Педколледж — наша судьба
В конце 1950-х-начале 1960-х годов появилась возможность заняться строительством жилья для работников училища. Как вспоминал А.В. Черкасов (директор педучилища), в это время был построен жилой дом за тоннелем, позднее из двора педучилища (угол ул. Свердлова и Интернациональной) туда же был перенесен еще один дом. Таким образом, освободилось место для нового строительства.
В сентябре 1961 года на субботниках, в которых участвовали преподаватели, сотрудники и учащиеся, были начаты работы (рытье траншей на глубину 2,2 м и закладка фундамента, кладка стен) для пристроя к учебному зданию в сторону ул. Интернациональной. В 1962-63 годах работы завершены СУ-3 (Строительным управлением №3).
В начале 1962-1963 учебного года, на педсовете 11 сентября 1962 года были подведены итоги прошедшего учебного года и намечены задачи на следующий год, утверждены план педагогической практики и единый орфографический, каллиграфический режим. В заключительном слове директор училища Л.Г. Чепелев сказал: «… успех будет виден, если большой трудолюбивый коллектив будет работать дружно, не забывая методической работы. Необходимо усилить связь учебной работы с воспитательной. Все новое, хорошее мы должны внедрять, прежде всего в базовой школе. Успех в работе зависит от нашей исполнительности, четкости. На своем примере воспитывать наших воспитанников. Педагогическому коллективу особое внимание обратить на 1-2 курсы и за 4 года воспитать примерных учителей. Сосредоточить внимание на помощь сельским школам. Знакомить студентов с работой сельских школ. Приближать их к жизни и работе в сельских условиях. Быть требовательными к себе и своим воспитанникам» [Красноуфимский филиал Госархива, Фонд 140, опись 1, дело №31, с.1].
Происходящие перемены в советском обществе требовали изменений и в системе образования. Поэтому одним из главных вопросов повестки дня педсовета, состоявшегося 11 декабря 1962 года, был вопрос «Формирование качеств учителя начальных классов в свете Закона о школе». В своем выступлении Б.Я. Пугачев подчеркнул: «…На уроках арифметики необходимо развивать мышление. Больше заставлять на уроках думать. Чтобы решить задачу, нужно знать хорошо условие задачи. Чтоб любить Родину, нужно знать ее, а в школе, на уроках природоведения, нет экскурсий. Нет ни методики. Ни практики у студентов в проведении экскурсий» [Красноуфимский филиал Госархива, Фонд 140, опись 1, дело №31, с.2].
Роль классного руководителя в педагогическом училище была подробно раскрыта на педсовете 19 февраля 1963 года. Своим опытом, в частности, поделилась М.Е. Донских: «…привитие профессиональной направленности и повышение успеваемости в классе провожу по 4 линиям.
- Проводим литературные вечера, которые заранее готовим.
- На информациях учащиеся делают обзоры новинок методической литературы.
- Организован уголок методической литературы в классе.
- Повестку классного собрания учащиеся знают заранее».
На педсовете также обсуждался вопрос о создании в педучилище совета краеведения [Красноуфимский филиал Госархива, Фонд 140, опись 1, дело №31, с.8].
Проведению педагогической практики было посвящено заседание педсовета 23 апреля 1963 года. Было предложено: «…3. Методистам, преподавателям педагогики обратить серьезное внимание на обучение учащихся планированию уроков. Быть более требовательными к качеству планов по содержанию и по форме.
4. Непрерывную практику проводить главным образом в Красноуфимском районе.
5. Преподавателям русского языка, чистописания больше уделять внимания письму учащихся на классной доске» [Красноуфимский филиал Госархива, Ф.140, оп.1, д. №1, с.13].
Опросы идейно-политического воспитания рассматривались на заседании педагогического совета 9 сентября 1963 года. Приведем выдержки из нескольких выступлений:
Я.С. Матвеев: «…Подводя итоги прошедшего учебного года, мы видим, что работали неплохо и с точки зрения обучения, и проведена большая общественная работа. Всю работу мы должны строить, исходя из решений нашей партии, соединять обучение с воспитанием. В области воспитания у нас много недостатков.
Важным в воспитании является воспитание идейной убежденности. У нас ведь есть еще факты, когда учащиеся скептически относятся к некоторым вопросам коммунистического строительства. Одним из решающих условий является вопрос идейного воспитания самих преподавателей. Учитель должен знать основные документы партии и правительства. Кабинет истории будет помогать учащимся в проведении политинформаций. О кинофильмах. Надо продумать организацию просмотра фильмов по истории».
Р.А. Шаламова: «… Надо закрепить начинание прошлого года — работу клуба будущих учителей, укрепить связь с сельской школой».
П.Н. Федотов: «… Наше училище по успеваемости на третьем месте по области. Вопрос воспитания сейчас везде злободневный.
…обратить особенное внимание на содержание наших стенных газет, использовать широко радио во всех злободневных вопросах жизни педучилища. В училище обязательно должен быть врач».
В своем выступлении директор педучилища Л.Г. Чепелев обратил внимание на следующие моменты: «… Надо суметь превратить жажду знаний в жизненную необходимость каждого учащегося. Надо проследить, чтобы сила общественных организаций была действенной. Любому советскому коллективу присуща черта социалистического соревнования» [Красноуфимский филиал Госархива, Ф.140, оп.1,д. №1, с.20-23].
В педучилище в эти годы регулярно проводились различные спортивные соревнования, в том числе и по гимнастике. Неслучайно на педсовете 11 января 1964 года П.А. Бочарников посетовал, что «Гимнастические соревнования проводятся без музыкального сопровождения».
На этом же заседании Лыткина А.И. говорила о необходимости обобщения положительного опыта преподавателей: «…Нужно в нашем училище сделать так, чтобы передовой опыт работы наших маяков-преподавателей, работы лучших секций (русского языка и музыки) сделать достоянием всего училища» [Красноуфимский филиал Госархива, Ф.140, оп.1, д. №1, с.31, 33].
1968 году было открыто новое отделение — художественно-графическое — для подготовки учителей изобразительного искусства и черчения. В настоящее время в колледже проводится обучение и по программам дополнительной подготовки: Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, организатор студии декоративно-прикладных и народных ремесел; Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства с дополнительной подготовкой по художественно-оформительской деятельности. Кроме того, в Центре дополнительного образования реализуются программы «Мастерская художника», «Основы инженерной графики», «Профильный архитектурный класс».
Большую роль в становлении ХГО сыграл Валентин Федорович Копыркин. Именно при его активном участии создавалась материальная база, происходило комплектование коллектива творчески работающими преподавателями. Необходимо отметить, что вскоре установилась тесная связь с факультетом изобразительного искусства Нижнетагильского государственного пединститута и художественно-графическим отделением Пермского педучилища №4. Позже, уже в качестве преподавателей, после окончания Нижнетагильского пединститута, вернулись выпускники ХГО А.А. Мальков, Л.Н. Стахеева, С.В. Буров и др.
На учебных занятиях студенты учились работать не только с красками, но и деревом, глиной и другими природными материалами. Для оснащения мастерских необходимым оборудованием много сделали преподаватели Л.Ф. Цепилов, С.В. Буров, В.М. Угринов, А.А. Мальков и др.
Преподаватели педучилища принимали самое активное участие в общественной жизни Красноуфимска. Одним из примеров может служить то, что современный герб нашего города был создан преподавателем ХГО Е.Д. Шалонниковым. «Его эскиз [нового герба Красноуфимска], предложенный преподавателем педагогического училища художником Е.Д. Шалонниковым, был принят после специального конкурса в конце 1968 года» [Красноуфимск. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. — 144 с., 16 с ил. — (Города нашего края), с.5].
Подписывайтесь в Телеграм
когда встреча будет ?
выпускник Сергей Угринов и преподаватель В.М.Угринов ни как не связаны?
Спасибо Геннадию Михайловичу. Наконец-то появился человек, заинтересованый в жизни пед. колледжа.