Новости, Новости с фото

Буддизм на морозе

О буддизме в России и жизни в буддийском монастыре «Шад Тчуп Линг» на Урале.

Издревле мы называем Русь православною. Так уж повелось. Но и буддизм оказывается, нам тоже не чужд. Например, в Бурятии, Туве эта религия очень широко распространена. К тому же немногие, наверное, знают, что в 250 километрах от Екатеринбурга, на вершине горы Качканар, стоит настоящий буддистский монастырь Шад Тчуп Линг. Совсем недавно мы там побывали и готовы поделиться с вами информацией.

Наша справка

Буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (в переводе с тибетского — «место практики и реализации») основан в 1995 году в Свердловской области, на горе Качканар, на высоте 878 метров, бывшим российским военным Михаилом Васильевичем Санниковым. Задачу основать монастырь, а также его название и точное месторасположение Михаил Васильевич получил от своего учителя, бурятского наставника, бывшего настоятеля Иволгинского дацана Дарма Доди Жалсараева, когда окончил буддистский институт в Бурятии и получил имя Лама Санье Тензин Докшит. В монастыре живут и практикуют несколько монахов и послушников, их количество в разное время достигает от 3 до 20 человек. «Шад Тчуп Линг» единственный буддистский монастырь на Урале. Основной его функцией является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик. Одним словом он является — образовательным учреждением. По планам ламы Докшит, монастырь будет достроен через 277 лет – к 2295 году. Строительство ведётся круглогодично.

Вот к чему стремится в строительстве монастыря Лама Докшит

А когда-то всё начиналось с небольшой хижины Ламы Докшит, который 20 лет назад в одиночку стал строить монастырскую обитель, спускаясь вниз, в город Качканар, чтобы заработать денег и купить стройматериалов и продукты питания. Сейчас монастырь — это уже комплекс небольших зданий: главный корпус в два этажа и три яруса с гаражом, столовой, библиотекой, детской, кладовыми, алтарной комнатой, чайной и стеклянной галереей. Также есть летняя гостиница и баня. Тут же и вольер для скота: в разное время там живут птица, козы, корова, а сейчас обитают собаки. Одно из ключевых строений монастыря – ступа пробуждения. Это один из важнейших атрибутов буддизма, который устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. На входе расположены правила монастыря, барабаны с изображениями мантр и гонг, чтобы «сообщать» о своём прибытии.

Место для строительства культового комплекса было выбрано не случайно. Монастыри традиционно располагали на возвышенностях, на открытом пространстве. Гора Качканар издревле несла сакральный смысл для местного населения – манси, которые взбирались на её вершину, чтобы здесь поклоняться своим языческим богам. А восточное учение «фен-шуй» однозначно определило точку и даже дату начала строительства. Гора Качканар также хранит памятники, воздвигнутые самой природой, такие, как скальные останцы причудливой формы. Самый известный останец – скала Верблюд, которая находится в трехстах метрах от монастыря и очень популярна среди туристов. Кроме того около горы проходит граница двух частей света – Европы и Азии, а также двух регионов – Свердловской области и Пермского края.

Скала Верблюд

…Узнала я про монастырь «Шад Тчуп Линг» совершенно случайно в 2012 году. Мечтала туда съездить почему-то осенью: золото лесов, воздух, который «можно есть ложками», впитывая в себя богатство осенних красок тайги. Но осенью не пришлось. Попав сюда зимой, я поняла, что снежную гору Качканар просто необходимо увидеть, потому что там нереальная красота, она просто завораживает. Сам лама Докшит в одном из интервью признался, что больше всего ему нравится ветер, который постоянно гуляет на вершине горы. Именно он уносит все лишние мысли прочь. А находится он здесь потому, что «каждый сам выбирает свой вид из окна». Из окон Ламы Докшит открывается живописная панорама Уральских гор!

Руда и Будда

Однако не исключено, что монастырь, построенный за многие годы руками нескольких энтузиастов, может быть стёрт с лица земли. 9 февраля 2016 года на сайте УФССП России по Свердловской была опубликована новость о сносе культового комплекса. ЕВРАЗ (одна из крупнейших вертикально-интегрированных металлургических и горнодобывающих компаний мира), которому принадлежит Качканарский ГОК «Ванадий», требовало снести «самовольно возведенные постройки» с земли находящейся в разработке месторождения железной руды. Тогда монастырь удалось отстоять. Но проблема со сносом своей актуальности не утратила: решение о сносе имеется, но поскольку служба судебных приставов имеет понятные трудности с его осуществлением, оно до сих пор не выполнено.

