Новости

О горах Красноуфимских

Красноуфимск стоит на семи горах и одна из них Юртовская. Вероятнее все­го название горы произошло от слова «юрт», что значит центр казачьего уп­равления.

Район Юртовской горы — кра­сивое место, богатое памятными мес­тами. С одной стороны у подножия горы — Юртовское озеро, а с другой — течёт кра­савица Уфа. Красота реки неописуема!

Здесь, в районе Юртовской горы, два святых места: на улице Вокзальной по инициативе М. М. Брюховой (учительница школы № 85) установлен обелиск «33 саранинским рабочим, павшим за Со­ветскую власть». Возле красного уголка локомотивного депо — обелиск «Павшим работникам локомотивного депо в 1917-1967гг.».

На улице Деповской находится профучилище № 97, училищу более 80 лет. В разное время оно называлось по-раз­ному: и РУ, и ФЗУ, и ТУ. Во время Вели­кой Отечественной войны сюда было эвакуировано 3 училища: два из Подмос­ковья и одно из Сталинграда. Было око­ло 1500 учащихся в старом здании, за­нимались в 2 и 3 смены, после занятий ходили работать в локомотивное депо, помогали строить бронепоезд.

Училище закончили знаменитые люди. Один из них — Герой Советского Союза Н. Ф. Сухобский. На стене училища есть мемориальная доска. Бывшая 1-я Де­повская переименована: теперь она улица Сухобского. В училище хороший музей, где собран богатый материал о Н. Сухобском, установлен его бюст. Учил­ся здесь и поэт В.Ф. Тулин — наш земляк.

По улице Вокзальной напротив школы № 85 жил Алексей Константинович Тилеусов, интересной судьбы человек, кото­рый пожертвовал все свои сбережения на строительство танка и самолёта во время Великой Отечественной войны, получил грамоту, подписанную Сталиным. Его сын погиб геройски за Родину.

На Юртовской горе в 1951 г. была пост­роена школа № 85. В 1967 году ученики школы, собрав металлолом, подарили городу автобус. Первыми пассажирами были лучшие ученики.

В районе Юртовской горы находится ещё одно замечательное место — стади­он «Локомотив». Заметно активизирова­лась работа и здесь: зимой был залит каток, устроен снежный городок, стояла ёлка, постоянно проводятся соревнова­ния, тренировки.

Сколько замечательных людей живёт на Юртовской горе: В. Н. Бурнаев, бывший машинист локомотивного депо, сейчас любитель-пчеловод, беспокойный чело­век, постоянно оказывает помощь шко­ле № 85; А. И. Коваленко, которая во вре­мя Великой Отечественной войны 16-лет­ней девочкой работала кочегаром на паровозах. Почти на каждой улице Юртовской горы жил или живёт участник Ве­ликой Отечественной войны. Здесь посе­лились многие молодые машинисты, бывшие выпускники школы № 85 — Р. Макланов, В. Мизгирёв и другие. Ещё много замечательных людей проживает здесь же: А. В. Жигалов — прораб участка СМП, корреспондент газеты «Вперёд» С. Лещёв, воины-интернационалисты И. Кусков, А. Перминов.

Внизу горы находятся крупный железно­дорожный узел, локомотивное депо, ва­гонное депо. В локомотивном депо есть хороший музей. Также есть клуб железно­дорожников, спортивный зал. На перехо­де с Юртовской горы на Сосновую через железнодорожный мост снималась сце­на фильма «Человек без паспорта», в 2000 году на территории локомотивного депо снимали эпизод фильма «Ехали два шофёра». В репертуаре песенно-хореографического ансамбля «Уралочка» есть — «Юртовская кадриль». На постаменте стоит паровоз — символ развития железнодорожного транспорта.

Атаманова гора

Пугачев проходил через Красноуфимск (Емельян Пугачев в Красноуфимске не был. Но был его ближайший сподвижник — Салават Юлаев. Однако в преданиях упорно утверждается пребывание Пугачева в Красноуфимске). Где ныне Атаманская гора, там есть еще Пугачев лог – это между горами. В нем крепость была, вроде деревянная, загороженная какими-то кольями. Пугачевские избушки и сейчас сохранились. Две — по Ленинской улице, одна — внизу. Избушки рубились топором из четырех толстых бревен. Были окошечки — очень маленькие.

Раньше в этих местах жили казаки, и все местное население (коренное) — это потомки казаков. Атаман, их предводитель, прятался от своих врагов в пещере, которая была на горе. Пещера большая, в ней удобно было прятаться. Потому гора — Атаманская.

Возле этой горы была станица. В ней жили казаки. А командовал ими атаман. Когда надо было посоветоваться с казаками или приказ им приказать, сзывал он их на гору. Так и пошло название этой горе — Атаманова.

Так что , наш город имеет непосредственное отношения к казакам . И на данный момент у Нас есть Казаки и там много молодёжи которые учатся махать шашками , ездить на конях и всему тому что должны знать и уметь казаки.

Гора Могилёвская

Гора Могильная находится в районе начала улицы Серова. Скорее всего своё название гора получила от того, что на ней издавна хоронили людей. У самого подножия горы и теперь уже на самой горе расположено православное кладбище. Через дорогу от него по улице Ачитской сохранилась часть стены из природного плитняка и основание кирпичной калитки старообрядческого кладбища. Здесь нашли свой последний приют старообрядцы, гонимые при Петре I из Нижегородской губернии с реки Керженец. Недалеко от горы Могильной в конце улицы Серова находится мусульманское кладбище.

Дивья гора

Гора Дивья находится в центре города. Эта самая высокая гора. Её название, по одной версии, происходит от слова «дивиться», так как с горы открывается красивая панорама города. По другой версии, название возникло давно, в те времена, когда на горе стояли солдатские казармы, а девушки частенько гуляли возле казарм, знакомились с солдатами, веселились.

Дореволюционные источники предлагают два варианта. Первый – название произошло от дивного вида, якобы открывающегося отсюда на Красноуфимск и его окрестности. Версия утверждает, что эта гора – самая высокая в городе. Словом, дивный вид – Дивья гора…

Второй вариант намеренно искажает древнее название горы, мол, она вовсе не Дивья, а Девья. Дескать, когда-то местные молодушки любили здесь устраивать свои девичьи игры…

Так же старые люди утверждают , что там есть подземный лаз, ходы казаки по ним ходим.

ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ:

Легенды о таинственных подземельях – всё же весьма косвенное подтверждение выдвинутой версии наименования Дивьей горы. Но существуют и более веские доказательства. Одно из них оставил академик И.И. Лепёхин, путешествовавший по здешним местам в 70-е годы XVIII столетия. Так вот ему в каменных осыпях в центральной части Красноуфимска виделись «как бы развалины древних зданий». И вот очередная сенсация конца XIX века. После обвала речного берега вблизи села Ключи, что находилось тогда в границах Красноуфимского уезда, местные жители обнаружили два керамических горшка с медными и серебряными византийскими, римскими и персидскими монетами IV-VI веков нашей эры! Клады эти тогда сразу же «окрестили» чудскими. Внятно объяснить, как эти монеты в таком количестве могли попасть сюда, никто не может до сих пор.

Поделиться

15 комментариев

  1. +2
    -2
    Rating: 0. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Интересная статья, особенно про И. И. Лепехина.

    Ответить
  2. ток@рев
    +2
    -1
    Rating: +1. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    1. Восточное продолжение Юртовской — Шлакная, Павловская? 2. Восточнее жд вокзала? 3. Сосновая. 4. Куда врезан туннель? 5. Межевая. 6. Барыня. 7. Шайдакина

    Ответить
  3. Типа краевед
    +6
    -1
    Rating: +5. From 7 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также — пастбище, родовая земля. В эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, ЮРТА являлись жилищем народов ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.
    Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов навьюченных деталями юрты) дошли на погребальных статуэтках середины I тысячелетия н. э. из Северного Китая[4]. При выборе места под строительство Крепости Красный Яр в последствии Красноуфимск казаки наткнулись на остава жилищ (юрт), ранее здесь жили башкиры упейцы (башкиры уфы) . В доль реки Уфа были вотчинные земли башкир. Упейцы проживали от истоков р.Уфа до р. Белая. Прорадителями башкир было тюркское племя Хунну (Гунны) проживающие на Алтае и в степях Монголии. жилищем этих племён были юрты. В диалекте казаков юрта или юрт пришло из тюркских языков. В Российской армии башкиры и Донские казаки воевали бок о бок, спин к спине и языком общения среди воинских сословий был тюркский. Донские казаки исторически проживали в непосредственой близости с тюркоговорящим народом колмаки или колмыки поэтом в совершенстве владели данным конструктом тюркского языка, чтО позволяло Российскому командованию согласовывать действия данных воинских формирований. У башкир как и у казаков кантонная система.
    Название Юртовской горы и озера произошло от тюркского слова юрта. На Северном Кавказе корень «юрт» является одной из основ названий населенных пунктов: Верхний Юрт, Бабаюрт, Кизилюрт, Ножай-Юрт, Толстой-Юрт, Хасавюрт. Так же юрта это жилище у казахов, киргизов, тувинцев и.т.д.. В Европу юрта или шатер пришла в период крестовых походов и после нашествия племён из монгольской степи под предводительством Чингиз Хана.

    Ответить
  4. +13
    0
    Rating: +13. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Юрты, ж. (тюрк. jurt). Переносное жилище, кибитка у нек-рых кочевых народов (обычно конусообразной формы). (Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков).
    юрта
    У нек-рых кочевых народов Азии и Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое кошмами, звериными шкурами.(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).
    ЮРТА (тюрк.) переносное жилище из войлока у народов Центр. и Ср. Азии и Сибири. Преимущественно круглое в плане с куполообразной крышей(Энциклопедический словарь, 1998 г).

    Ответить
  5. +17
    0
    Rating: +17. From 17 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    «Вероятнее все­го название горы произошло от слова «юрт», что значит центр казачьего уп­равления.» «Раньше в этих местах жили казаки, и все местное население (коренное) — это потомки казаков.» в приведённых цитатах много искажений и неточностей. В краеведческом музее очень много информации о коренных жителях этой территории. Казаков направили сюда для покорения и умиротворения башкир, татар и других народов.

    Ответить
  6. Местный
    +14
    0
    Rating: +14. From 14 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Юрты это жилище башкир которые проживают на Урале примерно с 5 века нашей эры.

    Ответить
  7. Местный
    +10
    0
    Rating: +10. From 10 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Юртовская гора так казаки называли место где находилось башкирское селение разоренное в последствии строительства крепости Красный яр. Казаки при освоении данной земли застали оставы жилищ .

    Ответить
  8. сергей
    +2
    -1
    Rating: +1. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    пора чистить юртовскую гору от куч мусора и берег красавицы уфы

    Ответить
  9. +4
    -1
    Rating: +3. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ, ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА, ЕЁ МИФЫ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДОСТАВИЛИ ПРИ ЧТЕНИИ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. СПАСИБО. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЛАДЕТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ ПОДТВЕРЖДЁННОЙ ДОСТОВЕРНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ, А НЕ КТО ТО СКАЗАЛ. А Я ТАК ПОНЯЛ.

    Ответить
  10. Валентина
    +2
    -2
    Rating: 0. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Любимый город, на Урале среднем,
    Расположился на семи холмах,
    И для меня, нет города роднее,
    Слова любви не прячу на устах.
    Провинциальный городок России,
    Любимый город в рукавах реки,
    Где я, родившись, с криком появилась,
    Чтобы влюбиться и писать стихи.

    Ответить
    • +7
      -1
      Rating: +6. From 8 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      По-ходу это дебильное психотворение опять от Валентины Скврцовой: «На Урале среднем, с криком на устах…».Безобразная безвкусица.

      Ответить
  11. 0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Телеусов Андрей Константинович вообще-то? Во всяком случае в музее так обозначено.

    Ответить
  12. Читательница
    +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Пугачев в Красноуфимске бывал на обратном пути, когда его от Кунгура погнали. Даже в барабинской церковушке на службе присутствовал, где-то в об этом читала в местных газетах или книжках…

    Ответить
  13. +4
    -1
    Rating: +3. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Готовите статью — не занимайтесь извращеним истории. Не были казаки основателями Красноуфимска. Всякий сброд, именуемый казаками, появился в крепости 12 лет спустя, после создания Оренбуржского казачьего войска. Примечателен факт, что основная заслуга по выбору места принадлежит служивому человеку генерал-майору Тевкелеву — татарскому мурзе (дворянину).
    Бурный рост Красноуфимска в середине 19 века связан с переселением мещан, крестьян и мастеровых с Вятки.
    И еще просьба, когда пытаетесь найти обоснование особой роли казачества в становлении земли красноуфимской, держите в голове практическ единичный случай предательсва престола, переход государевых слуг на сторону Емельяна Пугачева и последующее переселение казачьих семей, не запятнавших себя в предательстве, на другие территории. У нас казачество было запрещено.

    Ответить
  14. +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Вся история самодержавия пропитана изменами и дворцовыми переворотами. Стрельцов под запрет. декабристов в Сибирь, а теперь и казачество Вам не нравится. Вспомните доносительство, кляузы и оговоры. Кто из нас без греха, бросьте в меня камнем.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий