Новости

Интервью с Владимиром Терешковым

Уважаемые читатели, сегодня предлагаем вашему вниманию беседу с нашим депутатом Владимиром Терешковым –  председателем профильного Комитета Законодательного Собрания Свердловской области по бюджету, финансам и налогам.

Владимир Андреевич, если можно, начнем с вопроса о законотворческой деятельности Комитета: расскажите, будьте так добры, о законопроектах, рассмотренных Комитетом по бюджету, финансам и налогам в 2017 году.

— Прошлый год был напряженным, потому наш Комитет работал более динамично и насыщенно по сравнению с предыдущим. В течение года Комитет провёл 18 заседаний, на которых мы рассмотрели 23 законопроекта.

На этом месте я обязан констатировать: по итогам законотворческой деятельности Комитетов Законодательного Собрания за 2017 год, самым активным считается именно Комитет по бюджету, финансам и налогам, Вами возглавляемый и рассмотревший наибольшее количество законопроектов.

Поэтому Вам, по-видимому, придется излагать вкратце, дабы не перегрузить наше с Вами интервью номерами, датами принятия двадцати трех областных законов и их названиями, поскольку разбираться в них читателям будет реально затруднительно.

— Будет лучше, пожалуй, пойти немного другим путем и обозначить базовые направления работы депутатов Комитета.

Разумеется,  у решений Комитета по бюджету может быть самая разная специфика. Думаю, и читатели тоже понимают, что работа над бюджетом гораздо глубже, чем простое распределение денег – нужно решить еще и задачи перспективного развития.

— Так вот, отметил бы три таких направления.

В первом – областной бюджет и всё, что с ним связано, включая формирование финансового документа и внесение изменений.

Второй блок касается создания на территории Свердловской области условий для развития бизнеса, обеспечение инвестиционной привлекательности региона с помощью, прежде всего, налоговых преференций.

В 2017 году достаточно большое количество изменений внесено, появились новые законы по различного вида налогам, которые дают возможность  развиваться малому и среднему бизнесу и промышленным предприятиям на среднесрочную перспективу. Что, в свою очередь позволяет значительные средства вливать в реновацию производства, создание новых производств и технологий, создание новых рабочих мест и т.д.

Третье направление – закон о бюджетном процессе, где отражались все новации и изменения, которые сегодня присутствуют и на федеральном уровне, и которые предложены по инициативе губернатора и депутатов Законодательного Собрания. Мы привели бюджетный процесс и закон о межбюджетных трансфертах в соответствие с федеральным законодательством.

А есть законопроекты, рожденные непосредственно в стенах вашего Комитета в результате законодательной инициативы депутатов Комитета?

— Такие законопроекты занимают львиную долю из числа 23-х рассмотренных: 12 законов были инициированы и подготовлены депутатами бюджетного Комитета.

Надо отметить, Комитет провел несколько очень важных выездов в разные территории. Познакомились с промышленным потенциалом Первоуральского городского округа. И не просто посмотрели, а по итогам этих поездок отразили ряд изменений в областном законодательстве. В частности, по вопросам подготовки молодых кадров для промышленного сектора.

Как известно, Комитет провел выездное заседание также в Красноуфимском районе.

— Да, мы побывали и на этой сельской территории, где свои проблемы. Например, в ходе поездки в Красноуфимский округ выявлена проблема, характерная для сельских территорий, — слабое развитие потребкооперации. У нас на территории области масса населенных пунктов, куда никогда не зайдут крупные торговые сети, а населению нужны хлеб, молоко, продукты питания, предметы первой необходимости.

Где их брать? В потребкооперации. Но очень многие небольшие магазинчики убыточные, а убытки перекрываются за счет подсобных производств. 

Но небольшие магазины могут там развивать торговлю. Тема на сегодняшний день находится как бы в тени, но ее надо решать. Рабочая группа нашего Комитета готовит предложения для внесения изменений в два федеральных закона, позволяющих потребкооперации развиваться более активно и динамично. Иначе потребкооперация погибнет просто.

Владимир Андреевич, теперь давайте немного поговорим о том, и  что ждет нас в текущем году с финансовой точки зрения. И начнем с того, что 5 декабря 2017 года Законодательным Собрания Свердловской области принят бюджет региона 2018-2020 годы в окончательном чтении. Депутаты в этот день, говоря образно, довели корабль областного хозяйства до нового старта.

— В работе над базовым финансовым документом приняли участие практически все депутаты Законодательного Собрания, правительство Свердловской области на уровне первых лиц и их заместителей. Ведь наша общая и главная задача с исполнительной властью – принять реальный бюджет, который бы обеспечивал сбалансированное развитие всех отраслей областного хозяйства.

Работа в прошедшем году была насыщенной и в экономической сфере. Главный финансовый документ рассматривали четыре раза на заседаниях временной согласительной комиссии, на которых обстоятельно рассмотрены все государственные программы, заложенные в основу формирования бюджета. Было создано 9 рабочих групп по различным направлениям финансирования, где также прошло бурное обсуждение проблем – в основном для требующих вложения малых городов региона, которые требуют своего решения в ближайшие три года.

Результаты работы согласительной комиссии по доработке бюджета отражены в итоговом протоколе.

За что проголосовала согласительная комиссия по итогам согласованной балансировки проекта бюджета на 2018 год? Удалось ли увеличить доходную часть бюджета?

— В итоге бюджет был несколько доработан – его доходная часть увеличилась на 3,8 млрд. рублей. Расходы, правда, выросли больше – на 4,1 млрд. рублей да плюс 9,3 млрд. рублей составят межбюджетные трансферты, обозначенных в ходе осенних согласований заявок самих муниципальных образований.

Какой получился бюджет? Как будут израсходованы заложенные средства? Как обстоят дела с социальным направлением бюджета?

— Законом о бюджете предусмотрен, как видим, общий рост доходов, общий рост расходов, снижение дефицита бюджета. Если оценивать по этим параметрам проект бюджета, можно сказать, что сохранена положительная динамика развития.

Мы решили множество вопросов из разных сфер. Комитет по бюджету к решению вопросов социальной политики подходил очень внимательно, и я могу сказать, что бюджет области социально ориентирован.

Из бюджета на образование потратят 58 млрд. рублей, на выполнение законов социальной направленности, это все выплаты и компенсации – 67 млрд. рублей. В сферу здравоохранения будет вложено около 18,3 млрд. рублей, а на ремонты дорог направят 12,6 млрд. рублей. На развитие экономики, на обеспечение сельских населенных пунктов круглогодичной связью с автомобильными дорогами в 2018 году выделяется 60 млн. рублей с многократным увеличением на 2019 год.

Предусмотрена и льготная газификация для многодетных семей, предоставление бесплатной юридической помощи и вопросы ЖКХ. Именно эти проблемы уральцев – в пятерке самых острых. Программа «Пятилетка развития», принятая губернатором Евгением Куйвашевым, продлится и в следующем году.

Значительно большие суммы будут направлены на социальные выплаты, здравоохранение и ремонт дорог. Также продолжатся выплаты из бюджета многодетным семьям за рождение третьего и последующих детей.

Владимир Андреевич, а облегчится ли, согласно новой программе, инициированной президентом Владимиром Путиным, жизнь некоторых родителей первенцев в Свердловской области?

— Да, в конце 2017 года в соответствии с поручением президента России Владимира Путина изменилось федеральное законодательство. Наш Комитет намерен на основе оперативной информации проанализировать итоги исполнения областного бюджета за 2017 год. Это поможет выделить направления, которые должны быть учтены при внесении изменений в бюджет региона в 2018 году.

И в самое ближайшее время будут внесены изменения в бюджет Свердловской области и запланированы средства на реализацию инициативы президента о введении с 1 января наступившего года ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребёнка. Изменения, вносимые в региональный бюджет, будут сначала рассмотрены в рамках Комитета по бюджету, финансам и налогам. Считаю, что для этого есть позитивные предпосылки: неплохая динамика в экономике области. У нас в январе будет переходящий остаток по налогу на прибыль предприятий. Будут и дополнительные доходы.

Помимо этого, в Законодательном Собрании уже готовят списки молодых семей, нуждающихся в финансовой поддержке при рождении первого ребенка.

Владимир Андреевич, невозможно не затронуть более подробно еще одну обсуждаемую и болезненную тему – финансирования здравоохранения.

— Начну с нескольких примеров. С точки зрения развития человеческого потенциала на службу «Скорой медицинской помощи» в 2018 году предусматривается более 9 млрд. рублей. Мы намерены проанализировать размещение и финансирование объектов здравоохранения первого уровня в свете проведенной оптимизации. Депутаты рассмотрят все  предложения местных властей и областного правительства по данному вопросу. Также в ближайшее время Комитет по бюджету совместно с Комитетом по социальной политике рассмотрит схему размещения объектов здравоохранения в муниципалитетах на территории Свердловской области.

Есть необходимость изменения объемов бюджетных ассигнований по ТФОМСУ. Поэтому по инициативе депутатов социального и бюджетного Комитетов был подготовлен блок обращений в Государственную Думу по увеличению финансирования по некоторым направлениям, по которым Федерация не исполняла в полном объеме свои обязательства перед субъектом РФ. Это касается Территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, это касается обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мы, депутаты ЗакСобрания, надеемся, что нас услышат.  Надежду вселяют 8 млрд. рублей, дополнительно выделенных ТФОМСу Свердловской области на 2018 год. Это, по моему мнению, очень серьезная поддержка здравоохранения.

Следующий вопрос, как раз касается проблемы предоставления жилых помещений детям-сиротам.

— В 2010 — 2016 годах в Свердловской области всего жильем были обеспечены 3916 детей-сирот.

Ежегодно областью перевыполняется показатель результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджету Свердловской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам, а также из областного бюджета выделяются дополнительные средства сверх установленного уровня софинансирования с федеральным бюджетом. Так, в 2016 году было запланировано обеспечить жилыми помещениями 180 детей-сирот, фактически жильем был обеспечен 531 человек. В планах 2017 году было 305 человек, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, ожидаемое фактическое обеспечение составит 797 человек.

В настоящее время 4809 детей-сирот остаются необеспеченными жилыми помещениями. Однако бюджетных ассигнований, запланированных на эти цели в 2017 и 2018 годах, для решения этой проблемы недостаточно. Дополнительная потребность составляет более 6,9 млрд. рублей, в том числе для исполнения решений судов – 2,7 млрд. рублей.

Федерация, к сожалению, свои обязательства выполняет не в полном объеме. Этот вопрос нами обсуждался на заседаниях двух Комитетов Законодательного Собрания Свердловской области. По результатам обсуждений мы приняли решение обратиться с вопросом по увеличению субсидии на предоставление  жилья детям-сиротам, как я уже говорил, в Государственную Думу Российской Федерации.

И в завершение о том, как заинтересовать потенциальных инвесторов. Как лично Вы оцениваете инвестиционную привлекательность нашего региона, и какими способами, на Ваш взгляд, можно улучшить ситуацию в этой сфере? Так сказать – как уважить предпринимателей?

— Федеральным законодательством в ноябре 2017 года внесены изменения  в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми изменяется порядок расчета сроков, используемых для уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками – резидентами территорий опережающего социально-экономического развития. Принятые изменения приводят областной закон в соответствие с новеллами Налогового Кодекса РФ.

Еще одна тема, которой депутаты бюджетного Комитета будут уделять большое внимание, – анализ эффективности областного законодательства, касающегося предоставления налоговых льгот для бизнеса. Мы уже начали работу в этом направлении в прошлом году. Наша цель – совершенствование областных законов для создания условий роста экономики региона и развития предпринимательства в территориях Свердловской области. Рассмотренный законопроект регулирует случаи, когда налогоплательщик – резидент территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Свердловской области, не получил прибыль от деятельности в течение налоговых периодов, указанных в федеральном законе. По сути, принятые изменения в областной закон дают возможность резидентам продлить срок уплаты налога на прибыль организаций по пониженной ставке.    

Принятый законопроект входит в пакет налоговых законов, разработанных областным парламентом в целях повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области.

Владимир Андреевич, хотелось бы еще попросить Вас рассказать о работе с наказами избирателей. Понимаем, что это не вопрос Комитета по бюджету, но о наказах люди спрашивают всегда и всех депутатов. Быть может, этот вопрос оставим – как затравку, для следующей беседы?

Спасибо Вам огромное!

Поделиться