Новости

Учительская школа Савиново

Во второй половине XIX века рост числа начальных школ опережал рост количества учителей, и дефицит кадров был постоянным. Земства различных губерний уже в 70-х годах открыли несколько учительских семинарий и школ по программе, разработанной в 1861 году К.Д. Ушинским.

К концу XIX века на территории Красноуфимского уезда с населением 261 000 человек, кроме русских, проживали башкиры, пермяки (удмурты), черемисы (марийцы), вогулы, зыряне. В пяти волостях уезда из 44-х компактно проживали магометане, но у них были свои школы — мектебе. В 12 волостях, кроме русского населения, было много инородческого, которое составляло 1/3 населения уезда. Инородцы не оказывали материальной поддержки существующим начальным школам и неохотно отдавали детей в русские школы. Но земские сборы, часть которых шла на образование, они платили исправно. Поэтому земство считало себя обязанным открывать в таких населённых пунктах для них начальные школы на средства казны. Четырёхгодичный курс обучения в одноклассных инородческих школах вёлся по программе просветителя инородцев Н.И. Ильминского учителями из черемисов или русскими, знавшими язык этого народа. Но таких среди русских учителей было мало.

На 23-м съезде (1892 г.) Уездного Земского собрания по предложению пермского губернатора рассматривался вопрос об открытии в малых населённых пунктах «школок грамотности». Эти «школки» должны были дать основы грамоты значительному числу детей 8-9 лет, не отрывая их от семьи. Они готовили бы детей к поступлению в средние классы одноклассных училищ (малокомплектные школы с 3-летним сроком обучения), где нередко у одного учителя занимались 50 и более разновозрастных детей. Это облегчало бы труд учителей и давало бы основы грамоты большему числу детей. Но для открытия таких школок требовались дополнительные учительские кадры. Возникла необходимость учреждения в каждом уезде двух или более церковно-приходских школ с учительскими и сельскохозяйственными курсами при них. Для избежания лишних расходов предлагалось преобразовать в школы с учительскими курсами те из одноклассных земских или церковно-приходских школ, которые имели «вместительные школьные здания и участки земли». Главная задача такой школы — подготовка учителей как для русских, так и для инородческих школ грамоты уезда. Вторая важная задача этой школы — дать местному обществу таких людей, которые могли бы «с большею пользою послужить на общественных крестьянских должностях: волостного писаря, волостного старшины, сельского старосты и др.» (Правительственный Вестник № 80, 1892 г.). Но работа в школах грамоты — это главная задача в деле всенародного образования для будущих выпускников предполагаемой школы. «Только школы грамоты, — писал Рачинский, — в состоянии пронизать лучами света всю мглу безграмотности и осветить те уголки и закоулки, против которых бессильны и наикратчайшие школьные радиусы». (С.А. Рачинский — профессор Московского университета, в 1867 году оставил кафедру физиологии растений. Поселившись в имении в Смоленской губернии, основал там образцовую народную школу, посвятив себя делу народного образования, разрабатывал методики по разным предметам. Выступал в печати пропагандистом народной школы. Эпизодам из жизни школы посвятил несколько картин художник Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.)
В Правительственном Вестнике № 80 (1892 г.) говорилось: «Школы грамоты устраиваются, главным образом, по деревням и поселкам, более или менее удаленным от села. При церкви должна быть одноклассная школа. Над этими одноклассными школами в центре уезда учреждается второй класс с дополнительным учительским курсом садоводства, огородничества, пчеловодства и полеводства, если окажется достаточно земли. При такой второклассной школе обязательно устраивается общежитие, так как в нее должны поступать лучшие из окончивших курс учеников окрестных и часто весьма отдаленных одноклассных школ. Во главе школы стоит священник-руководитель. Кроме учителя общеобразовательных предметов есть учитель по сельскому хозяйству. При втором классе непременно должна быть школа грамоты, в которой оканчивающие курс ученики 2-го класса наглядно знакомятся со школьным обучением и затем сами дают уроки. Принимаются во второклассную школу мальчики 13-14 лет, успешно окончившие одноклассную школу и не прерывавшие связи с ней 2-3 года по окончании».

Красноуфимская Уездная Управа предположила, что единственной местностью, где было бы целесообразно устроить такую школу, является участок земли в 266 десятин, арендуемый православным миссионерским обществом в полутора верстах от села Савиново, называемый «Шавкуновское поле». По постановлению земской управы от 08.06.1892 г. этот участок был сдан в аренду Пермскому Епархиальному комитету православного миссионерского общества сроком на 12 лет и платой 150 рублей в год «с целью устройства приюта-фермы для «новокрещенных» инородцев и ознакомления их с ведением хозяйства». На первые полученные от аренды 260 р. и пожертвованные 575 р. 63 к. (от председателя земского суда С.А. Свиридова, г. Чебыкина и др.) обустроен приют-ферма. К 1893 году на ферме проживали две семьи «новокрещенных черемис» с детьми и несколько сирот-инородцев. На организацию школы земство выделило 1142 р., епархиальное ведомство — 800 р., казна — 1500 р. Были быстро возведены хозяйственные постройки, школьный дом, выкопаны 3 колодца, приобретён с/х инвентарь, куплены 3 лошади и корова. Всего на сумму 233 р. 53 к. С помощью наёмных крестьян посеяли 15 кв. сажен ярового хлеба и по 15 кв. сажен гречихи, гороха, проса и клевера. Для будущего урожая посеяли озимую рожь. Хуторское поселение освятили 22 сентября 1894 года. Заведование по устройству и ведению хуторского хозяйства было возложено на пожизненного члена православного миссионерского общества купца С. М. Коробова. Заведующим школой и старшим учителем с 01.01.1894 г. назначен Павел Сергеевич Сигов (выпускник Реального училища 1875-1883 гг.). Создан совет школы в составе: председатель — протоиерей И. М. Луканин, заместитель — председатель уездного отделения епархиального училищного совета, законоучитель школы — священник Манчажской Иоаннобогословской церкви, директор Промышленного училища, попечитель хутора г. Коробов, два члена от земства по выбору земского собрания, один член по назначению управления государственных имуществу делопроизводитель — старший учитель школы П.С. Сигов.

Первые 20 учеников, успешно окончивших одноклассные училища и выдержавших вступительные экзамены, приступили к занятиям в 1894-95 учебном году. Без экзаменов были приняты 5 черемисов и один вогул, т.к. планировали готовить больше инородцев. Но их было принято мало из-за плохой подготовки и страха перед принятием христианства. Принимали в школу только крещёных, но принявшие православие черемисы чувствовали враждебное отношение к себе не только односельчан, но и близких родственников. Обязательными предметами в школе были: закон Божий, русский и церковный старославянский языки, русская гражданская и церковная история, география, арифметика с элементами алгебры, геометрия и геометрическое черчение, физика, теоретический и практический курс пения, дидактика, методика и практические уроки в школе грамоты, гигиена, землемерие, сельское хозяйство, обучение кузнечному ремеслу, занятия в хоре.

Отчитываясь после первого года работы осенью 1895 года на очередном съезде уездного земского собрания, заведующий школой П.С. Сигов говорил: «Школа, открытая по инициативе Красноуфимского Земства и па его средства, за первый же год своего существования успела приобрести популярность и симпатию среди населения Красноуфимского уезда. Заявления о приеме в школу на 1895-96 учебный год поступали из разных мест». На экзамен приехало 25 мальчиков, а школа из-за недостатка средств и тесноты помещения могла принять 11 человек на бесплатное обучение и 6 человек с платой 35 рублей в год. Вследствие чего приехавшим мальчикам был устроен конкурсный экзамен, который выдержали все, но восьми «волей-неволей» пришлось отказать, несмотря на их искреннее желание учиться.

В 1895-96 учебном году в школе стало два класса, всего 35 человек. По вероисповеданию: православных — 32 человека, единоверцев — 2 человека, язычник — 1. Русских — 34 человека, инородец — 1. В основном ученики были детьми крестьян — 28 человек, 2 — дети мещан, 2 — чиновников, 3 — духовного звания. По возрасту: 12 лет — 7 человек, 13 лет — 3 человека, 14 лет — 7, 15 лет — 11, 16 лет — 5,17 лет — 1 человек, 18 лет — 1 человек.

Большинство мальчиков (30 человек) из Красноуфимского уезда (2 — из г. Красноуфимска, 2 — из Нижнеиргинска, 3 — из Ювинской волости). Из Екатеринбурга — 2 человека, из Соликамска — 2 человека, из Кунгурского уезда — 1 человек.

С 1895-96 учебного года на миссионерском хуторе была открыта образцовая школа грамоты с двумя отделениями (младшим и средним) на 15 мальчиков. В этой школе воспитанники учительской школы давали пробные практические уроки под руководством старшего учителя. При переводе из 1-го во 2 класс учительской школы были проведены экзамены, а также и выпускные из 2 класса. Знания учеников членами экзаменационной комиссии были признаны «вполне достаточными». 19 учеников (из 20), на основе испытаний, признаны окончившими курс школы, 15 из них — с правом получения свидетельств. Все они начали работать в школах губернии. С этого времени школа стала считаться окончательно сформированной и называться «второклассной».

При школе было 100 десятин земли, сад, огород, пасека, рабочий и молочный скот. Весной 1895 года был построен служебный корпус, двор для лошадей, двор для коров, конюшня, хлев, сарай, навесы для сена. Земство в 1895 году выделило 1142 р. на содержание школы, 600 р. на достройку служебных помещений и единовременное пособие — 350 р. Была построена изба с подвальным помещением для пчёл, вверху — столярная мастерская и общежитие для учеников 2   класса. Построили дом под квартиру учителя школы грамоты, помещение для библиотеки и избу для рабочих.

Обе школы (второклассная и школа грамоты) были «обревизованы» особой ревизионной комиссией по хозяйственной части и епархиальным наблюдателем церковных школ Пермской губернии — по учебной части.

В отчёте о ревизии второклассных школ епархии, помещённом в номере Пермских Епархиальных Ведомостей за 1898 год, успехи учеников Красноуфимской школы признаны «весьма хорошими», а по некоторым предметам — «отличными». «Учащиеся живут в общежитии и пользуются бесплатным столом». В 1896-97 учебном году таких было 34 человека, в 1897-98 — 41 человек, в 1898-99 — 36 человек. 12 человек в 1898 году получили документы об окончании школы и работают учителями в уезде. Хозяйство школы за эти 3 года дало продуктов на содержание бесплатного стола школы на 1400 рублей.

В 1899-1900 учебном году в школу приняли 6 раскольников, 5 черемисов, а всего принят 41 человек. Не все прошедшие курс второклассной школы получали документ, дающий право на работу в школе грамоты. Были и такие, кто просто прослушал курс или ушёл ещё до окончания учёбы. Но были и те, кто, получив документ, стремились продолжить образование. В отчёте за 1900-1901 учебный год сообщается о пятом выпуске школы (9 человек) и обо всех 54 выпускниках за эти годы. Из них 17 человек «через установленные испытания приобрели права народных учителей и могли работать не только в школах грамоты, но в любом одноклассном училище. 15 человек — выдержали испытания в мужских гимназиях и городских училищах, двое при Пермском духовном училище». На момент отчёта 34 из 54 выпускников работали в качестве учителей церковных, министерских и миссионерских школ в уезде, двое — псаломщиками, 8 — канцелярскими служащими при волостных и конторских канцеляриях, остальные продолжали обучение в различных учебных заведениях.

Учитывая национальные особенности уезда, предполагалось предпочтение при приёме отдавать «черемисам» и «пермякам», чтобы готовить кадры для «инородческих» школ. Но их поступало от 1 до 8 человек, и не все могли успешно учиться. В отчёте за 1910-11 учебный год сообщается, что всего за время существования школы (1894-1911 годы) принято и обучено «черемис» — 31 человек, «пермяков» — 20. Окончили курс школы (получили документ) «черемис» — 9 человек, «пермяков» — 13 человек. В 1911 -12 учебном году обучалось «черемис» — 5 человек, «пермяков» — 4 человека. Хотя и принимали «инородцев» вне конкурса и они всегда пользовались бесплатным содержанием, но многие не могли осваивать курс из-за слабой начальной подготовки. И семьи отправляли в школу, по мнению инспектора, далеко не лучших и трудолюбивых детей.

В 1904-1905 учебном году держали вступительные экзамены уже 56 мальчиков, 17 сирот находилось на полном обеспечении школы. За 10 лет существования школы курс обучения прошли 247 человек, но документ получили только 97 человек. Остальные не выдержали выпускных экзаменов или покинули школу до окончания учёбы.

С течением времени происходили изменения в структуре школы. При переходе ко всеобщему начальному обучению одноклассные школы перешли на четырёхлетний курс. Не осталась в стороне и школа грамоты при второклассном училище. В самом училище срок обучения увеличили до 4 лет. Хотя IV-eотделение считалось дополнительным, но звание учителя церковно-приходской школы можно было получить только после его окончания. После окончания III -го отделения можно было работать помощником учителя или канцелярским служащим.

В 1915-1916 учебном году было: I отд., II отд., III отд., IV отд. На начало учебного года: 22 чел., 21 чел., 13 чел., 11 чел. — всего 67 чел. На конец учебного года: 13 чел., 19 чел., 13 чел., 11 чел. — всего 56 чел.

Из 56 человек на конец года: русских — 49, черемис — 7. Окончили успешно III-е отделение 12 человек, IV-e- 11 человек. Все 11 получили звание учителей церковно-приходских школ. По архивным документам можно установить, что последний выпуск этой школы был в 1918 году. Есть списки учителей всех школ города и района за 1923 год и за 1937-40 годы. Там указано, какое образование имеет каждый и где оно получено. Например, Иван Константинович Тихомиров (Манчажская школа №1) и Семён Афонасьевич Маврин (Бардымская школа) получили образование во второклассной школе в 1915 году, Ефим Елисеевич Бобин (Н-Иргинская школа)— «окончил миссионерскую учительскую шкалу в бывшем Красноуфимском уезде и 6-ти месячные курсы в 1924 году при русском педтехникуме».

В период Гражданской войны школа прекратила существование, её имущество было разграблено, Ювинская волость стала частью Башкирской республики.

Источники: Государственный архив в г. Красноуфимске. Библиотечный фонд «Журналы Красноуфимского уездного земского собрания», 1893-1917 годы, отчёты по второклассной школе.

3 комментария

  1. +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Отличная статья. Огромное спасибо автору.

    Ответить
  2. +3
    -1
    Rating: +2. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Очень интересная статья, оказывается бесплатное образование и бесплатный стол для учеников были еще до революции. Интересные предметы изучались в школе и детей приучали к труду: при школе были и огород и скотина, и пасека. А теперь с доски нельзя вытирать, ростим лентяев-дармоедов!

    Ответить
    • +2
      -1
      Rating: +1. From 3 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      И ни каких не было репетиторов. Квалификационную категорию учителя зарабатывали на учениках, а не по блату. Имели почет и уважение , как со стороны учеников, так и родителей.

      Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и комментариев

Все права защищены. Любое использование содержания сайта ksk66.ru возможно только с предварительного письменного согласия ООО «Инфотек»

Реклама у нас Форма обратной связи
За 24 часа посетителей