Новости

Война моторов

Только представьте: огромный стеллаж в несколько полок сверху донизу заполнен аккуратно стоящими моделями танков. Танки эти символично поделены на «два противоборствующих лагеря» — советские и немецкие. Модели машин настолько реалистичны и красивы, что не сразу догадаешься, что сделаны они умелыми руками мужчины стоящего рядом — Сергея Николаевича Меньшикова. Именно он их моделирует, конструирует и коллекционирует. Пообщавшись с Сергеем Николаевичем о его жизни и хобби, я поняла, что узнала еще одну правду о той далекой и такой близкой Великой Отечественной войне – «войне моторов», как называет ее сам Сергей Николаевич.

Сегодня его коллекция представляет собой собранные модели техники числом более ста единиц. Основу составляют советские и немецкие образцы танков. Конечно, помимо них есть еще английские экземпляры, французские, американские и чехословацкие, но их совсем немного. Глядя на собранные модели танков можно делать выводы об эволюции развития технической мысли в танкостроении. Я раньше думала: танк как танк – ну что в нём может быть особенного? Оказывается их огромное количество видов. Танковая промышленность не стоит на месте она постоянно развивается, совершенствуется. Какие-то модели себя отживают, какие-то продолжают существовать, преобразуются. Это целая индустрия, которая живет и развивается как отдельный живой организм, только вот «питается» он за счет войн. И изучать танк приходиться тоже исключительно через боевые действия. Вникая во всё это чуть глубже, становится ясно – кому-то выгодно, чтобы люди воевали. Я спросила у Сергея Николаевича – есть ли у него по этому поводу какие-то мысли? Сергей Николаевич ответил, что много лет занимаясь моделированием, он начал замечать, что модели советской техники и фигурок солдат меньше по размерам на несколько миллиметров, чем остальные, если заготовка от зарубежного производителя. «Хоть Владимир Путин и говорит, что не стоит находить везде политику, всё же думаю, это не просто так» — заключает Сергей Николаевич.

Что такое моделирование, которым так увлеченно занимается герой нашей статьи? Во-первых, это очень кропотливая работа. Не каждый сможет сидеть часами и собирать воедино малюсенькие детальки. Причем каждую деталь необходимо еще и покрасить. Меня поразил один момент: Сергей Николаевич берет в свои руки маленький предмет и объясняет, что это мотор, который он собрал и покрасил. Маленький вентилятор он покрасил черной краской под металл, чтобы деталь действительно выглядела как железная, а отходящие от неё резиновые натяжные приводные ремни он покрасил тоже черной краской, но матовой, чтобы она выглядела как настоящая резина. Уходя домой, я прикинула в уме проделанную им кропотливую титаническую работу. Этот мотор, который в размере не превышает четырех сантиметров, он поставит под капот собранного им танка и навряд ли кто-то когда-то под этот капот заглянет, чтобы оценить по достоинству его мастерство. Но он всё равно сделал так, как положено. Вообще одна из целей, которую он перед собой ставит как в окраске, так и в изготовлении моделей это чтобы на выходе получалась машина максимально приближенная к реальности, он хочет научиться искусству окрашивания, научиться применять какие-то эффекты в художественном смысле этого слова. Например, добавлять на гусеницы или боевую машину эффект грязи. Или, например, он показал модель самохода, обратив внимание на гусеницы, которые проседают между катками. В реальности подобный эффект достигается от тяжести гусениц. Конструируя свои модели Сергей Николаевич, достигает подобный эффект путем частичной склейки гусениц или же покупает на фирмах металлические гусеницы, чтобы они естественным образом проседали.

Во-вторых, моделирование – это получение новой информации. Не зря Сергей Николаевич, считает, что сам процесс изготовления важен не меньше, чем процесс изучения истории по изготовленному им танку. Он и сам с уверенностью не может ответить на вопрос: что для него важнее — история, а потом процесс изготовления или наоборот. Сергей Николаевич уверен, что заниматься стендовым моделизмом, не изучая при этом истории – просто неинтересно и неправильно. Поэтому он моделирует и изучает при этом историю создания, проектирования, результатов боевого применения, преимуществ или недостатков перед вражеской боевой машиной, танком, тягачом, орудием. Каждый танк он может брать в руки и рассказывать про него долго, интересно и доступно. Например, немецкий танк «Тигр 1» являлся лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. «Очень брутальный танк» — говорит о нем Сергей Николаевич. И, тем не менее, по этому пути танкостроения не пошел ни один инженер после войны. Поскольку в ходе ВОВ выяснилось, что техника с шахматным расположением катков — тупиковая ветвь в развитии танкостроения. Причина этому оказалась самой банальной: заезжает, допустим, «Тигр» в Россию, а у нас грязь, весна или осень. Немцы же педанты были — ночью, какая война? Надо спать. Технику оставили, а ночью мороз ударил! Утром танк сдвинуться с места не может – катки друг к другу примерзли, поскольку расстояние между ними маленькое. Вот, пожалуйста, нерациональное использование формы.

Вот еще одна история от Сергея Николаевича о практичности немцев. С танком Т1 Гитлер начал Вторую мировую войну – атаковал Европу. Потом, когда он начал воевать на восточном российском фронте, он согласился, что нужны более мощные танки. Но эти-то куда девать? Здесь была очень хорошая противотанковая броня и гаубица, правда конструктивно устаревшая со времен первой мировой войны. Что делают немцы? Они оставляют шасси танка, башню срезают, делают рубку. Абсолютно не меняя пушку, просто закатывают ее туда,и получается самоходная установка. «Немцы молодцы, что додумались до этого. – Говорит Сергей Николаевич. — Это если можно так сказать — эффективное производство: минимум затрат, максимум пользы. На поле боя с таким-то калибром немцы просто буйствовали».Или вот, например, у нас в 50-е годы был изготовлен танк для тундры, сделанный на четырех гусеницах. Русские всерьез тогда рассматривали войну с севера или на севере.

На самом деле, как считает Сергей Николаевич, ВОВ была войной моторов.

«В то время немцы уже могли себе позволить 8-колесные полностью полноприводные машины.– Говорит Сергей Николаевич. – Для нашей промышленности технологически это было вообще недостижимо. Только в 50-е годы наши обнаружили, насколько немцы были грамотнее нас в этом плане. У них техника была намного лучше нашей. Они обгоняли время технической мыслью.Надо отдать должное нашим дедам, прадедам, что они победили в той войне. Это без ложной скромности. – Спокойно и твердо заключает Сергей Николаевич, задумчиво глядя на свою коллекцию танков.- Просто когда поставишь рядом технику нашу и немецкую, то становится очевидно с кем, с чем и на чем пришлось столкнуться нашим дедам. После этого — хочется им аплодировать».

Вторая цель, которую ставит перед собой Сергей Николаевич в моделировании — попробовать сделать диораму. Это та же модель танка, только окруженная ландшафтом. Конечно, ставить готовые модели в диорамы гораздо красивей, чем на полку. Но постройка диорамы гораздо более сложный процесс, требующий от создателя достаточно серьезных усилий и множество творческих подходов к различным трудностям, которые неизбежно возникнут. Но Сергей Николаевич трудностей не боится. Кстати, изготавливает он не только танки, а еще и фигурки солдат. Он говорит, что существует общепризнанная, мировая практика, согласно которой высший пилотаж в моделировании — это покраска фигурок. Фигурки естественно бывают в разных масштабах и выполняются из разного материала, но независимо от этого их раскрашивание можно прировнять к искусству, которое Сергей Николаевич тоже хочет постичь.

Долгое время занимаясь моделированием, он обнаружил, что у него вокруг, как ни странно очень много союзников – тех, с кем можно посоветоваться. Он говорит, что всё, чем человек занимается – ему помогает. Люди всех профессий могут дать немало ценных советов. Например, однажды, когда Сергей Николаевич сидел у зубного, ему пришла мысль, что идеальное отверстие для ствола танка можно просверлить именно такой дрелью, какой пользуются все зубные врачи и приобрел себе такую. А еще очень много ценных советов ему дал знакомый «золотых дел мастер» – ювелир. Например, он посоветовал ему не пользоваться без крайней надобности всевозможными оптическими приборами. Ювелиры подобные приспособления (с которыми удобно работать с мелкими деталями) берут в крайних случаях, когда зрение действительно подводит, а раньше брать их не стоит. Только благодаря этому совету Сергей Николаевич до сих пор сохранил себе зрение.

Аналогичное хобби для детей

Сергею Николаевичу хочется, чтобы как можно больше детей нашло себя путём увлечения конструированием. Он уверен, что моделирование помогает формированию личности, воспитанию целеустремленности, воли – одним словом формированию человека в школьном возрасте. Он рассматривает моделирование не как школьный предмет, а как одно из увлечений во внеурочное время, хобби. Ведь интерес к хобби формируется, в основном, у человека как раз в детском возрасте. По крайней мере, так было у него. «Если у человека  появиться потребность прочитать, например, дополнительную историческую литературу, выходящую за пределы школьной программы, то в дальнейшем ему будет интереснее жить, учителям будет интереснее с ним общаться» — говорит он.

А помнишь, как всё начиналось

Раннее детство Сергея Николаевича прошло в д. Симинчи. Чуть позже семья Меньшиковых переехала в Красноуфимск. Именно здесь маленький Сережа ходил в  подготовительную группу в садике, а затем в 1 класс школы №1. Потом снова пришлось переезжать: родителей Сергея пригласили с повышением в сельхозуправление в Арти. Из Артей Сергей Николаевич ушел в армию, успев немного поучиться в институте. Два года он отслужил. Вернулся домой и восстановился в институте. Встретил Ольгу Фёдоровну, поженился. У Сергея Николаевича и Ольги Федоровны двое детей. Сын Егор очень хорошо разбирается в военной технике, но сам моделированием не увлекается, как его отец. Он работает детским фтизиатром в областной больнице. Дочь Татьяна – ветеринар. У нее своя клиника в Первоуральске. Еще у супругов Меньшиковых есть внучка Ксюша. «Положительный момент от моделирования, в том, — улыбаясь, говорит Сергей Николаевич, — что дети, да и вообще все друзья и родственники всегда знают, что подарить мне на праздники. Здесь самое главное — не повторяться».

Сегодня Сергей Николаевич уверен, что именно его увлечение моделированием сыграло не последнюю роль в выборе первого ВУЗа и специальности, а учился он на инженера-механика в Свердловском сельхозинституте. «Первое образование очное и советское, а это очень много значит» — говорит Сергей Николаевич. Второе высшее образование заочное он получал в Уральском экономическом Университете (бывший СИНХ): изучал банковское дело «Финансы и кредит». Кроме того, он успел закончить международную школу бизнеса «INSEAD» в г. Москва — в течение двух лет прошел программу для лидеров. Преподаватели в школе были из разных стран: Австралии, Штатов и т.д..Увлечение стендовым моделизмом бронетехники довоенного и военного периода в масштабе 1:35 у Сергея Николаевича началось с детских интересов и увлечений. В своё время родители отдали маленького Сережу в детский дом творчества, раньше это был дом пионеров. Там правда была не модельная лаборатория, потому что таких кружков до сих пор в Красноуфимске нет, а нечто похожее. Ему сразу же стало интересно, зародилась тяга к моделированию. Но было одно серьезное препятствие: в то время всё было в дефиците. Сергей Николаевич не знал где достать необходимые материалы, хотя родители, надо отдать им должное, всегда шли навстречу и всё, что можно было заказать, они заказывали, помогая сыну. Стоит только вспомнить, сколько их семья выписывала журналов и это будет очень большой список. Это и «Левша»,  и «Юный техник», и «Моделист конструктор»,  и «Техника молодёжи», и многое другое.  Хотя, Сергей Николаевич уверен, что лишних денег у них в семье не было. Сегодня он говорит, что если сравнивать современные возможности получения информации и приобретения наборов моделей, то разница с его детскими возможностями несравнимо огромная. Теперь всё можно делать через Интернет.

Сначала Сергей Николаевич  работал в Сбербанке в Артях. Сбербанку было посвящено более 20-ти лет его жизни. В 1998 году с семьей они переехали в Красноуфимск, Сергей Николаевич устроился в учебно-технический центр. Сейчас он работаетздесь заместителем директора.

В летнее время Сергей Николаевич с женой чаще занимается огородами. На хобби больше внимания уделяется в зимнее время. В увлечении ему помогает вся семья.

Мир тесен

Сергей Николаевич рассказывает историю своей семьи, о том, как всё в этом мире переплетается и взаимосвязано. Во время ВОВ Кинегсберская коса имела крайне важное стратегическое значение. Однажды спецназ (в лице разведчиков) штурмовали Кинегсбергскую косу. Один из разведчиков был дядя Сергея Николаевича, который благополучно позже вернулся домой с войны, хотя во время того штурма на Кингсбергской косе его ранило. Впереди разведчиков во время той операции шли саперы, среди которых был дед Ольги Федоровны (жены Сергея Николаевича), которого там тоже контузило (домой он вернулся в 1945 году). Узнали об этом супруги Меньшиковы, когда сопоставив все факты и информацию стали жить вместе. Вот насколько мир тесен… и интересен.1 2 3 4 5 6 7 8

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий