Новости
О горах Красноуфимских
Красноуфимск стоит на семи горах и одна из них Юртовская. Вероятнее всего название горы произошло от слова «юрт», что значит центр казачьего управления.
Район Юртовской горы — красивое место, богатое памятными местами. С одной стороны у подножия горы — Юртовское озеро, а с другой — течёт красавица Уфа. Красота реки неописуема!
Здесь, в районе Юртовской горы, два святых места: на улице Вокзальной по инициативе М. М. Брюховой (учительница школы № 85) установлен обелиск «33 саранинским рабочим, павшим за Советскую власть». Возле красного уголка локомотивного депо — обелиск «Павшим работникам локомотивного депо в 1917-1967гг.».
На улице Деповской находится профучилище № 97, училищу более 80 лет. В разное время оно называлось по-разному: и РУ, и ФЗУ, и ТУ. Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано 3 училища: два из Подмосковья и одно из Сталинграда. Было около 1500 учащихся в старом здании, занимались в 2 и 3 смены, после занятий ходили работать в локомотивное депо, помогали строить бронепоезд.
Училище закончили знаменитые люди. Один из них — Герой Советского Союза Н. Ф. Сухобский. На стене училища есть мемориальная доска. Бывшая 1-я Деповская переименована: теперь она улица Сухобского. В училище хороший музей, где собран богатый материал о Н. Сухобском, установлен его бюст. Учился здесь и поэт В.Ф. Тулин — наш земляк.
По улице Вокзальной напротив школы № 85 жил Алексей Константинович Тилеусов, интересной судьбы человек, который пожертвовал все свои сбережения на строительство танка и самолёта во время Великой Отечественной войны, получил грамоту, подписанную Сталиным. Его сын погиб геройски за Родину.
На Юртовской горе в 1951 г. была построена школа № 85. В 1967 году ученики школы, собрав металлолом, подарили городу автобус. Первыми пассажирами были лучшие ученики.
В районе Юртовской горы находится ещё одно замечательное место — стадион «Локомотив». Заметно активизировалась работа и здесь: зимой был залит каток, устроен снежный городок, стояла ёлка, постоянно проводятся соревнования, тренировки.
Сколько замечательных людей живёт на Юртовской горе: В. Н. Бурнаев, бывший машинист локомотивного депо, сейчас любитель-пчеловод, беспокойный человек, постоянно оказывает помощь школе № 85; А. И. Коваленко, которая во время Великой Отечественной войны 16-летней девочкой работала кочегаром на паровозах. Почти на каждой улице Юртовской горы жил или живёт участник Великой Отечественной войны. Здесь поселились многие молодые машинисты, бывшие выпускники школы № 85 — Р. Макланов, В. Мизгирёв и другие. Ещё много замечательных людей проживает здесь же: А. В. Жигалов — прораб участка СМП, корреспондент газеты «Вперёд» С. Лещёв, воины-интернационалисты И. Кусков, А. Перминов.
Внизу горы находятся крупный железнодорожный узел, локомотивное депо, вагонное депо. В локомотивном депо есть хороший музей. Также есть клуб железнодорожников, спортивный зал. На переходе с Юртовской горы на Сосновую через железнодорожный мост снималась сцена фильма «Человек без паспорта», в 2000 году на территории локомотивного депо снимали эпизод фильма «Ехали два шофёра». В репертуаре песенно-хореографического ансамбля «Уралочка» есть — «Юртовская кадриль». На постаменте стоит паровоз — символ развития железнодорожного транспорта.
Атаманова гора
Пугачев проходил через Красноуфимск (Емельян Пугачев в Красноуфимске не был. Но был его ближайший сподвижник — Салават Юлаев. Однако в преданиях упорно утверждается пребывание Пугачева в Красноуфимске). Где ныне Атаманская гора, там есть еще Пугачев лог – это между горами. В нем крепость была, вроде деревянная, загороженная какими-то кольями. Пугачевские избушки и сейчас сохранились. Две — по Ленинской улице, одна — внизу. Избушки рубились топором из четырех толстых бревен. Были окошечки — очень маленькие.
Раньше в этих местах жили казаки, и все местное население (коренное) — это потомки казаков. Атаман, их предводитель, прятался от своих врагов в пещере, которая была на горе. Пещера большая, в ней удобно было прятаться. Потому гора — Атаманская.
Возле этой горы была станица. В ней жили казаки. А командовал ими атаман. Когда надо было посоветоваться с казаками или приказ им приказать, сзывал он их на гору. Так и пошло название этой горе — Атаманова.
Так что , наш город имеет непосредственное отношения к казакам . И на данный момент у Нас есть Казаки и там много молодёжи которые учатся махать шашками , ездить на конях и всему тому что должны знать и уметь казаки.
Гора Могилёвская
Гора Могильная находится в районе начала улицы Серова. Скорее всего своё название гора получила от того, что на ней издавна хоронили людей. У самого подножия горы и теперь уже на самой горе расположено православное кладбище. Через дорогу от него по улице Ачитской сохранилась часть стены из природного плитняка и основание кирпичной калитки старообрядческого кладбища. Здесь нашли свой последний приют старообрядцы, гонимые при Петре I из Нижегородской губернии с реки Керженец. Недалеко от горы Могильной в конце улицы Серова находится мусульманское кладбище.
Дивья гора
Гора Дивья находится в центре города. Эта самая высокая гора. Её название, по одной версии, происходит от слова «дивиться», так как с горы открывается красивая панорама города. По другой версии, название возникло давно, в те времена, когда на горе стояли солдатские казармы, а девушки частенько гуляли возле казарм, знакомились с солдатами, веселились.
Дореволюционные источники предлагают два варианта. Первый – название произошло от дивного вида, якобы открывающегося отсюда на Красноуфимск и его окрестности. Версия утверждает, что эта гора – самая высокая в городе. Словом, дивный вид – Дивья гора…
Второй вариант намеренно искажает древнее название горы, мол, она вовсе не Дивья, а Девья. Дескать, когда-то местные молодушки любили здесь устраивать свои девичьи игры…
Так же старые люди утверждают , что там есть подземный лаз, ходы казаки по ним ходим.
ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ:
Легенды о таинственных подземельях – всё же весьма косвенное подтверждение выдвинутой версии наименования Дивьей горы. Но существуют и более веские доказательства. Одно из них оставил академик И.И. Лепёхин, путешествовавший по здешним местам в 70-е годы XVIII столетия. Так вот ему в каменных осыпях в центральной части Красноуфимска виделись «как бы развалины древних зданий». И вот очередная сенсация конца XIX века. После обвала речного берега вблизи села Ключи, что находилось тогда в границах Красноуфимского уезда, местные жители обнаружили два керамических горшка с медными и серебряными византийскими, римскими и персидскими монетами IV-VI веков нашей эры! Клады эти тогда сразу же «окрестили» чудскими. Внятно объяснить, как эти монеты в таком количестве могли попасть сюда, никто не может до сих пор.
Интересная статья, особенно про И. И. Лепехина.
1. Восточное продолжение Юртовской — Шлакная, Павловская? 2. Восточнее жд вокзала? 3. Сосновая. 4. Куда врезан туннель? 5. Межевая. 6. Барыня. 7. Шайдакина
Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также — пастбище, родовая земля. В эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, ЮРТА являлись жилищем народов ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.
Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов навьюченных деталями юрты) дошли на погребальных статуэтках середины I тысячелетия н. э. из Северного Китая[4]. При выборе места под строительство Крепости Красный Яр в последствии Красноуфимск казаки наткнулись на остава жилищ (юрт), ранее здесь жили башкиры упейцы (башкиры уфы) . В доль реки Уфа были вотчинные земли башкир. Упейцы проживали от истоков р.Уфа до р. Белая. Прорадителями башкир было тюркское племя Хунну (Гунны) проживающие на Алтае и в степях Монголии. жилищем этих племён были юрты. В диалекте казаков юрта или юрт пришло из тюркских языков. В Российской армии башкиры и Донские казаки воевали бок о бок, спин к спине и языком общения среди воинских сословий был тюркский. Донские казаки исторически проживали в непосредственой близости с тюркоговорящим народом колмаки или колмыки поэтом в совершенстве владели данным конструктом тюркского языка, чтО позволяло Российскому командованию согласовывать действия данных воинских формирований. У башкир как и у казаков кантонная система.
Название Юртовской горы и озера произошло от тюркского слова юрта. На Северном Кавказе корень «юрт» является одной из основ названий населенных пунктов: Верхний Юрт, Бабаюрт, Кизилюрт, Ножай-Юрт, Толстой-Юрт, Хасавюрт. Так же юрта это жилище у казахов, киргизов, тувинцев и.т.д.. В Европу юрта или шатер пришла в период крестовых походов и после нашествия племён из монгольской степи под предводительством Чингиз Хана.
Юрты, ж. (тюрк. jurt). Переносное жилище, кибитка у нек-рых кочевых народов (обычно конусообразной формы). (Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков).
юрта
У нек-рых кочевых народов Азии и Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое кошмами, звериными шкурами.(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).
ЮРТА (тюрк.) переносное жилище из войлока у народов Центр. и Ср. Азии и Сибири. Преимущественно круглое в плане с куполообразной крышей(Энциклопедический словарь, 1998 г).
«Вероятнее всего название горы произошло от слова «юрт», что значит центр казачьего управления.» «Раньше в этих местах жили казаки, и все местное население (коренное) — это потомки казаков.» в приведённых цитатах много искажений и неточностей. В краеведческом музее очень много информации о коренных жителях этой территории. Казаков направили сюда для покорения и умиротворения башкир, татар и других народов.
Юрты это жилище башкир которые проживают на Урале примерно с 5 века нашей эры.
Юртовская гора так казаки называли место где находилось башкирское селение разоренное в последствии строительства крепости Красный яр. Казаки при освоении данной земли застали оставы жилищ .
пора чистить юртовскую гору от куч мусора и берег красавицы уфы
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ, ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА, ЕЁ МИФЫ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДОСТАВИЛИ ПРИ ЧТЕНИИ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. СПАСИБО. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЛАДЕТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ ПОДТВЕРЖДЁННОЙ ДОСТОВЕРНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ, А НЕ КТО ТО СКАЗАЛ. А Я ТАК ПОНЯЛ.
Любимый город, на Урале среднем,
Расположился на семи холмах,
И для меня, нет города роднее,
Слова любви не прячу на устах.
Провинциальный городок России,
Любимый город в рукавах реки,
Где я, родившись, с криком появилась,
Чтобы влюбиться и писать стихи.
По-ходу это дебильное психотворение опять от Валентины Скврцовой: «На Урале среднем, с криком на устах…».Безобразная безвкусица.
Телеусов Андрей Константинович вообще-то? Во всяком случае в музее так обозначено.
Пугачев в Красноуфимске бывал на обратном пути, когда его от Кунгура погнали. Даже в барабинской церковушке на службе присутствовал, где-то в об этом читала в местных газетах или книжках…
Готовите статью — не занимайтесь извращеним истории. Не были казаки основателями Красноуфимска. Всякий сброд, именуемый казаками, появился в крепости 12 лет спустя, после создания Оренбуржского казачьего войска. Примечателен факт, что основная заслуга по выбору места принадлежит служивому человеку генерал-майору Тевкелеву — татарскому мурзе (дворянину).
Бурный рост Красноуфимска в середине 19 века связан с переселением мещан, крестьян и мастеровых с Вятки.
И еще просьба, когда пытаетесь найти обоснование особой роли казачества в становлении земли красноуфимской, держите в голове практическ единичный случай предательсва престола, переход государевых слуг на сторону Емельяна Пугачева и последующее переселение казачьих семей, не запятнавших себя в предательстве, на другие территории. У нас казачество было запрещено.
Вся история самодержавия пропитана изменами и дворцовыми переворотами. Стрельцов под запрет. декабристов в Сибирь, а теперь и казачество Вам не нравится. Вспомните доносительство, кляузы и оговоры. Кто из нас без греха, бросьте в меня камнем.