Буддизм в России

Учение Будды пришло в Россию вместе с калмыками 400 лет назад. Но статус официально признанной религии оно получило только при Елизавете Петровне, в 1741 году. Сегодня в нашей стране представлены разные виды буддизма (тибетский, индийский, шриланкийский, китайский, японский, вьетнамский и др.), все они имеют свои центры и своих руководителей (учителей). Почти в каждом большом городе европейской России найдется буддийский центр. Всего их свыше двухсот. Есть еще традиционные территории: Бурятия, Калмыкия, Тува. Там с начала 90-х идёт массовое строительство храмов. Сейчас их около ста. Тридцать лет назад было три. Так что, Россия – буддийская страна? Сколько же всего буддистов в России?

— Это самый туманный вопрос, — говорит известный этнограф-востоковед Наталия Жуковская журналу «Русский репортер». – Ответ на него столь же туманный. По переписи 2010 года бурят было 462 тысячи, калмыков – 184, тувинцев – 264. Но среди них есть атеисты, шаманисты, православные – просто сложить эти цифры нельзя. Среди русских буддистов тоже хватает. Но сколько? Неизвестно. Основная масса русских принадлежит не к традиционной для России традиции Гелуг, а к другим школам. Самая многочисленная – Карма Кагью. Её адептов около 300 тысяч. Есть еще Сакья, Ньингма. Но их приверженцев вряд ли больше 10 тысяч наберется. Есть буддисты и среди ученых-буддологов. Ну и как их всех считать? По приблизительным прикидкам буддистов в России около полутора миллионов – один процент населения России. Это буряты, калмыки, тувинцы и очень много русских. Число последних растёт с каждым годом.

Люди монастыря

Если в Иволгинском дацане в основном обучаются буряты, калмыки и частично русские, то в монастыре «Шад Тчуп Линг» в число постоянно живущих буддистов в основном входят русские.

Лама Докшит — коренастый мужчина, невысокого роста. Во всем его внешнем виде чувствуется приземистость, основательность. Лишнего слова он не скажет. Если не может на вопрос ответить сразу, то задумывается – несколько минут может повисеть тишина, но потом он обязательно даёт вразумительный ответ. Какая-то размеренность, сосредоточенность в нём присутствует. Это невероятно эрудированный человек: он абсолютно спокойно говорит на любые темы, будь то история страны, её экономика, Гаагский суд или насколько опасен вирус Эболы.

Первоначально лама Докшит жил в монастыре долгое время один. Потом приехала Сатима. Говорит: «Сначала было просто интересно: какой-то дядька строит монастырь – надо посмотреть». Этот «дядька» впоследствии стал её учителем и наставником. Сатима живёт в монастыре 13 лет. Что касается «необычных» имен (Сатима, например), как мне объяснили, другое имя человек получает только тогда, когда окончательно решает связать свою жизнь с монастырем. Вот Сатима, например, в прошлом была Светланой Бурмистровой. С марта 2017 года Светлана Бурмистрова проходит обучение в индийском монастыре Тосамлинг (Дхарамсала), приняв монашеские обеты под именем Нгаванг Лхамо. Однако эти дни она находится на Урале с визитом вместе с другой монахиней из Тосамлинга, Тендзин Дасел, выступая при ней переводчиком на занятиях по медитации, которые она проводит.

Лама Докшит и Сатима

Быт

Когда мы шли в монастырь по зимнему лесу, в моей голове то и дело возникал образ: кругом белым-бело и идёт буддист в одеянии апельсинового цвета. Хотя я, конечно, знала, что здесь на морозе в таких одеждах не ходят — просто таким был мой образ буддиста. Брат мужа узнав, где мы побывали, спросил: «Что вы там делали? Учились боевым искусствам?». Разговаривая на эту тему с мужем, мы сделали вывод, что у большинства из нас уже сформирован образ буддиста и их жизни и сложился он во многом на основе иностранных фильмов. А у русских буддистов оказались наши лица, наши одежды, и общие темы для разговоров. Только пообщавшись можно понять, насколько они трудолюбивые, скромные, начитанные, добрые, разносторонне развитые люди.

В монастыре все разговаривают вполголоса, очень тихо. Вновь пришедшие вливаются в этот спокойный ритм и, как мне показалось, всем от этого было очень комфортно. Садясь за стол, послушники читают сутры – это что-то среднее между молитвами, мантрами и заповедями. Первым прикасается к еде Лама, за ним все остальные. Причем первую ложку пробуют сами (отдают дань Будде), а вторую складывают в специальную тарелку для подношений, которую передают по кругу. Как сказал лама Докшит, не важно, какую по счету ложечку ты положишь в миску и сколько перед этим съешь, здесь важен сам факт – поделиться. По моим скромным наблюдениям эта вымытая мисочка для подношений принадлежала… двум котам, которые живут в монастыре. Имена их: Громосека и Никонор. А всё остальное в жизни буддистов, в общем-то, как обычно. Обитатели монастыря живут деревенской правильной физической работой. Спят в спальниках на полу. Всё очень просто. Главные силы как мне показалось направлены здесь на развитие и поддержание монастыря и работу над своим сознанием.

Кушают буддисты по расписанию, да и вообще живут по режиму дня, который вывешен на видное место. После еды моем посуду. Но поскольку водопровода нет и под раковиной стоит ведро – воду экономим. Роль умывальника исполняет бывшая когда-то в употреблении стиральная машинка «Малютка», ко дну которой по-хозяйски приделан кран. Поскольку всё здесь достаётся непросто и подаётся в небольшом количестве, то понимаешь чуть позже, что даже чуть-чуть пожить в таком месте — это большая школа смирения и понимания того, как мало нам надо для поддержания своей жизнедеятельности и как много мы тратим, спустившись с горы обратно в город. Мы фактически — выращенный искусственно век потребителей. Век людей агрессивных, амбициозных, больше трясущихся над внешним, чем над внутренним своим содержанием, век неоправданно заносчивых, озлобленных и ленивых по сути людей. В отличных от устоявшихся условий жизни, это особенно понимается и ощущается.

Режим дня

Находясь в монастыре, ты постоянно ощущаешь вокруг себя работу. Послушники всё время чем-то заняты: строят или ремонтируют монастырь и технику, учатся и занимаются духовными практиками. Ежедневные бытовые заботы в зимнее время занимают большую часть времени: печи, баня, обеды и вода — вот нехитрый набор для физической медитативной практики. Тем не менее, всю их деятельность можно разделать на мужские и женские обязанности. Дрова насобирать в лесу, воду во флягах принести из источника — это мужское.

«Женская часть» — это кухня с большой русской печью из красного кирпича (местные мужчины, кстати, тоже умеют хорошо готовить). Знаете, это странное чувство для тебя, привыкшей к плитам и микроволновкам и вообще быстрому нездоровому питанию, — встать к русской печи, от которой пышет жаром и хозяйничать около нее: подбрасывать дров в топку, кипятить воду для чая, варить борщ, хватать прихваточкой горячую кастрюлю и заливать ее в чайник, регулировать вьюшку в трубе, чтобы огонь разгорался, но и жар не выходил. Я так освоилась на кухне, что вновь пришедшие принимали меня за постоянно здесь живущую и с порога спрашивали, не налью ли я им чая. С большим удовольствием и по-хозяйски наливала им чая и заново приступала к готовке или заварке чая, если чайник вдруг оказывался пустым. Чай в чайниках должен быть постоянно – местные его очень любят. Да и пришедшим с мороза он приходится весьма кстати. Те из женщин, кто не занят готовкой, занимаются рукоделием. Саунгма «специализируется» больше по мандалам (ритуальный предмет). Сатима делает яркие, красивые и тёплые шапочки. Гостей к работе тоже привлекают. Я, например, за вечер сделала 3 мандалы. Саунгма рассказала, что в зависимости от последней цифры года рождения каждому человеку свойственны определенные душевные качества: как положительные, так и отрицательные. Их корректировке способствует подбор определенных цветовых гамм, как в одежде, так и в элементах декора дома. Считается, что мандалы, сделанные в определенной цветовой гамме, структурируют вокруг себя пространство, создавая для человека определенный психологический настрой. Лучше всего, когда опытный человек подберет для вас необходимую гамму цветов. Нам, например, Саунгма говорила, какие цвета сочетать в той или иной мандлале.

Когда ближе ко сну все освобождаются, то садятся и разговаривают, читают познавательные статьи в интернете, играют в игру «П», делают сувениры. А ещё они общаются по скайпу с учениками монастыря. Когда мы были у них в гостях, послушники как раз общались с Лугмопой, он же Александр Березин, который долгое время обучался буддизму на горе Качканар. Затем он уехал в Тайланд принять полные монашеские обеты и получить буддийское образование. В итоге, в 2014 году он поступает в аспирантуру Королевского буддийского университета. На сегодняшний день Александр Березин, заканчивает обучение в Королевском буддийском университете Таиланда. Он – полностью посвящённый монах (бхикху), носит монашеское имя Дхаммавудхо.

Вот такая она Русь буддийская!

Туристы

За годы существования буддийский храм стал центром не только российского, но и зарубежного паломничества и туризма. Лама Докшит говорит, что с каждым годом людей посещающих монастырь становится всё большие и больше. В 2017 году монастырь посетило 5998 человек (это не считая тех людей, что в монастырь не заходили, а просто посещали гору Качканар). Для сравнения: в 2015 году монастырь посетило около 3000 человек. Туристов здесь принимают всегда: монастырь — учреждение, открытое для всех. Один из послушников, Алексей, обмолвился в разговоре, что сюда не идут, если хочется спрятаться от людей – наоборот, сюда ты приходишь к людям. Здесь происходит постоянное общение послушников с миром. Туристы обычно знают, что в монастырь не поднимаются с пустыми руками: приносят продукты или стройматериалы (о необходимости того или иного узнают через соцсети), разные вкусности или просто пряники к чаю. Всякого, кто пришел, в монастыре обогреют, напоют горячим чаем, накормят и при необходимости уложат спать. В целом, монастырь и существует за счет туристов и бывших послушников, которые жертвуют продукты, вещи или деньги на нужды буддистской общины.

Послесловие

Все мы знаем, что существует три мировые религии и то, что в нашей области существует буддистский монастырь это, по крайней мере, честно. Для желающих познакомиться с религией и попрактиковать есть прекрасная возможность приехать на гору Качканар, а «не мучиться», что не можешь выбраться в далекий Тибет или Таиланд. Да и вообще нам (я имею в виду тех, кто живет в Свердловской области) в этом плане неимоверно повезло. Кстати, никакой идеи миссионерства у буддистов отродясь не было. Они никого за собой не зовут. Работает личная передача «ученик-учитель». Хочешь учиться – учись. Не хочешь – дай тебе твой бог здоровья.

Веселая капелька

Её Величество — Тайга!

11 комментариев

  1. +6
    -1
    Rating: +5. From 7 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Очень интересно и познавательно!

    Ответить
  2. 0
    -2
    Rating: -2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    ага

    Ответить
  3. дмитрий,
    +6
    -7
    Rating: -1. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    идиотизм зашкаливает потом сам себя богом назовет притон сломать всех в тюрму

    Ответить
    • Максим,
      +1
      -2
      Rating: -1. From 3 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Каждый имеет право выбора. Сломайте свой дом или храм куда ходите.

      Ответить
      • Максим,
        0
        0
        No votes yet.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        Ну и в тюрьму сядьте, чтобы Вас не видно было.

        Ответить
  4. Ироник,
    +6
    0
    Rating: +6. From 6 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Каждый по своему… живёт. Главное, чтобы другим не мешали жить такие энтузиасты чего-нибудь.

    Ответить
  5. С.С.Горбунков,
    +4
    0
    Rating: +4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Вот куда я весь прошлый год хотел съездить

    Ответить
  6. Инокентий,
    +2
    -2
    Rating: 0. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Бомжи не хило пристроились. Бабла принесут, дров заготовят, еды валом. Живи не хочу.

    Ответить
    • +2
      -3
      Rating: -1. From 5 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Следуя вашим рассуждениям и церковь неплохо существует: деньги прихожане приносят, да плюс ко всему и государство помогает активно. Чего б попам на дорогих иномарках не ездить и не жиреть? Живи не хочу.

      Ответить
    • 0
      0
      No votes yet.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Они не буддисты, это точно. Не раз про них читал и смотрел по телику.

      Ответить
  7. Марс,
    +1
    -3
    Rating: -2. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Молодцы что организовали такой храм, есть возможность в нашей области посмотреть такую достопримечательность, съездить туда получить для себя что-то новое, поучится духовной практике это круто! А те кто пишут комментарии с негативным отзывом, разбиритесь прежде всего в своем сознании предназначении в этой жизни.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий