Новости
Из истории мостостроения в Красноуфимске
Трагедия на реке Уфе. Из воспоминаний Ираиды Ивановны Сюзёвой (Голубенцевой):
«До войны с правого берега реки Уфы, где стоял наш дом (стоит и сейчас), в котором жила наша семья по ул. Интернациональной №142, это «односторонка», выходящая на берег реки, на другой берег ходил паром. Паром двигался по железному тросу, который был натянут и закреплён к вкопанным в землю стол баи, трос двигался по блоку. Были случаи, когда трос выходил с блока, случалось, паром останавливался посередине реки. А на пароме стояли люди, лошади в повозке. Более двух лошадей на паром не заводили. На реке дежурили двое мужчин, они следили за паромом. Порой это были «горбатые», увечные. С помощью лома надевали трос на блок, и паром снова мог передвигаться с одного берега на другой. Окна нашего дома выходили на реку, и переправу было видно хорошо. Был случай: машина «бобик» заезжает на паром — «фыркает», а лошади боятся, с телегой пятятся назад, а затем падают в воду кверху ногами и тонут, так как в упряжке, а спасать некому.
Напротив нашего дома на другом берегу стояла большая кузница, где подковывали лошадей.
Мост деревянный с «фермами» — арками — был построен ещё до войны, и мы, дети, по нему ходили на тот берег в лес за ягодами и грибами. Движение транспорта по мосту было односторонним, а по обе стороны были пешеходные тротуары с невысокими деревянными ограждениями — перилами. Во время войны посередине мост был разрушен — деревянные доски покрытия обветшали, поэтому только ходили пешком, транспорт не ездил. Шли по мосту и качались, как на качелях. Висело объявление, что мост аварийный и не работает. После войны его ремонтировали.
На том месте, где ходил паром, летом 1941 года построили деревянный мост, как потом стало ясно, этот мост строгай временно, на весну-лето. Хорошо сохранился спуск к реке, который напоминает о том, что именно в этом месте строился временный деревянный мост. Так было до 1944 года, пока не отремонтировали постоянный деревянный мост, простоявший до I960 года.
Именно по этому мосту, построенному летом 1941 года, а затем по дороге по улице Манчажской мимо нашего дома шли в сторону железнодорожного вокзала сформированные в Красноуфимском районе воинские колонны, пешие и конные, в 1941-1942 годах.
На пароме много не перевезешь, а мост старый деревянный с «арками» был аварийный, а колоннам военных с конями, походными кухнями и другим имуществом нужно было переправляться через реку Уфу, поэтому и построили временный деревянный небольшой мост.
Было это в конце лета 1941 года. Мы с подругой-ровесницей Маргаритой Серебренниковой в конце дня возвращались из леса с грибами. За нами по дороге вдалеке шла колонна военных со стороны деревни Крылово, они шли строем и пели песни. Мы поспешили пройти мост.
Я еще не успела разобрать грибы, а мама нам с братом только сказала, чтобы я мыла грибы, а брату, чтобы плыл на лодке за «тальником» козам, как услышали шум на улице. Мне было около 13 лет, брату Володе 11 лет.
События того страшного дня потрясли нас, детей, и я помню о них по сей день. По реке шел сплав леса, и бревна образовали некий затор, уперлись в сваи деревянного моста, встали «дыбом», и мост трещал. В это время шли военные помосту. Помню, прошли две кухни и большинство солдат, были военные пешие и верхом на лошадях. Треск все усиливался. И вдруг мост обрушился, и люди, кони, еще одна кухня оказались в реке. В это время плыли и бревна. Я была на берегу, а мой младший брат Володя уже сидел в лодке у берега, он там, бывало, целые дни проводил. Солдаты были в полном обмундировании, за плечами с вещевыми мешками. Мы с братом быстро отчалили от берега на веслах и стали помогать выбираться им из воды. К нам в лодку забралось двое солдат, кто-то держался за борта лодки. Потом мы еще поплыли, за борт лодки уцепился солдат, у которого за плечами был вещмешок и еще что-то тяжелое металлическое, какое-то оружие. Он был жив. но ему было плохо. Таким образом, мы спасли несколько человек. Я видела, как тонули некоторые солдаты, они кричали о помощи, слышно было страшное, тревожное ржание лошадей. Как стало известно через несколько дней, возле Нижней Сараны всплыли и были извлечены на отмель несколько тел солдат и коней.
Через несколько дней или на другой день, я не помню, к нам пришел офицер и принес нам что-то, наподобие пирога с мясом. Так мы думали. А сейчас я думаю, наверное, это была колбаса, которую мы в детстве просто не ели, поэтому и не поняли. Обращаясь к маме и нам, он благодарил нас за спасение солдат.
Я помню, что днем и ночью двигались колонны солдат.
стучали колесами повозки, топали кони. Все это мне довелось видеть в детстве. Через два года я уже работала.
А мост потом восстанавливали заключенные. Они тяжелыми «бабами» вручную забивали деревянные сваи.
Мост-времянку — летний маленький мост — быстро ставили весной, когда пройдет лед: вбивали сваи, строили перекрытия и заграждения. Строили мост обычно заключенные. Они болели. Однажды один такой работник лежит и не может встать. Мама наша работала в аптеке, в домашней аптечке у нас были таблетки. У рабочего сильно болела голова, и мама дала ему таблетку. Затем человек встал, попил воды и оживал, приступая к работе.
Пока строили этот мост, ходил паром.
Нигде я об этом не рассказывала публично. Сейчас другое время, можно говорить все. Я на своей работе в электросвязи давала подписку о неразглашении, в том числе и о том, где я работала, поэтому все оставалось только в памяти людей».
14 апреля 1943 года Исполком Красноуфимского Райсовета решал вопрос «О ходе работ по разборке временного моста через реку Уфу и подготовке к устройству паромной переправы и постройке моста».
Заслушав сообщение заместителя начальника 428-го дорожно-эксплуатационного участка госдорог товарища Карпова о ходе работ по переправе через реку Уфу, Исполком Райсовета отмечал, что решение чрезвычайной комиссии по борьбе с наводнением от 31 марта 1943 года не выполнено: лошади из Криулинского, Чувашинского и Александровского сельсоветов не выделены, вывозка леса для постройки моста не закончена. Подвезенный к лесопилке колхоза «1-е мая» лес не распилен, паром не собран. Трос для второго парома Леспромхозом и железо Горкомхозом не выделены.
Для обеспечения нормальной работы парома и постройки моста обязали председателей данных сельских Советов выделить в распоряжение дорожного участка плотников в количестве: из Погореловского — 2 человека, из Усть-Баякского — 3 человека, из Крыловского — 2 человека и из Криулинского — 3 человека, не позднее 15 апреля.
Председателя Горсовета товарища Блаженкова обязали к началу постройки моста выделить людей из числа неорганизованного населения в количестве 30 человек для постройки моста.
Начальник ИТК товарищ Еськин должен был также выделить не менее 60 человек в минимальный срок за 10 дней.
Дорожно-эксплуатационный участок был обязан обеспечить натяжку троса для паромной переправы к 15 апреля.
Товарищ Дымченко должен был обеспечить все подготовительные работы к постройке моста с таким расчетом, чтобы закончить постройку моста в минимальный срок — 10 дней.
А председателя колхоза «I -е мая» товарища Липина обязали распилить 30 м куб. к 18 апреля на нижний настил и 40 куб. м на верхний настил к 22 апреля сего года, выделив необходимую подсобную рабочую силу из колхоза за счет трудового участия.
Директора МТС Феденева просили расточить в МТМ цилиндры трактора 428-го участка по договоренности с ним.
Заведующую Райторготделом Зорину обязали обеспечить всех рабочих, прибывающих на работы по устройству переправы и моста, двухразовым питанием. А ответственность за обеспечение рабочих жилплощадью была возложена на заведующего Горкомхозом товарища Лушникова.
Директор мясокомбината товарищ Макаров должен был обеспечить рабочих на строительстве моста мясными отходами (так написано в документе — прим. авт.).
Директору нефтебазы было предложено забронировать одну тонну бензина или лигроина в счет апрельских нарядов для Облдоротдела.
10 августа 1943 года Горсоветом было принято решение «Об отводе лесосечного фонда для заготовки свайной древесины для строительства моста через реку Уфу в городе.
В сентябре 1943 года передали помещения и конюшни особому строительному участку по строительству моста через реку Уфу. были переданы особому строительному участку под общежитие рабочих нижний этаж жилого дома по улице Ленина № 92 и под конюшни для лошадей, а также навесы с избушкой во дворе но улице Интернациональной № 101. Горкомхоз обязан был обеспечить электроосвещением строительную площадку моста, контору, общежитие рабочих, столовую и другие производственные помещения особого стройучастка. А начальник связи Черных был обязан обеспечить строительную контору особого участка по строительству моста телефонным аппаратом не позднее 22 сентября 1943 года. Телефонный аппарат временно был взят в сельхозснабжении, так как там не использовался, и установлен в строительной конторе по строительству моста только в октябре 1943 года.
Исходя из документов апреля 1943 года временный мост должен был быть построен в течение 10 дней в апреле 1943 года. А в документах сентября-октября 1943 года речь, скорее всего, идёт о подготовке к строительству моста следующей весной 1944 года.
Как сложилась дальнейшая история моста и связанное с ним печальное событие, произошедшее в семье Голубенцевых, которые жили в доме на берегу реки Уфы, мы узнаём из воспоминаний И.И. Сюзёвой (Голубенцевой):
«Осенью обычно мост-времянку разбирали, но осенью 1943 года оставили, не разобрали, видимо, не до него было. Поэтому в апреле 1944 года под этим мостом и образовался затор изо льда, и солдаты стали взрывать лед. Взрывы производили рядом с нашим домом. Лед во время взрыва взлетал выше домов, у людей падали печные трубы, у нас были выбиты стекла во всех девяти окнах. Мост тогда устоял, солдаты расталкивали лед баграми.
Мы сидели в темноте, так как окна были забиты досками. В семье умирала маленькая четырехлетняя сестренка Таня, у нее был менингит. Невозможно было приготовить обед. Таня умерла 16 апреля. Нам помогли сделать гроб, дали лошадь. Мама, Зинаида Павловна Голубенцева, тогда ходила в Исполком с заявлением (хранится в Красноуфимском государственном архиве) с просьбой вставить стекла в рамы. Но стекол в городе не было. Обещали, что стекла привезут на тракторе из Свердловска».
18 августа 1944 года на Исполкоме Красноуфимского Райсовета по «Разбору жалобы семьи фронтовика Голубенцева» было отмечено:
«Рассмотрев жалобу семьи погибшего офицера Голубенцева. Исполком Райсовета отмечает, что начальником Особо-строительного участка №1 Сараниным не принято действенных мер по производству ремонта (остекления рам и ремонта печей) в квартире гражданки Голубенцевой, где стекла выбиты в результате взрывных работ по очистке реки Уфы ото льда. Окна в квартире забиты и находящиеся там дети лишены света».
Начальнику Особо-строительного участка №1 товарищу Саранину было предложено до 1 сентября остеклить рамы в доме Голубенцевых.
Ввиду разлива весенних вод и уборки сезонного моста через реку Уфу граждане, проживающие на усадебных участках за рекой Уфой и приезжающие из района, не имели возможности переехать через реку Уфу как в город, так и обратно. Поэтому 15 апреля 1944 года, по решению Исполкома, имеющиеся у предприятий и частных лиц лодки были сосредоточены около моста через реку Уфу. Была организована бригада сплавщиков для перевозки населения. Установлена плата — 5 рублей с человека за проезд в один конец с грузом 10 килограммов, свыше 16 кг — no 1 рублю за каждый пуд.
