Новости
Опаленные войной, годы 40-е
История педагогического колледжа хранит события и факты, связанные с тяжелыми годами для нашего Отечества.
1941 год. 21 июня на выпускном вечере в Красноуфимском педучилище восьмидесяти выпускникам были вручены аттестаты. Будущие учителя давали клятву верности избранной профессии…
А наутро война ворвалась в наш дом. В первый же день войны вчерашние выпускники были призваны в армию. Ушли на фронт и преподаватели: Степанов Зиновий Матвеевич — завуч педучилища, Аверьянов Михаил Васильевич — преподаватель физики, Матвеев Яков Степанович — преподаватель истории. Всего среди наших выпускников, преподавателей и сотрудников на войну ушли 342 человека. 103 из них погибли на фронте, многие получили тяжелые ранения и увечья и, вернувшись домой, умерли от ран. Невыносимо трудно было на фронте, но нелегко было и в тылу. Вот что пишет в своих воспоминаниях СЕМЕНЦОВА Клара Тимофеевна – студентка педучилища 1941-1944 годов, позднее учитель базовой школы № 6, а затем завуч школы № 7. В настоящее время — пенсионерка, ветеран труда, «Отличник народного просвещения»:
«Уже два месяца полыхала война, когда мы поступили в педучилище. И мы чувствовали ее даже здесь, в глубоком тылу. Крупные здания школ и училищ были заняты под госпитали, радио приносило тяжелые вести, из каждой семьи ушли на фронт мужчины, многие погибли в первые же месяцы… Плохо стало с продуктами. Четверть (три литра) молока стоила 150 рублей, а булка хлеба — 200 рублей (это на рынке). Введена была карточная система: на рабочего давали 800 граммов хлеба, служащего — 600г., иждивенца – 400. Постоянно хотелось есть. А за хлебом надо было выстоять огромную очередь, человек 400. И стояли в очереди всю ночь. Каждую осень и весну собирали в поле гнилую картошку, делали из нее лепешки-деруны и были этому несказанно рады. Летом шла в ход крапива, молодой лист свеклы, Занимались мы в здании райисполкома, в старом деревянном помещении школы № 3 по улице Свободы. Уроки проводились в третью смену с одной керосиновой лампой, что стояла на учительском столе. Учебников не хватало, их выдавали один экземпляр на пять-шесть человек. А с бумагой и совсем было плохо, писали на старых книгах между строк, на газетах. К урокам готовились очень серьезно, занимались с увлечением, с высоким чувством долга. Мы считали позором получить даже «3». Как можно, когда в это время на фронте проливают за нас кровь, отстаивают свободу Родины!
Уроки истории, литературы были уроками воспитания патриотизма и мужества. Особенно считали в это время нужными, необходимыми занятия по военно-санитарному делу, которые проходили на пустыре, за городом, вдоль железной дороги, где сейчас проходит шоссе на селекционную станцию. Научились бегать с препятствиями, ползать по-пластунски, пользоваться противогазом, оказывать первую медицинскую помощь, отлично стрелять из малокалиберной винтовки…
Незабываемой, светлой страницей в нашем сознании остались занятия по музыке под руководством ОСОКИНА Павла Ивановича (на снимке). Это хоровое пение и струнный оркестр… С каким проникновением звучал наш хор при исполнении песен того времени: «Священная война», «Ревет и стонет Днепр широкий», «Амурские волны», «Крейсер «Варяг» и др. С отлично поставленной программой ездили в колхозы, госпитали. Стараясь поднять настроение раненым бойцам, читали стихи, пели песни, писали письма их родным. Особенно солдатам нравились лирические душевные песни: «Огонек», «Синенький скромный платочек», «Темная ночь», «Осенний вальс».
Из наших одноклассников ушли на фронт Буров, Федосеев, Просвирнин, Вавилов. Сейчас нам кажется, что тогда мы меньше учились и очень много работали: доставали баграми из ледяной воды бревна на дрова, специально ходили в лес заготовлять топливо. С нами был МАРЬИН Илья Павлович (отец Марьина Ивана — Героя Советского Союза). Это было уже весной 1942 года. Мы, девчонки по 15 лет, никогда в жизни не державшие пилы, валили лес с корня. Это было просто чудо, что нас никого не задавило, ведь мы не знали, как пилить дерево, запиливали его со всех сторон и валили куда попало. Но все обошлось благополучно…
Работали и на втором участке селекционной станции, где научились жать серпами хлеб, потом кантарили мешки с зерном на комбайне, косили, гребли, возили к стогам свежее сено на волокушах, запряженных лошадьми. Жили в недостроенном доме около леса, спали прямо на полу, подстилали солому. Уставали страшно. Казалось, только бы добраться до постели. Но молодость брала свое, и вечером бежали в город на танцы и в кино.
Каждую осень убирали картофель в селах Большой Турыш, Александровское. Здесь особенно было тяжело, так как корнеплоды убирали уже из-под снега, руки по локоть сырые, ноги мокрые, высушить негде. Ели в поле, варили картошку. Тяжело! Но мы как-то об этом не думали. Надо работать! Война! Приходилось трудиться и на подсобном хозяйстве педучилища. Запомнилось, что особенно плохо у нас было с обувью. Помним, как Павел Иванович ОСОКИН принес несколько пар лаптей и учил нас их надевать.
А по распоряжению горсовета ходили на расчистку железнодорожных путей от снега, стирали ватные брюки и телогрейки, шапки-ушанки. Это солдатское обмундирование, все в крови и в грязи, привозили целыми вагонами с фронта. Квартальные раздавали эти вещи, выделяли по сто граммов жидкого мыла для стирки. Одежду нужно было постирать, высушить, починить и снова сдать. А сколько посылок с кисетами, табаком-самосадом, рукавицами, шарфами, носовыми платками послали мы на фронт за эти долгие четыре года и обязательно теплое душевное письмо.
Уплотнялись в квартире и принимали семьи эвакуированных из тех областей, которые были временно заняты немцами.
Событиями с фронта мы жили каждый день и час, наша черная «тарелка» (радио) никогда не выключалась. Какой-то трепет охватывал нас, когда слышали голос диктора Левитана. Тяжелые вести шли с фронта, но никогда, ни на одно мгновение мы не сомневались в победе, мы были полны чувства радости за нашу героическую Красную Армию, за мужественный наш народ, старались учиться еще лучше, готовы были отдать все за победу над фашизмом!..»
Все четыре года педучилище работало напряженно, без перебоев. Каждый год были выпуски учителей: 1942г. — 79 человек, 1943г. — 70, 1944г. — 87, 1945г. — 75 человек. Педагоги работали по ранее утвержденным планам и программам. Большое внимание уделялось преподаванию предметов гуманитарного цикла, учащаяся молодежь воспитывалась в духе уважения к славе русского оружия и патриотизма. Многогранную работу проводили преподаватели педучилища: П.И. Балдин, М.А. Горюхин, Н.Д. Воронцова, Б.Я. Пугачев, Е.И. Банковская, А.П. Максимова, П.И. Осокин, Л.С. Матвеев, В.А. Бобина, А.В. Петров, И.П. Марьин, Е.А. Грешнева, А.И. Горбунова. Они выступали с лекциями на рабочих собраниях, в колхозах, госпиталях, на конференциях учителей города и района. Много времени и труда отдала общественной работе Е.И. Барковская (на снимке), преподаватель химии и биологии. С 1937 по 1948 год она была бессменным депутатом горсовета. Преподаватель русского языка В.А. Бобина являлась депутатом райсовета. Преподаватель П.И. Балдин работал над повышением своего мастерства. Ему было присвоено звание кандидата педагогических наук. Большую помощь студентам и преподавателям оказывала заведующая библиотекой Е.А. Посохина. Добросовестно трудились секретарь училища А.А. Конищева, техническая работница Ю.И. Бунакова и другие.
В годы войны студенты активно участвовали в сборе металлического лома, денежных средств на постройку танков, самолетов. Так на танковую колонну было собрано 1933 рубля, на эскадрилью самолетов — 5850 рублей, на артдивизион – 3600 рублей, на колонну «Уральский корпус» — 8000 рублей, подписки на заем и др. Все денежные сборы выразились в сумме 167144 рубля.
Кровью многих людей было заплачено за победу. Пал смертью храбрых Степанов Зиновий Матвеевич, без вести пропал преподаватель физики Аверьянов Михаил Васильевич, погибли в боях за Родину работники педучилища Брехов, Русинов, Попов. Не вернулись и многие выпускники нашего учебного заведения: Рябов Николай, Шныр Василий, Филиппов Николай, Аликин Григорий, Мельников Леонид, Порываев Михаил, Крашенинников Николай, Шолохов Александр, Нестеров Петр, Бобров Владимир, Мальцев Леонид и многие другие. Просто невозможно на этой газетной странице перечислить фамилии всех погибших, и пусть простят те, в чьих семьях до сих пор живет скорбь о потере родных и близких, чьи имена бережно хранит наш музей.
Подписывайтесь в Телеграм
Комментарии