятельности.

На счету И.В. Мурзаевой несколько десятков кинокартин, в том числе сказки, комедии, мелодрамы. Кого только она не играла! И все ее героини – хоть врач, хоть соседка, хоть покупательница, хоть учительница, хоть проводница, хоть пациентка в больнице, хоть фрейлина, хоть дачница – необычайно достоверны. И даже если в титрах фамилия И. Мурзаевой не указана, внимательные зрители узнают ее моментально.

Дебютным фильмом для И. Мурзаевой стал «Сердца четырех» (режиссер К. Юдин, 1941 г.), куда она попала почти случайно, придя на пробы за компанию с подругой, актрисой В. Серовой. С той поры эксцентричная маникюрша Тамара Спиридоновна радует уже не одно поколение зрителей. Затем были «Близнецы» (1945 г.) и хитрая приспособленка гражданка Брошкина, «Екатерина Воронина» (1954 г.) и «считающая ворон» вахтер в госпитале, «Простая история» (1960 г.) и мудрая мать новоиспеченной председательницы колхоза, «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (1961 г.) и сплетница-дьячиха, «Сказка о потерянном времени» (1964 г.) и злая волшебница Анна Ивановна, «Дети Дон Кихота» (1965 г.) и вороватая хозяйка собаки Вихрь, «Старики-разбойники» (1971 г.) и невозмутимая смотрительница в музее…

Все персонажи И.В. Мурзаевой колоритные, совершено разные, выпуклые по внешности и характеру. Когда в фильме «Женатый холостяк» (1983 г.) ее героиня Анна Христофоровна – весьма пожилая и почтенная дама – выпрыгивает из набирающего ход поезда, то веришь, что делает это сама актриса – настолько она заводная, энергичная и естественная.

Нонна Мордюкова, которая в «Простой истории» снималась вместе И. Мурзаевой, потом так вспоминала об актрисе: «Это была наша отрада, чудо из чудес! Бывают же такие люди – безвозрастные. Иногда она напоминала девушку – красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощенный, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса…»
Неоднократно снималась Ирина Всеволодовна в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш».

По воспоминаниям коллег и товарищей, Ирину Мурзаеву отличали принципиальность, бескомпромиссность, сила воли, серьезность, интеллигентность, дисциплинированность в работе и, как это ни странно, замкнутость. Она была верна немногочисленным подругам и иной раз поражала прямо-таки детской доверчивостью.

Замужем Ирина Всеволодовна была дважды. Но обожаемого сына воспитывала одна. При этом И. Мурзаева была человеком «не бытовым» – материальные блага и домашняя обустроенность ее практически не волновали. В магазины она ходила при крайней необходимости и не умела извлекать выгоду из гастрольных поездок, покупая и перепродавая дефицит.

Показателен такой случай: когда Ирина Всеволодовна возвратилась из эвакуации, то в ее квартире уже жили чужие люди. Актриса не стала восстанавливать свои права, а просто перебралась к родственникам.

Зато хобби у нее было одно из самых по-женски милых – И. Мурзаева при любом удобном случае бралась за спицы и вязала. А еще любила книги и была энциклопедически образованным человеком.

Не стало актрисы 3 января 1988 года. Но волшебство, созданное ее талантом, живет.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий