Новости

Приглашаем на выставку «Чудеса уральского художественного литья XIX-XX вв»

Чугун, сплав железа с углеродом, всегда ассоциируется с понятиями прочности и тяжеловесной неподвижности. Между тем, российские художники вместе с талантливыми уральскими мастерами раскрыли перед всем миром иные возможности этого грубого металла, который стал одним из излюбленных материалов в русском декоративно-прикладном искусстве XIX-XX вв. Уральское художественное литьё XIX-XX вв. —  уникальное явление в художественной промышленности России.

В фондах нашего музея  насчитывается более 40 образцов скульптурных композиций Каслинского, Кусинского, Верх-Исетского , Свердловского чугунолитейных заводов. Широкую известность в России и далеко за её пределами завоевал своим чугунным литьём знаменитый Каслинский завод, основанный в 1747 году. Каслинские отливки обладали великолепными художественными качествами, выразительностью «кабинетного» литья, чёткостью силуэта, тщательной отделкой деталей. Труд каслинцев над созданием чугунной скульптуры был расчленён. Трудились модельщики, формовщики, чеканщики, мастера по окраске. Жизнь скульптуры начинается с работы формовщика, которая требует большого искусства. Поверхность модели делят на части и затем, как говорят, «набивают форму». Эти кусочки форм потом осторожно снимают и просушивают в печи. Из них, тщательно подбирая один к другому, формовщик собирает цельную художественную форму. Успех достигался лишь тогда, когда каждый из этапов работы был безукоризненным по мастерству. Несомненно, что огромное значение в художественном развитии Каслей сыграла их крепкая связь с талантливыми  скульпторами: Е.А.Лансере, Н.И.Либерихом, П.К.Клодтом, А.Л.Обером, Р.Р.Бахом. Талант скульпторов, блестящее знание пластики человека, анатомии животных позволяли тяжёлому металлу чудесно превращаться в изящные произведения искусства.

В среде каслинских рабочих появляются свои, народные скульпторы. Таким замечательным самородком был В.Ф.Торокин, который создавал скульптуры, повествующие о жизни простого народа: «Пряха», «Крестьянин на пашне» и др. Впервые появился образ человека труда. Торокин в своём стремлении к творчеству был не одинок в Каслях. Вслед за ним появились талантливые мастера Широков, Тарасов, Вихляев. Это именно о них, каслинских рабочих, сказал П.П.Бажов в своём сказе «Чугунная бабушка» замечательные слова: «Работа — она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется.»

Излюбленными сюжетами создателей малой чугунной пластики были сценки из крестьянской жизни, сказок; сюжеты на тему охоты, анималистический жанр. Центральный же «герой» — лошадь. Статуэтка коня, отлитая в чугуне, по праву известна во всём мире как символ каслинского художественного промысла. И нет ничего удивительного в этой традиции. Разве могла русская натура не плениться статью и удалью гордого животного? Достаточно вспомнить знаменитую гоголевскую птицу-тройку.

Подлинной жемчужиной чугунной пластики является «Джигитовка лезгин» скульптора Е.А.Лансере, удостоенная медали Всероссийской мануфактурной выставки 1870г. Распластавшиеся в полёте над землей кони и метко схваченная художником поза привставшего в стременах всадника передают стремительность головокружительного галопа.

В 1778 году на южном Урале (ныне Челябинская область )  был построен Кусинский чугунолитейный завод, производящий архитектурные украшения, скульптуру, бытовые предметы с рельефами и ажурным орнаментом, которые по качеству и технике исполнения были очень похожи с каслинскими. На выставке представлены декоративные ажурные тарелки, статуэтка «Емеля», пепельницы, скульптуры собак.

Дореволюционные каслинские модели с успехом тиражировались свердловскими предприятиями: в 1930-е годы УЗТМ, в середине 50-х годов XX в. Свердловским чугунолитейным (СЧЛЗ), Верх-Исетским заводами, работы которых представлены на выставке — пресс «Лежащий лев», бюст П.П.Бажова, скульптура «Лось» и др.

Выставленные экспонаты ещё раз подтверждают, что славу и известность русскому кабинетному литью из чугуна принесли отечественные скульпторы и высочайший профессионализм мастеров, проявившийся в тонком понимании особенностей материала.

Выставка оформлена в историческом отделе краеведческого музея.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий