Новости
Музыкальные инструменты в фондах Красноуфимского краеведческого музея
Музыка (греч.) — это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Люди от природы имеют наклонность к музыке и пению. По городам и деревням не бывало ни одного веселья без музыки: скрипач, бас и бубны находились повсюду, ни одна вечеринка не проходила без них.
Какие же музыкальные инструменты были известны нашим предкам? Первоначально были распространены самые простые: дудка и рожок. Игра состояла из подражания свисту ветра и пению птиц, потом своими особыми звуками наши предки начали выражать радость и горесть. Производство первых музыкальных инструментов возникло в древности на Востоке.
(Китай, Индия, Египет ) и долго находилось в руках самих музыкантов-исполнителей. В дореволюционной России основная масса музыкальных инструментов выпускалась отдельными кустарями или мелкими артелями, а нередко становилось специальностью целых семейств, отдельных селений и даже районов.
По времени появления первые музыкальные инструменты можно расположить следующим образом: дудка, рожок, жалейка, свирель, балалайка, ложки. В пылу веселья простой народ употреблял тазы и сковородки, в которые били палочками, согласуя с музыкой.
ЛОЖКИ. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, — бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Ещё бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» — старинный предмет быта и он же — музыкальный инструмент.
Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.
Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается всё время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой.
Ложечник В.С.Морозов, артист оркестра хора им. Пятницкого, за свою неподражаемую игру на ложках и других народных инструментах был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Мастерство даже в таком, казалось бы, шуточном деле всегда высоко ценится нашим народом.
В 2012 году дарительница Любовь Федоровна Корнилова (1934-2013гг.) передала в фонды музея коллекцию деревянных расписных ложек в количестве 164 единиц.
В фондах нашего музея имеется музыкальная шкатулка — механический заводной язычково-щипковой музыкальный инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или небольшую пьесу. Состоит из корпуса в виде ларчика, в котором помещены набор металлических язычков («гребёнка») и валик, приводимый во вращение от заводного механизма. На поверхности валика закреплены в определённом порядке штифты. Во время вращения валика штифты задевают кончики язычков и приводят их тем самым в звучание. Музыкальные шкатулки были распространены в быту в 18-19 в.в.
Усовершенствованной разновидностью музыкальной шкатулки является музыкальный ящик — механический заводной язычково-щипковой музыкальный инструмент. Язычки в музыкальном ящике настроены хроматически и задевание их регулируется специально вставленным перфорированным металлическим диском (пластинкой). Расположение отверстий в диске представляет собой своеобразную нотную запись. Заводной механизм музыкального ящика снабжён регулятором скорости, который регулирует также равномерность вращения валика. Наш музыкальный ящик называется «Фортуна», что в переводе с латинского означает «случай, удача, неудача». В древне-римской мифологии Фортуна, богиня слепого случая, изображалась стоящей на шаре или колесе с повязкой на глазах, с крыльями, с рогом изобилия в руке. В музей музыкальный инструмент поступил в ноябре 1993 года. Бытовал в Красноуфимске в семье Кузнецовых.
ГАРМОНЬ. Год рождения 1822-ой. Изобретатель ручной гармоники Фридрих Бушман. Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером в Берлине. Фридриху было 17 лет, когда он изобрёл новую конструкцию гармоники.
Как же гармонь попала в Россию? Через купцов, моряков, артистов. И очень скоро превращается из экзотического сувенира в народный инструмент. И обязаны мы этим тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда ещё довольно дорогую, и привёз домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нём нет, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова, а через них и другие. Очень скоро изготовление гармоник в Туле стало повальным увлечением, и очень быстро производство было поставлено на промышленную основу.
ГАРМОНИКА — народный музыкальный инструмент, звук которого образуется от колебания металлических язычков, приклёпанных одним концом к планке с проёмами, под действием воздушной струи, направляемой по особым каналам при помощи меха. Гармоника, усовершенствованная русскими мастерами, создавшими ряд её разновидностей (тульская, саратовская, сибирская, татарская, черепашка), быстро распространилась в России и стала излюбленным народным инструментом. Русские мастера изобрели так называемую ХРОМКУдвухрядную с «русским строем», отличающуюся особым расположением клавиш и кнопок, количеством их рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка»). Позднее в России были изобретены баян, аккордеон и концертин.
БАЯН — это та же хроматическая гармоника, только более усовершенствованная (имеет в клавиатуре правой руки все 12 звуков современной музыкальной системы). Изобретён в России Н.И.Белобородовым, сконструировавшим первую хроматическую гармонику в Туле в 1870 году. Название было дано русским гармонистом А.Ф.Орланским-Титаренко (1877-1941 г.г.) по имени древнерусского певца—сказителя Баяна.
В 2001 году в дар музею был передан баян Лыкова Дмитрия Ефимовича (1910-1975 г.г.) — участника и инвалида Великой Отечественной войны, гармониста-самоучки, без которого не обходился ни один праздник на селекционной станции, где он жил. В молодости он сам делал балалайки. «Золотые руки были у моего отца и умнейшая голова», — так говорит о нём его дочь В.Д.Тихонова.
В коллекциях музея есть 7 патефонов, которые поступили от жителей г. Красноуфимска Нестеровой, Семарановой, Смирнова, Сабаниной и др.
ПАТЕФОН — это механико-акустический музыкальный аппарат для воспроизведения звука с граммофонных пластинок. Первые патефоны выпускались французской фирмой Пате, откуда и произошло название с добавлением греческого слова — phone — звук. Это портативный граммофон без рупора, который был распространён до середины 20 века.
Струнные щипковые музыкальные инструменты представлены балалайкой с треугольной декой и мандолиной с овальным корпусом, относящихся к 50-ым годам 20 века. Дарители Леонов Евгений и Р.Н.Соснина.
В 2007 году башкирская делегация из г.Салавата подарила музею свой народный духовой инструмент, род продольной флейты — КУРАЙ.
Все перечисленные музыкальные инструменты имеют свои специфические особенности, которые проявляются в народной музыке, отображающей духовную жизнь людей разных национальностей.
Подписывайтесь в Телеграм
Комментарии