Новости, Новости с фото

Долина реки Бугалыш. Как марийцы, татары и русские живут в деревнях без границ

В Красноуфимском округе Свердловской области вдоль реки Бугалыш растянулись три деревни. Верхний, Средний и Новый Бугалыш. Плюс неформальная Центральная усадьба. Между поселениями нет пустынных границ, их разделяют дороги. Шел по Верхнему Бугалышу, перешел на другую сторону улицы — ты уже в Среднем. Но при этом деревни отличаются всем: религией, культурой, традициями и праздниками. Дело в том, что в каждом селе живет отдельный народ. В Верхнем Бугалыше — марийцы, в Среднем и Новом — татары, а в Центральной усадьбе — русские.

ТАТАРСКИЙ БУГАЛЫШ

Учитель физкультуры Ринат Муфакарович каждую весну поднимается на гору с учениками, откуда видно весь Средний Бугалыш. В руках у учителя и ребят — камни. Они тренируются — имитируют лыжный ход с нагрузкой. Еще камни нужны, чтобы поменять ноль на единицу в надписи «420 лет Бугалышу». Двадцать лет назад Ринат понял, что сбрасывать камни вниз небезопасно и придумал сделать поздравление родной деревне.

Надпись на горе: 421 — Бугалыш

— Когда я меняю цифру, кричу «Ура, еще один год прожили!» Каждая буква в высоту — 12 метров. На гору приходится подниматься дважды. Когда сойдет снег, чтобы добавить один год, и летом — чтобы прополоть траву, которая мешает разглядеть слова снизу. Ринат всю жизнь прожил тут, в Среднем Бугалыше. Работал в школе, был депутатом.

Новая мечеть

В деревне есть две мечети: старая и новая. В старую жители села уже не ходят. В советское время из нее сделали больницу и там проводили аборты. Местные сказали, что молиться на месте убийства — нельзя. Поэтому новую мечеть сделали на месте бывшей детской больницы. Старое аварийное здание отремонтировали, но до сих пор в мечети мало людей. По словам Рината, нынешнего муллу не уважают. Мол, он бывший коммунист и предлагает за отопление мечети платить всем по очереди. Самого Рината это не устраивает, он в мечети появляется не часто:

— Я работал депутатом 14 лет. Верую, но старики говорят, что пора молиться постоянно. А я еще руками могу многим помочь. Почему я должен сидеть и у Бога просить, не понимаю.

Деревня Средний Бугалыш достаточно вытянутая, приемущественно сосредоточенная около дороги

С депутатством Ринат покончил после того, как на древнем кладбище газовики поставили колонку. Самое первое бугалышское кладбище находилось на окраине деревни. В советское время там построили гараж для тракторов.

Местные жители были против, но снести гараж удалось только через двадцать лет. Несколько лет назад Ринат с жителями посадил там кедры и дубы. Но чтобы продолжить газификацию деревни, нужно было именно в этом месте поставить колонку. Рабочие пообещали активисту, что пилой осторожно вырежут землю, а сами приехали на экскаваторах и разворотили старые могилы.

— Народ мне поверил, когда я обещал, что все будет аккуратно. А там повсюду черепа и кости валялись. Меня называли врагом народа, пришлось уйти.

В деревне Средний Бугалыш иногда можно наблюдать стены, сделанные из старых камней

Разговаривают в Среднем Бугалыше на татарском вперемешку с русским. В садике татарские воспитатели говорят на родном языке, но перед школой родители стараются дома переходить на русский, чтобы детям «было проще жить в дальнейшем». Это привело к тому, что у нового поколения словарный запас сократился. Девочки школе платки не носят, за редким исключением. Молодых людей в деревне мало — в основном живут пенсионеры. Чужаки появляются, разве что когда идут на соседнюю гору искать металлоискателями золото.

Брошенных домов не так много, в основном все ухожены или продаются

Ниже по течению реки находится деревня Новый Бугалыш. Ее основали выходцы из Среднего Бугалыша. Сейчас там живет чуть больше трехста человек. Работает мечеть с восстановленным минаретом.

БУФЕРНЫЙ РУССКИЙ БУГАЛЫШ

Формально Центральная усадьба — это часть Среднего Бугалыша. Она находится ровно между Средним и Верхним Бугалышом. Этот район появился в шестидесятые, когда деревни начали укрупнять и переносить в центр главные учреждения. Там находится местная администрация, детский сад, больница, почта, школа и главные магазины. Живут в этом районе русские. Именно там проходит общий праздник — день поселка. На сабантуй нужно идти на восток — в Средний Бугалыш, а на Ага-Пайрем — на запад, в Верхний.

Главная дорога в марийской деревне Верхний Бугалыш

​МАРИЙСКИЙ БУГАЛЫШ

У библиотекаря Тамары Семеновны в углу висит национальный марийский костюм из домотканой ткани. Чешуйки яги — женского нагрудного украшения — сделаны из дореволюционных монет. Женщина говорит, что ценности они не имеют, потому что во всех монетках дырочки.

Музейный уголок посвященный марийской культуре в библиотеке деревни Верхний Бугалыш

— Ягу раньше носили только взрослые замужние женщины. Сейчас — все. Недавно я дала школьницам костюм для концерта, а они все серебряные моменты пообрывали. Думали, они дорогие. А я заметила поздно — уже было претензии не предъявить, — перебирает Тамара украшение. Сейчас ягу надевают только по праздникам, а поколение назад национальную одежду носили каждый день.

Библиотекарь в марийской деревне Верхний Бугалыш рассказывает об истории наслеленного пункта

Деревня Верхний Бугалыш появилась в 1680 году. Сейчас здесь живет полтысячи марийцев. При этом марийскую речь на улице тут не услышать. На национальном языке разговаривают только дома. В школе марийский преподают факультативно — два часа в неделю.

— Мои дети не разговаривают на марийском. Они понимают, могут ответить, если я спрошу что-то. Но на улице говорят только по-русски. Стесняются, — объясняет библиотекарь.

Некоторые марийцы в Верхнем Бугалыше сменили религию. Тамара Семеновна крестилась, чтобы помочь сыну.

— Мой сын пошел не по той дорожке. Я прочитала в журнале, что для новой жизни надо самой креститься, его крестить и дать ему новое имя. — Но она не уверена, что именно новая религия помогла сыну. Когда он стал старше, все наладилось.

— Я не знаю, может, надо было молиться своим богам, — добавляет она и говорит, что всегда хотела сходить на моления.

Соседняя дверь рядом с библиотекой — клуб. Раз в неделю там устраивают дискотеки. Там же организовывают концерты и праздники. В клубе проходил и кастинг для фильма Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Многие жители Верхнего Бугалыша снимались там в массовке. Тамара Семеновна – тоже. Фильмом она недовольна.

— Это безобразный фильм. В каждой легенде марийки выглядят развратными колдуньями. Если бы я знала содержание, ни за что бы не согласилась. Мне до сих пор стыдно».

Как уверяют во всех Бугалышах, русские, марийцы и татары живут мирно. Говорят на смеси трех языков, ходят друг к другу на праздники и даже блюда дома готовят такие, как у соседей.

6 комментариев

  1. Марина,
    +5
    0
    Rating: +5. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Ещё есть Усть Бугалыш .

    Ответить
  2. Знаток,
    +3
    0
    Rating: +3. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Вообще-то Габдрахманова зовут РИФАТ Муфакарович(а не Ринат). И он молодец во всем: в спорте, на сценек\, в семье (отличный дом). Зря ушел из депутатов. Но народ моджет попросить, он будет полезен Бугалышам.

    Ответить
  3. +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    А мне статья понравилась. Интересно. Фото в тему.

    Ответить
  4. Старожилка,
    +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Помню ещё в 60-ых годах марийцы приезжали в город в национальной одежде. Я была маленькая и очень хорошо помню как мне нравились их одежда с монетами, и ещё к нам в гости к русским приезжал знакомый родителям дед Садрий в национальной татарской одежде: в бархатной зеленой безрукавке, в мягких кожаных сапожках и в красивой тюбетейке. Встречали его как дорого гостя
    Хорошие добрые времена.

    Ответить
  5. Галина,
    +5
    0
    Rating: +5. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    А я выросла в интернациональном поселке на севере Пермского края.куда переселили репрессированных со всего СССР.все жили очень дружно.помогали друг другу.все дети играли.ходили в школу за 2 км одной гурьбой.говорили на одном языке-русском.и как-то спокойно могли общаться и на языках друг друга. В прошлом году ездила в родные места-по-прежнему спокойно живут рядом люди.потомки тех.кто приехал сюда много лет назад.даже фамилии о том говорят-Пилецкие.Оболенские.Макатерские.Зиганьшины.Гиляутдиновы.Лавринович.Осипян. и местные Пыстоговы.Минины.Кучевасовы и т. д. Простому народу нечего делить.все мы дети своей земли.

    Ответить
  6. ☺️☺️☺️,
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Вообщето не Тамара Семеновна
    а Роза Семёновна

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий