Новости

Национальная одежда народов Красноуфимского уезда конца XIX начала XX вв

13 марта в исторической экспозиции Красноуфимского краеведческого музея открылся обновленный экспозиционно-выставочный комплекс, показывающий национальную одежду народов Красноуфимского уезда, бытовавшую в период с конца XIX, а некоторые вещи носили и до середины XX веков.

Комплектование национальной старинной одежды, ее хранение, а затем и реставрация для любого музея являются делом непростым. Наш музей также испытывал определенные трудности. С появлением в музее должности художника-реставратора ситуация поменялась в лучшую сторону. С 2010 года в этой должности стала трудиться Л.А.Кобякова — художник-реставратор по тканям, которая постепенно стала возвращать историческую цельность — «вторую жизнь» предметам из коллекции «ткани».

Население нашего края многонациональное, здесь живут русские, татары, марийцы, другие народы, но их значительно меньше. По последним статистическим данным в крае проживает более 15 национальностей. Посетителей музея интересует история: кто здесь жил раньше, чем занимались люди, какой веры были, как выглядели? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Этому следуем и мы, музейные работники, стараемся показать в экспозиции то, что интересует людей. А как определить, какой национальности был человек? Конечно, по его национальной одежде.

В первой витрине показан комплекс женской татарской одежды, состоящий из платья, жилета темно-зеленого бархатного, головного убора – платка и тюбетейки. Показаны также женские украшения: браслет, серьги из белого металла.

Мужская будничная одежда состоит из рубахи, штанов, головного убора – тюбетейки. Тюбетейка представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой –шелком, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не всегда украшались тюбетейки из бархата. В нашей местности носили тюбетейки с плоским верхом (круглым околышем).

В следующих двух витринах экспонируется русская национальная одежда. Будничный женский сарафанный комплекс, состоящий из ситцевого сарафана с рубахой белого цвета и фабричного пояса, дает представление о том, как выглядела женщина-крестьянка. Из мужского комплекта одежды выделяется рубаха, украшенная вышивкой, и пояс, вытканный из шерстяных нитей. Кисет, связанный из хлопчатобумажных нитей, бытовал в семье К.С.Нефёдовой. Одежду дополняет обувь – лапти лыковые мужские и женские.

Интерес представляет и комплекс старообрядческой женской одежды: сарафан косоклинный с белой рубахой, рукава которой оторочены кружевом, подпоясанный домотканым поясом из шерстяных нитей с надписью: «Моли бога о мне святой угодник божия Мария яко аз усердно к тебе прибегаю скорой помощи и молитвеннице о душе моей 1913 года января 30».

Передник праздничный, украшенный вышивкой из шерстяных нитей.

Ботиночки женские кожаные в первой половине XX века носила А.П.Романова.

Народ мари относится к финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

В экспозиции нашего музея показан комплекс женского праздничного костюма с шимакшем – головным убором замужней женщины. Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Шапочка такийя – головной убор девушки.

Комплект мужской марийской одежды: рубаха из холстяной пестряди, штаны льняные домотканые, пояс домотканый, украшенный шерстяными нитями, дополняют представление о национальной марийской одежде мужчин. А картина Н.В.Царевниковой «Портрет Е.Е.Капитоновой – жительницы с.Юва» наглядно демонстрирует марийскую женскую национальную одежду.

Национальная одежда является одной из главных составных частей материальной культуры любого народа.

Данный обновленный экспозиционно-выставочный комплекс стал возможным благодаря усилиям многих специалистов. По заданию директора Л.А.Лавровой художником-оформителем А.В.Кузнецовым был разработан эскиз конструкций для одежды, металлическая часть которых была изготовлена кузнецом предприятия ИП Леонтьев, а манекены предоставлены ИП Самохвалов. Научно-фондовой работой по подбору экспонатов занималась заведующая фондами Т.В.Шистерова. Самая большая часть времени была затрачена художником-реставратором по тканям Л.А.Кобяковой на кропотливую и трудоемкую работу по реставрации и подготовке к экспонированию одежды. Художник-оформитель А.В.Кузнецов, совместно со старшим научным сотрудником Л.Е.Алексейчик и смотрителем Д.А.Мубаракшиной занимались оформлением одежды для экспонирования. Много работы у А.В.Кузнецова было по подготовке муляжей фигур, на которых и была размещена одежда.

Ждем от красноуфимцев предметов музейного значения для дальнейшего их экспонирования и приглашаем посетить музей семьями, коллективно.

Поделиться

34 комментария

  1. +30
    -3
    Rating: +27. From 33 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Территория Башкирии простиралась от Поволжья до реки Табол, Красноуфимск исторически и географически находился на землях башкирского народа. В вашей статье о коренных жителях не сказано ни слова. Видимо башкиры в Красноуфимске вымерли как индейциы племени Майя. Башкиры владели данными землями на вотчинных правах. а инородцев то есть, народы иной национальности которые мигрировали с центральной части России вотчиники припускали к своим землям и наделяли их определёнными правами на обработку земель, лесов и т.д. Красноуфимская крепость была основана так же не без определённой роли башкир. Так как в 18 веке индустриализация Урал проводимая царём Петром и царицей Екатериной изымала у башкир законными и незаконными способами земли принадлежащие им по праву. Татищев на центральных площадях сжигал башкирских женщин для оказания давления на воставших против царского произвола воинов. Братьев татар и марийцев башкирцы припускали к себе со времён царя Ивана Грозного в период насильного крещения. В 20 года 20 века башкир по приказу большивиков насильно переписовали в татар. Вам ли работники музея об этом не знать? Сегодня многие татара Красноуфимского района, Ачитского, Артинского, Михайловского районов рассказывают о своих башкирских корнях (о дедах и прадедах), но так как в результате переписи в 20, 50, годах советская власть их приписала к другому народу таковым они и считают себя. Башкиры это очень духовный народ который достоин внимания и уважения. Башкиры бок о бок с казаками во времена лихолетий воевали защищая Россию. При подавлении крестьянского бунта 1773-1775 г. под предвадительством Емельяна Пугачёва башкиры пострадали больше всего и это отразилось на судьбе гордого народа. Башкиры чтят героя этих событий и САЛАВАТ ЮЛАЕВ изображён на гербе республики. А вот Емельян Пугачёв почти забыт.
    Дорогие краеведы не искажайте истории, уделяйте внимание всем нарадам в равной степени. Культура многогранна, а не троеугольна, что вы продеманстрировали в своей статье.

    Ответить
  2. +8
    -18
    Rating: -10. From 26 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    123, зачем вы передёргиваете исторические факты? Башкиры -это не коренной народ Урала, это захватчики. Башкиры отобрали земли у настоящих коренных народов: ханты и манси. И подучите русский язык…

    Ответить
    • +19
      -4
      Rating: +15. From 23 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Согласен с Вами, про народы: ханты и манси, но про них тоже не слова. Исторические факты мы не передёргиваем, а лишь констатируем факты с 16 по 20 век. Ни один хант не был подвергнут сжиганию на площадях. К большому сожилению поселений северных народов в Красноуфимском районе не осталось.

      Ответить
      • +17
        -6
        Rating: +11. From 23 votes.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        Согласна с Вами во всем.Что за дискриминация над башкирами ?Так-же хочу сказать,что на фото ,где изображен якобы национальный татарский костюм, есть большая ошибка. Головным убором татарского женского костюма на манекене почему-то надет национальный БАШКИРСКИЙ красный платок.ПОЧЕМУ? А также, на заднем фоне изображен национальный башкирский орнамент. Если уж и изображать татарский костюм и атрибутику , то тогда уж до конца , а не тяп-ляп.

        Ответить
      • +3
        0
        Rating: +3. From 3 votes.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        сожАлению…

        Ответить
    • +12
      -1
      Rating: +11. From 13 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Переходя к вопросу башкир родов Куш-
      чи, Сызги и Упей, следует сказать, что они и
      другие башкирские подразделения являются
      коренными обитателями Южного и Среднего
      Урала и, в частности, территории современной
      Свердловской области. Персидский историк
      XIV в. Рашид ад-Дин, записавший один из
      вариантов древнего дастана тюрков-огузов
      «Огуз-наме», приводит следующие сведения:
      «…Что касается страны Курал и Башгурд, то
      ее жители были непокорным и коварным наро-
      дом. В силу своей надменности и гордости они
      ни перед одним правителем не склоняли своей
      головы

      Ответить
    • +9
      -1
      Rating: +8. From 10 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Польский историк и географ Матвей Меховский (1457–1523) писал: «За Московией на северо-востоке, на краю северной Азии, собственно назы-ваемой Скифией находятся… Пермь (Perm), Башкирия (Baskird), Чиремисса (Cziremissa), Югра (Iuhra) и Корела (Corela)»2
      . Очевидно, названия «Курал» ( ) и «Корела» (Corela) соответствуют друг другу. По этому поводу в свое время высказывался историк М. Г. Сафаргалиев: «На восточных склонах Верхнего Урала, должно быть, и проживал этот народ, “курал”. В Мюнстерской карте XV в. на восточных склонах Урала куралы помещены под
      названием “Coreli”, в котором легко можно узнать современных карелов, живших тогда в близи Урала…»3 Как можно заключить, куралы (карелы), жившие на восточной стороне Уральских гор рядом с Югрой, на юге граничили с башкирами. Не случайно, арабский энциклопедист XIV в. аль-‘Умари сообщал,что «страны Сибирь и Джулман4 примыкают к башкурдам»5

      Ответить
  3. Марфуга
    +12
    -1
    Rating: +11. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    У нас вообще кроме татар,русских и марийцев другие народы не замечают. Татаризация проведённая большевиками даёт свои плоды. В Михайловске орнамент (тамбурная вышивка) башкир северовостока запатентовали как татарский. Национальные костюмы используемые татарскими художественными коллективами на половину собраны с применением башкирских костюмов. Например татара Бугалыша, Сызгов и Рахмангулово носят башкирские платья, и стесняются признать свои корни. Среди них есть и уважаемые мною истенные татарочки, но в большей степени я согласна с 123 башкиры переписаны в татар и это страшно так как исчезает целый народ. Исчезает красивый язык, культура и история. В России каждый народ имеет право на свою культуру, а судя по статье то нет.

    Ответить
  4. +4
    -1
    Rating: +3. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Было да прошло,сейчас братья все кто в России!Единая Россия сильная Россия!Русские и русских так же жгли,а вообще в каждом есть часть башкира и татарина и араба и кого только нет в крови по днк!

    Ответить
  5. 0
    -4
    Rating: -4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Резерваций пока нет и ладно! Как в америке! Скоро будут ! Для русских при такой власти!

    Ответить
  6. волкова
    +6
    -12
    Rating: -6. From 18 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    «Татищев на центральных площадях сжигал башкирских женщин для оказания давления на воставших против царского произвола воинов». Татищев этого не делал. Возможно, вы перепутали фамилии. Это делал Тевкелев на определенном этапе истории, кстати, он по национальности башкир. Не надо спорить о том, какая часть костюма какому народу принадлежит. В Красноуфимском уезде так быт и нравы народностей перепутались, да и сами народности, что не известно кто чей, тем более детали костюма. В Сарсах, в 1870-х годах, например, марийцы носили тюбетейки, а это часть татарского костюма. (могу ссылку дать). Башкирцам не надо обижаться, есть памятник их национальному герою Салавату Юлаеву в Красноуфимске. Так случилось, что Красноуфимская крепость построена на земле башкир Сызгинской волости, Сибирской дороги, Уфимской провинции, а в настоящее время Сызги татарская деревня. Время много меняет. значит в каком-то периоде башкирцам было выгодно назваться татарами. В Натальинске есть семьи состоявшиеся из коренных сызгинцев и приезжих башкирок. Выставка костюмов в краеведческом музее сделана с любовью к народам.

    Ответить
    • +10
      -2
      Rating: +8. From 12 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      В XVII в. в
      сословие тептярей на правах припущенников
      стали вливаться тысячи представителей наро-
      дов Поволжья – казанских «татар» (чувашей-
      мусульман), черемисов (марийцев), чувашей
      (язычников и христиан) с правого берега Вол-
      ги, служилых мещеряков (мишарей), удмуртов
      и др. Все они были арендаторами башкирских
      земель и находились в зависимости от «аса-
      бов» и власти считали их «подданными» по-
      следних. Припуск инородцев в башкирские
      вотчины осуществлялся из соображений эко-
      номической выгоды. Среди них могли быть
      припущенники весьма высокого ранга, на-
      пример, генерал-майор А. И. Тевкелев.

