Новости

«Штопор давался ему легко»: техник из Сажино рассказал, как учился летать Юрий Гагарин

Максут Насыбуллин несколько лет служил вместе с человеком-легендой на Северном флоте.

Старший авиационный техник Максут Насыбуллин готовит реактивный самолёт МиГ-15 к полётам.

Для екатеринбуржца Максута Насыбуллина, который в конце 50-х готовил к полётам самолёты для лейтенанта Юрия Гагарина, гибель первого космонавта – одна из главных загадок. Он до сих пор не может понять, как Гагарин, который так хорошо освоил штопор, не смог вывести из него машину и разбился.

Максут Насыбуллин никогда не был в космосе, а с самолётами имел дело только на земле, но неспроста считает День космонавтики и своим праздником. Молодой лётчик-испытатель Гагарин, как и другие его сослуживцы, можно сказать, доверял свою жизнь уральскому технику, который обязан был готовить и проверять учебные машины перед каждым полётом. Сегодня Максут Насыбуллин – особый гость на празднике «12 залпов» в центре Екатеринбурга.

– Я окончил Сажинскую школу, это Сажино, между Арти и Манчажем, – рассказал E1.RU Максут Назипович. – Мечтал летать, поехал поступать в Челябинское училище штурманов, но не прошёл медкомиссию. Но всё равно хотел связать свою жизнь с самолётами и поступил в военно-морское авиационно-техническое училище в Перми.

После курса молодого матроса Максута Насыбуллина направили в Пионерск Калининградской области, а после окончания училища он поехал служить на Северный флот, в посёлок Луостари-Новое возле города Печенга. Так он попал в 769-й полк 122-й авиационной истребительной дивизии ВВС Северного флота СССР.

– Я был техником, обеспечивал полёты днём и ночью, в сложных условиях. Наша дивизия осваивала реактивные самолёты МиГ-15. В 57-м году к нам в полк прибыли выпускники Чкаловского авиационного училища, из Оренбурга, среди них был и Юрий Гагарин.

Лейтенант-техник провожает в полёт лётчика-истребителя Зинченко. Точно так же он провожал и Гагарина – досадно, что именно с Гагариным фото не сохранилось

Лейтенант-техник провожает в полёт лётчика-истребителя Зинченко. Точно так же он провожал и Гагарина – досадно, что именно с Гагариным фото не сохранилось.
Максут Назипович вспоминает, что это тяжёлая работа – постоянные полёты, отработка навыков: взлёт – посадка, полёт по кругу, полёт в зону, стрельбы. В 1959 году Юрий Гагарин и его сослуживцы из Оренбурга стали лётчиками-истребителями 3-го класса.

– Все лётчики прошли через «мои» самолёты, и Гагарин тоже, – вспоминает техник. – Утром мы вместе шли в столовую, потом вместе на аэродром, вечером тоже вместе. С Гагариным вместе и на лыжах ходили, я его обгонял тогда.

Юрий Алексеевич, как помнит его техник, был очень доброжелательным, впрочем, в гарнизоне всё решалось по-доброму.

– Мы были небольшой, дружной командой, командирами были герои Советского Союза, которые прошли войну, перед которыми дрожали и которыми восхищались. Приехала и Валя (жена Юрия Гагарина Валентина, в девичестве – Горячева. – Прим. ред.), они жили в доме барачного типа, в каждом несколько квартир, в каждой 3-комнатной квартире жило по три семьи, – рассказал Максут Насыбуллин. – Конечно, не такое просторное жильё, но неплохое.

Судьба повлияла на будущее Юрия Гагарина: в 59-м году гарнизон расформировали. Если бы не это, Юрий Алексеевич стал бы морским лётчиком, ему даже форму уже выдали. Но гарнизон решили закрыть. Юрий Гагарин и несколько его товарищей поехали на комиссию в Москву, поступать на лётчиков-испытателей. Там был очень строгий отбор, ездили трижды. И наконец в мае 59-го Юрий Гагарин окончательно перебрался в Москву, его зачислили.

Быт гарнизона. Слоников и балерину, которые выставлены на приёмнике, Максут привёз из Свердловска

Быт гарнизона. Слоников и балерину, которые выставлены на приёмнике, Максут привёз из Свердловска
Максут Насыбуллин в 60-м году переехал в Свердловск, устроился работать на Турбомоторный завод, сначала был мотористом-испытателем, потом инженером, потом руководил конструкторским бюро. Он никогда не мечтал быть космонавтом, но и сейчас 83-летний ветеран следит за самолётами в небе, вспоминая своё авиационное прошлое.

– Я очень люблю небо, самолёты. Смотрю в небо – как они летают сейчас! И думаю о том, почему погибли Гагарин с Серёгиным. В 68-м году они разбились на самолёте во время учебного полёта на МиГ-15, машина не вышла из штопора. Но когда Гагарин летал на моём самолёте, они осваивали штопор – это когда по вертикальной спирали самолёт вращается. И он эту операцию очень хорошо знал. Ему всё легко давалось, с улыбкой. Говорил: вот ручку отпустишь, и самолёт выходит из штопора. Я никак не могу понять, почему же это несчастье случилось.

Октябрь 1960 года, вскоре после этого Максут Насыбуллин попрощался с авиацией, но до сих пор 83-летний ветеран сохранил привычку смотреть в небо, наблюдая за полётами

Октябрь 1960 года, вскоре после этого Максут Насыбуллин попрощался с авиацией, но до сих пор 83-летний ветеран сохранил привычку смотреть в небо, наблюдая за полётами.

Поделиться

3 комментария

  1. 0
    -1
    Rating: -1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Порядок вывода самолёта из штопора. Сначала надо прекратить вращение самолёта по спирали педалью противоположной направлению вращения, когда вращение прекратилось затем отдают ручку управления от себя для набора скорости чтоб крыло почувствовало подъёмную силу и затем плавно берут ручку на себя и выводят самолёт в горизонтальный полёт.
    Но тут попросту ему не хватило высоты для вывода самолёта в горизонтальный полёт. Надо было катапультироваться, а не играть в героев спасая самолёт.

    Ответить
    • +2
      0
      Rating: +2. From 2 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Жаль тебя не было с Гагариным — научил бы.

      Ответить
      • 0
        -1
        Rating: -1. From 1 vote.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        Это заключение экспертов, а не моё.

        Ответить

Ответ на 007 Не отвечать