«Принять все меры к постройке нового моста!»
Обратимся к решению исполкома Красноуфимского Горсовета №159 от 24 мая 1956 года «О передаче моста через реку Уфу в ведение Городского Совета». В связи с тем, что комиссия, назначенная по осмотру моста, определила годность его только на 50%, исполком Горсовета решил: «Считать принятие моста через реку Уфу в ведение городского Совета невозможным и просить Исполком Облсовета об оставлении данного моста в ведении 428-го эксплуатационного дорожного участка Облдортранса».
«Произведенной проверкой специальной технической комиссией под председательством главного инженера Свердловского Управтошосдора товарища Григорьева от 22 августа 1957 года установлено, что мост через реку Уфу в г. Красноуфимске протяжением по настилу 172 погонных метра в настоящее время находится в аварийном состоянии и к эксплуатации становится непригодным. Верхнее строение моста (фермы в количестве 10 штук) имеет загнивание до 10 см вглубь дерева, а в торцах поясов ферм загнивание доходит до 40 см.
Фермы от вертикали имеют отклонения в разные стороны, и особенно береговая (первая) ферма вследствие загнивания дала отклонение от вертикали на 15 см и держится только на металлическом тросе, что резко угрожает безопасности движения по мосту. Крепление фермы, как-то раскосы и особенно ригели, имеют сильное загнивание и не обеспечивают прочности работы ферм. У второй фермы первая опора справа в местах наращивания свай сгнила.
Имея в виду, что в данное время по мосту движение автотранспорта, повозок и других самодвижущих механизмов составляет 1300 единиц в сутки, исполком Горсовета 23 октября 1957 года принял решение «О состоянии моста через реку Уфу в г. Красноуфимске», в котором просит Исполком Облсовета обязать начальника Управтошосдора товарища Бреева в 1958 году принять все меры к постройке постоянного моста, имея ввиду, что изыскательские работы по постройке моста уже закончены.
Ну а в целях поддержания существующего моста до постройки нового, просить исполком Облсовета:
Обязать товарища Бреева немедленно отпустить денежные средства на капитальный ремонт моста; обязать Красноуфимский Леспромхоз через Совнархоз об отпуске с Красноуфимского лесозавода круглого леса 100 куб. м и пиломатериала 200 куб. м; обязать Н-Саранинский завод №2 и Красноуфимский ремзавод изготовить потребное количество металлических изделий (болты, гайки и т.д.) для крепления моста; обязать начальника 428 ДЭУ товарища Гущина при переходе движения с моста в зимний период по льду реки приступить к аварийному ремонту верхней части моста.
Из решения исполкома Красноуфимского горсовета от 13 сентября 1957 года «Утверждение архитектурно-планировочного задания по строительству железобетонного моста через реку Уфу в районе города Красноуфимска» следует, что ввиду аварийного состояния существующего деревянного моста просить Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог приступить к строительству моста в 1958 году. Были утверждены акт места выбора площадки для строительства постоянного автодорожного моста и архитектурно-планировочное задание по данному строительству. Для устройства подходов к мосту — дамбы разрешить закладку грунтового сосредоточенного резерва ниже намечаемого строительства из отложений реки Уфы».
Материал подготовлен Л.Е. Алексейчик, научным сотрудником Красноуфимского краеведческого музея, 10.01.2019 г.
В статье использованы отрывки из книги «Красноуфимцы в годы Великой Отечественной войны», автор Л.Е. Алексейчик, а также материалы Государственного архива в г. Красноуфимске.
Спасибо!
Отличная статья! Наша история. ?
Гибель солдат похожа на диверсию…
Сколько лет прошло, а в России и по сей день ничего не поменялось. Все сроки просраны, все сделано на отъе..ись. И чем была лучше жизнь при СССР не понятно.
Раньше наш город был лучшк, интереснее, что ли…
а читать подобного рода истории — одно удовольствие. Больше бы статей про город, как все было. И воспоминаний жителей города. Спасибо за статью.