      Ответить
    • Марфуга
      +1
      0
      Rating: +1. From 1 vote.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Ранее Вы писали, что Тевкелев из башкир, а оказалось? Сами себе противоречите.

      Ответить
  7. волкова
    +6
    0
    Rating: +6. From 6 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    в) башкирцы Красноуфимского уезда обитают по реке Уфе, речкам, впадающим в ее левую сторону, и другим. Большая часть по роду их деятельности – юртовые, а прочая кочующие. Разделяются по старшинам, под командой кантонного помощника 564 башкирца в 18 деревнях: Азигулова, Сыски, Озерки, Шукурова, Акбашева, Кургат, Бектенина, Рахмагулова, Усть-Баяк, Усть-Бугалыш, Гайна(Афанаскова); под командой особого старшины 230 башкирцев в 4-х деревнях Каркеева, Янгурчина, Аблаш, Елдашева; у другого старшины 89 башкирцев в 2-х деревнях Кущинской волости Кызылбаевой и Азикеевой; у сотника 229башкирцев в 5-ти деревнях Аркаева, Шукурова(помянутой уже), Уфы-Шигирова. Башкирцев 1112 мужского и 1091 женского пола. (Хозяйственное описание Пермской губернии. 1800г. Н.Попов)

    Ответить
  8. волкова
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    г) в Красноуфимском уезде татара разделяются на 2 рода: первые платят подать, вторые повинности — наравне с государственными крестьянами, как выше упомянутые в других уездах. В Юлаевской волости 750 мужского, 796 женского пола, в деревнях Юлаева, Бердыкаева, Истекаева при Сылве; Турыш, ВерхТурыш. В Манчажской волости 238 мужского, 215 женского пола. Шерама, Арыкова при речке Бисерти, Верхний Бояк и Средний Бояк при речке того же имени, текущей слева в реку Уфу.
    В Енапаевской волости 578 мужского, 552 женского пола, где деревни Сарс, Енапаева при реке Ирени и Усть Ария.
    Второго рода татара называются ясашные. В контугановской волости 214 мужского, 222 женского пола. Деревни Верх Пут при речке Пут и Кантуганова-платят 72 ясака по 2 рубля каждый. Вместе с ясашными черемисами 112 ясаков. Лисицами, оленьими и лосиными кожами, в доход Кабинета. Сверх того с них собираетя по 26копеек с души на содержание полковых, подъемных и артиллерийских лошадей. Всех татар обитающих по ту сторону Уральских гор считается 4915.

    Ответить
  9. волкова
    +4
    0
    Rating: +4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    тептяри и бобыли произошли при покорении Казанского царства под Россий-скую державу из сошедших в Уральские горы черемис, вотяков, чуваш, мордвы, татар, которые имея разные языки и обычаи так перемешались между собой, исключая татар, что часто трудно узнать, от какого точно народа они происходят. В Красноуфимском уезде в числе тептярей находящиеся вотяки так перемешались с чувашами, которых до 1736 года особенно много было около Титешных гор, что теперь название этих сохраняется только в именах некоторых деревень, Чувашковыми называемых. Тептяри в своем образе жизни, языке и исповедании более подражают тем народам, от которых произошли.
    В Красноуфимском уезде тептяри и бобыли состоят под командой особенного старшины, в числе которых татар 573 мужского, 558 женского пола, черемис и вотяков 101 мужского, 1125 женского пола: всех 1568 мужского, 683 женского пола.

    Ответить
  10. волкова
    +4
    0
    Rating: +4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Вогуличи, называющие себя мансами, считаются одного происхождения с зырянами, пермяками, вотяками, черемисами, чувашами и другими, т.е. финского или чудского поколения, хотя их язык отчасти сходный, много разнствует от языков этих народов; в собственном их языке по разным местам произошли разные наречия, например, вогуличи отца называют: Кунгурские-сязим, Чердынские-сез, Верхотурские-чача. У большой части слов отличительное произношение, бога именуют: Кунгурские-таром, Чердынские-тором, Верхотурские-тарм. В Кунгурском уезде обитают в деревнях Копчиковой, Бабенке по реке Чусовой. В Красноуфимском уезде в деревне Шигаевой при реке Сылве, в 7-ми верстах ниже Сылвинского завода. В этих трех деревнях, причисленных к Чусовской волости Кунгурского уезда, ясашных вогул 76 мужского пола. Будучи давно Грекороссийского исповедания, женятся по большей части на девках русских крестьян, оттого так переменились, что ничего отличительного от русских крестьян не имеют, потому уже не все могут говорить по вогульски, все преимущественно употребляют российский язык; также в одежде, строении домов и в хозяйстве не видно отличия от русских крестьян.

    Ответить
  11. волкова
    +4
    0
    Rating: +4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    О марийцах …черемиса, принадлежащие к финским народам, обитают несравненно больше в Красноуфимском уезде по рекам Сылве, Уфе и других. В Тебеняковской волости 500 мужского, 488 женского пола, в деревнях Тебеняковой, Иванковой, Каршах, Васкине, верхнем Потаме. В Енапаевской волости 84 мужского, 82 женского пола в деревне Кашкине. В Манчажской волости 387 мужского, 419 женского пола в деревнях Афанаскове, Ключиках, Курке, Пантелеевой.
    В Кантугановской волости ясашных черемис, платящих 40 ясаков по 2 рубля (с ясашными татарами 112 ясаков) лисицами, лосиными и оленьими шкурами, 104 мужского, 106 женского пола, в том числе новокрещеных 20 мужского, 20 женского пола. Этот ясак поступает в доходы Кабинета, сверх того ежегодно с них собирается по 26 копеек с мужской души на содержание полковых подъемных и артиллерийских лошадей. Прочие черемиса платят подать наравне с государственными крестьянами, отдают рекрут и несут прочие повинности.

    Ответить
  12. +3
    -2
    Rating: +1. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Начальник Оренбургской экспедиции
    И. К. Кирилов писал: «Вышеописанные баш-
    кирцы до российского подданства разделялись
    по родам, что с начала российского владения
    названо волости…»1
    Как говорилось выше, башкиры счи-
    тали, что их вотчинное право на землю, ко-
    торым не владел, кроме них, ни один народ в
    Московском государстве и Российской импе-
    рии, имеет своим источником установления
    Чингиз-хана и его потомков. Один из вождей
    башкирского восстания 1735–1740 гг. старши-
    на Кыр-Кудейской волости Сибирской дороги,
    мулла Юлдаш Суярымбетов, в своем письме
    начальнику Комиссии Башкирских дел брига-
    диру М. С. Хрущеву заявлял: «…деды отцы
    наши от предков мусульманских и ногайских
    ханов владели вотчинными землями и вода-
    ми»2
    . В 1766 г. башкиры писали в Екатери-
    нинскую Уложенную комиссию: «Имеются у
    нашего башкирского народа вотчинные зем-
    ли со всеми при них угодьями, состоящие во
    владении издревле, как еще наш башкирский
    народ находился под властью ногайских ха-
    нов…» Затем башкиры «те свои вотчинные
    земли утвердили и от Российской Ея импера-
    торского величества державы грамотами»3
    .
    Имеется ряд документов, свидетельствующих
    о том, что вотчинное право башкир существо-
    вало до вхождения Башкирии в состав Рус-
    ского государства4
    . После принятия русского
    подданства башкирские роды получили под-
    твердительные царские грамоты на свои вот-
    чинные земли5
    .
    Словом, русские цари лишь подтверж-
    дали владельческое право башкир.

    Ответить
  13. википедия
    +16
    -2
    Rating: +14. From 18 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Кутлу-Мохаммед Тевкелев — татарский мурза, изощрённый умелец подавлять восстания.

    Ответить
    • волкова
      0
      -11
      Rating: -11. From 11 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      башкир тевкелев подавлял восстание башкирцев

      Ответить
      • википедия
        +11
        0
        Rating: +11. From 11 votes.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        почитай о роде Тевкелевых. Татарский мурза он!

        Ответить
      • Марфуга
        +10
        0
        Rating: +10. From 10 votes.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        Татарский мурза — это башкир? Я Вас умоляю.

        Ответить
  14. +10
    -3
    Rating: +7. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Оренбургский губернатор Д. В. Волков пи-
    сал в Сенат: «Все бывалые в здешних ме-
    стах ведают, что каждой и самой подлой (т. е.
    низкого происхождения. – авт.) башкирец
    почитает себя за некоторого дворянина, по-
    добно украинским казакам, каждый щитает,
    что он собственную землю владеет…»1
    Они
    гордились тем, что не имеют над собой го-
    спод, посредством которых верховная власть
    могла бы ими манипулировать. Казанский
    губернатор П. М. Апраксин в письме к Петру
    I обреченно пишет: «О тех башкирцах до-
    ношу тебе, государю: народ их проклятый,
    многочисленный и военный да безглавный,
    никаких над собою начал, хотя б так, как на
    Дону, подобно атаманы, и таких не имеют»2
    .
    Простой народ и «лучшие башкирцы» (беи,
    батыры, тарханы и др.) представляли собой
    единое целое и действовали по принципу
    «один за всех и все за одного».

    Ответить
  15. +10
    -4
    Rating: +6. From 14 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Исторически башкирский народ состоял
    из более 40 территориально-клановых
    подразделений (родовых волостей),
    члены каждого из которых, по легенде, вос-
    ходили к единому предку. Одними из них были
    родовые подразделения Кошсо (Кушчи), Сызги,
    Упей, представители которых населяли северо-
    восток исторического Башкортостана. Русский
    лексикограф Владимир Даль писал: «Народ
    башкурт разделился с незапамятных времен на
    племена или, как их называют у нас, на волости;
    у каждой волости свой уран, отклик, рукопри-
    кладный знак, свое дерево и птица, розданные,
    как верит народ, самим Чингиз-ханом…»1

    Ответить
  16. +10
    -4
    Rating: +6. From 14 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Как говорилось выше, башкиры счи-
    тали, что их вотчинное право на землю, ко-
    торым не владел, кроме них, ни один народ в
    Московском государстве и Российской импе-
    рии, имеет своим источником установления
    Чингиз-хана и его потомков.

    Ответить
  17. +6
    -2
    Rating: +4. From 8 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    В 1766 г. башкиры писали в Екатери-
    нинскую Уложенную комиссию: «Имеются у
    нашего башкирского народа вотчинные зем-
    ли со всеми при них угодьями, состоящие во
    владении издревле, как еще наш башкирский
    народ находился под властью ногайских ха-
    нов…» Затем башкиры «те свои вотчинные
    земли утвердили и от Российской Ея импера-
    торского величества державы грамотами»3
    .
    Имеется ряд документов, свидетельствующих
    о том, что вотчинное право башкир существо-
    вало до вхождения Башкирии в состав Рус-
    ского государства4
    . После принятия русского
    подданства башкирские роды получили под-
    твердительные царские грамоты на свои вот-
    чинные земли5

    Ответить
  18. +13
    -4
    Rating: +9. From 17 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Лишь некоторая
    часть народа, лишившаяся в силу тех или иных
    причин своих вотчинных земель, переходила
    в разряд башкир-припущенников или в сосло-
    вие тептярей. Потеряв землю, башкир пере-
    ставал считаться «асабом», т. е. членом кор-
    порации землевладельцев-вотчинников. Тем
    не менее, он сохранял свою национальную
    идентичность, о чем красноречиво говорят ар-
    хивные материалы: если по государственным
    переписям населения (ревизиям XIX в., сель-
    скохозяйственным переписям 1917 и 1920 гг.)
    жители многих селений северо-западной ча-
    сти Башкирии учитывались как тептяри, то в
    метрических записях Оренбургского магоме-
    танского духовного собрания они называли
    себя башкирами.

    Ответить
  19. +27
    -29
    Rating: -2. From 56 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    задрали со своим курултаем

    Ответить
  20. +13
    -2
    Rating: +11. From 15 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Деревня Битково (Бишково) в 1834 г.состояла из 20 дворов с 54 башкирами, в 1859 г. в 12 дворах взят на учет 91 чел. Жители – башкиры-вотчинники.
    В c. Рахмангул проживали башкиры Больше-Кущинской волости, которых насчи-
    тывалось в 1834 г. – 165 чел., в 1859 г. – 282. X ревизия учла также и припущенников (60 чел.). Образование этого села связано с именем «верного» башкирского старшины Козяша (Кудаша) Рахмангулова, который образовал Больше-Кущинскую волость, заняв часть земель Шигирской волости. Башкирские старшины, среди которых был Юлай Азналин (отец Салавата Юлаева), выселили его с родной земли из-за его соглашательской по отношению к властям позиции.
    На землях Шигирской волости, принадлежавших роду Гайна (Бисер-Гайна), поселились продавшие свои вотчинные земли без права проживания на них башкиры рода Терсяк (Аракаево), переехавшие из-под Ревды, а также салжиуты из-под Екатеринбурга и упейцы из Шокурово,согнанные с земель нынешнего Красноуфимского района из-под Тавры2.
    В д. Верхний Баяк башкиры Мало-Кущинской волости (в 1834 г. – 8 чел., в 1859 г.– 18) с конца XVIII в. проживали с тептярями из числа татар, бывших мастеровых завода и припущенных татарами Мончажской волости,которые, в свою очередь, сами заселились по припуску башкир-вотчинников4. В 1834 г. тептярей из татар было 13 чел., в 1859 г. – 21 чел.
    В д. Усть-Баяк на собственной вотчин-ной земле проживали башкиры-кушчинцы. В1834 г. их было 169 чел., в 1859 г. в 38 дворах– 238. X ревизия взяла на учет и припущен-
    ников, которых насчитывалось в 10 дворах 53 чел.
    В Бахмет (Бахметево, Манчажбаш) башкир насчитывалось в 1834 г. 60 чел., в 1859 г. – 72. По договору от 9 февраля 1793 г. сроком на 50 лет они приняли тептярей, которых было в 1834 г. 142 чел., в 1859 г. – 220. Другое название деревни связано с гидронимом Манчажбаш.
    Отметим, что в прошлом на этой же речкесуществовала еще одна деревня башкир – Куры
    (Ҡоро) Манчаж или Бакеева, Бакейкова. Возможно, это нынешнее поселение Манчаж. Ука-
    занная деревня упоминается в документе «Доношение поручика К. Брандта В. Н. Татищеву о походе на башкирскую деревню Манчаж» от 10 марта 1736 г.: « (Л. 317) Сего марта 6 дня 1736 года в указе (…) от Вашего превосходительства ко мне написано: велено, собрав здешних черемис, мужиков и солдат сколько вскорости можно,ехать в башкирские жилища, где они засеклись в засеке от Ачитской крепости в 50-и верстах, и всех вырубить без пощады, а скот, пожитки, малых робят от 10-и лет и меньше, также молодых баб и девок раздать тем черемисам и мужикам, и оное все разделить по числу людей – по
    скольку чего в продаже на человека достанется.
    Среди местных башкир – сызгинцев и кушчинцев – проживали представители башкир рода Гайна, получившие название «бисер-гайнинцы» (по названию р. Бисерть, правого притока р. Уфа). Гайнинцы поселились в дд. Сызги, Акбаш, Уфа-Шигири и др.3
    В Ачитском районе Свердловской области на р. Бисерть есть отдельное поселение гайнин-
    ских башкир – д. Гайны, жители которой также были выходцами из Гайнинской волости.
    Они осели на вотчинной земле Больше-Кущинской волости в качестве припущенников.

    Ответить
  21. +8
    -2
    Rating: +6. From 10 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Коренным селением башкир-сызгинцев было с. Сызги. В 1834 г. здесь насчитывалось
    235 башкир, в 1859 г. – 410. Было здесь и некоторое число тептярей из татар, припущенных вотчинниками по записи от 7 сентября 1793 г. с условием уплаты по 50 коп. с двора в год. Всеми угодьями, кроме бортевых деревьев, они владели совместно с припускавшими их башкирами3
    . В 1834 г. взято на учет 40 тептярей. По X ревизии 1859 г. их оказалось 46 чел.
    В статье краеведа из Красноуфимска Л. Зеленцова, написанной еще в 1970-е гг., на
    основе местного материала им были описаны башкиры этого края и, в частности, с. Сыз-
    ги. Приведем отрывки из его статьи: «Нашибашкиры входили в Сибирскую дорогу и в
    Сызгинскую, Кущинскую волости. Очевидно, уже тогда существовала нынешняя деревня Сызги. И она была волостным центром. Возможно эта деревня вообще самая старая в
    наших краях. Какая деревня была в то время центром Кущинской волости, установить
    пока не удалось… После добровольного присоединения башкирских племен к Русскому
    государству (в 1555 г.) башкиры стали нести службу по охране его восточных границ. За
    эту службу позднее они были жалованы царем Алексеем Михайловичем землями на вечное и потомственное пользование (причем их жесобственными). Земли эти назывались вотчинами или дачами, а владельцы их – башкирами-вотчинниками. Сызгинцы получили такие дарственные грамоты на землю в 5 день декабря 7163 г. (1655 г.), а предки нынешних рахмангуловцев и ближних с ними деревеньв 18 день июля 7180 (1672) г.
    Из Сызгов выселились деревни Озерки и Усть-Бугалыш. Об этом знают старожилы. Жители деревни Озерки называют Сызги Иске аул – Старая деревня. Таким образом, деревня Сызги является не только самым старым из существующих в наших краях населенным пунктом, не только доказательством проживания здесь когда-то башкирского племени сызги, но и центром расселения нескольких деревень»4
    Так из Сызгов выселились деревни Озерки и Усть-Бугалыш. Об этом знают старожилы. Жители деревни Озерки называют Сызги Иске аул – Старая деревня. Таким образом, деревня Сызги является не только самым старым из существующих в наших краях населенным пунктом, не только доказательством проживания здесь когда-то башкирского племени сызги, но и центром расселения нескольких деревень»4.
    Абсолютное большинство жителей с. Сызги определись здесь как башкиры (в отличие от
    соседей – жителей кушчинских сел). Кроме того, в 28 дворах проживали татары – 136 чел.,
    в 2 дворах тептяри – 8 чел. и в одном дворе– русские1.
    .

    Ответить
  22. +7
    -2
    Rating: +5. From 9 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Озерки (Табынлыкуль) – одно из сравнительно больших поселений сызгинцев. В 1834 г. здесь было 227, в 1859 г. – 409 башкир-вотчинников при 53 дворах. Ревизия населения 1859 г. зафиксировала и припущенников,которых насчитывалось 26 чел. при 6 дворах.
    К первой Советской переписи населения 1920 г.указанная группа населения определилась как татары, большую же часть жителей д. Табынлыкуль или Озерки по-прежнему составляли башкиры2.
    Еще одно поселение сызгинских башкир – д. Усть- Бугалыш – как и Озерки, явля-
    ется выселком из коренного поселения этого рода – с. Сызги. Оно расположено от нее юж-
    нее, ниже по течению р. Уфа. Ревизией 1834 г.в д. Усть-Бугалыш было учтено 160 башкир(которые сеяли в 1842 г. 1 212 пудов ярового хлеба). В 1859 г. в той же деревне вотчинников-башкир было 297 чел. (43 двора) и 246 припущенников (40 дворов)3
    Рядом с д. Усть-Бугалыш в долине левого притока р. Уфа на вотчине сызгинских
    башкир расположились несколько тептярских деревень: Верхний Бугалыш, Новый
    Бугалыш, Средний Бугалыш. Основное их население составляли в прошлом тептяри
    из «татар», другая часть жителей этих сел имела марийское и башкирское происхож-
    дение (тептяри из мари, тептяри из башкир).
    Башкиры-сызгинцы жили с марийцами-тептярями в дд. Верхний Бугалыш (из249 душ м. п. в 1834 г. башкиры составили 62 души), Юва (из 236 душ – 53 души). С тептярами из «татар» в дд. Новый Бугалыш (из 75 душ 17 – башкиры), Средний Бугалыш (из 291 души 11 башкиры)4.
    Советская перепись 1920 г. и все последующие определяли жителей указанных деревень в основном как татар.

    Ответить
  23. +11
    -2
    Rating: +9. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Перевод обучения в школах башкирских селений Свердловской области на новообразованный татарский язык привел к смене этнической идентичности
    у большей части башкир данного региона с башкирской на татарскую. Лишь благодаря
    естественной тяге людей к изучению своего прошлого, открывшимся для широкого поль-
    зования архивам, появлению научных исследований начался возврат к собственным
    этническим корням.

    Ответить
  24. 0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    В чем проблема… Да принесите в музей башкирский костюм, и его, надеюсь, вывесят. А уж, кто какой национальности, пусть сами себя определяют, не дураки ведь, предков знают.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий