Педколледж — наша судьба

В конце 1950-х-начале 1960-х годов появи­лась возможность заняться строительством жилья для работников училища. Как вспоми­нал А.В. Черкасов (директор педучилища), в это время был построен жилой дом за тоннелем, позднее из двора педучилища (угол ул. Сверд­лова и Интернациональной) туда же был пере­несен еще один дом. Таким образом, освободилось место для нового строительства.

В сентябре 1961 года на суб­ботниках, в которых участво­вали преподаватели, сотрудники и учащиеся, были начаты работы (рытье траншей на глубину 2,2 м и закладка фундамента, кладка стен) для пристроя к учебному зданию в сторону ул. Интернаци­ональной. В 1962-63 годах рабо­ты завершены СУ-3 (Строитель­ным управлением №3).

В начале 1962-1963 учебного года, на педсовете 11 сентября 1962 года были подведены ито­ги прошедшего учебного года и намечены задачи на следующий год, утверждены план педагоги­ческой практики и единый орфо­графический, каллиграфический режим. В заключительном слове директор училища Л.Г. Чепелев сказал: «… успех будет виден, если большой трудолюбивый кол­лектив будет работать дружно, не забывая методической работы. Необходимо усилить связь учеб­ной работы с воспитательной. Все новое, хорошее мы должны внедрять, прежде всего в базовой школе. Успех в работе зависит от нашей исполнительности, четко­сти. На своем примере воспиты­вать наших воспитанников. Педагогическому коллективу особое внимание обратить на 1-2 курсы и за 4 года воспитать примерных учителей. Сосредоточить внима­ние на помощь сельским школам. Знакомить студентов с работой сельских школ. Приближать их к жизни и работе в сельских услови­ях. Быть требовательными к себе и своим воспитанникам» [Крас­ноуфимский филиал Госархива, Фонд 140, опись 1, дело №31, с.1].

Происходящие перемены в со­ветском обществе требовали из­менений и в системе образова­ния. Поэтому одним из главных вопросов повестки дня педсо­вета, состоявшегося 11 декабря 1962 года, был вопрос «Формиро­вание качеств учителя начальных классов в свете Закона о школе». В своем выступлении Б.Я. Пуга­чев подчеркнул: «…На уроках арифметики необходимо разви­вать мышление. Больше застав­лять на уроках думать. Чтобы ре­шить задачу, нужно знать хорошо условие задачи. Чтоб любить Ро­дину, нужно знать ее, а в школе, на уроках природоведения, нет экскурсий. Нет ни методики. Ни практики у студентов в проведе­нии экскурсий» [Красноуфимский филиал Госархива, Фонд 140, опись 1, дело №31, с.2].

Роль классного руководителя в педагогическом училище была подробно раскрыта на пед­совете 19 февраля 1963 года. Своим опытом, в частности, поде­лилась М.Е. Донских: «…привитие профессиональной направленно­сти и повышение успеваемости в классе провожу по 4 линиям.

  • Проводим литературные вече­ра, которые заранее готовим.
  • На информациях учащиеся делают обзоры новинок методической ли­тературы.
  • Организован уголок методиче­ской литературы в классе.
  • Повестку классного собрания учащиеся знают заранее».

На педсовете также обсуждался вопрос о создании в педучили­ще совета краеведения [Крас­ноуфимский филиал Госархива, Фонд 140, опись 1, дело №31, с.8].

Проведению педагогической практики было посвящено засе­дание педсовета 23 апреля 1963 года. Было предложено: «…3. Методистам, преподавателям педагогики обратить серьезное внимание на обучение учащихся пла­нированию уроков. Быть более требовательными к качеству пла­нов по содержанию и по форме.

4.  Непрерывную практику прово­дить главным образом в Красноу­фимском районе.

5.    Преподавателям русского языка, чистописания больше уде­лять внимания письму учащихся на классной доске» [Красноуфим­ский филиал Госархива, Ф.140, оп.1, д. №1, с.13].

Опросы идейно-политическо­го воспитания рассматрива­лись на заседании педагогическо­го совета 9 сентября 1963 года. Приведем выдержки из несколь­ких выступлений:

Я.С. Матвеев: «…Подводя итоги прошедшего учебного года, мы видим, что работали неплохо и с точки зрения обучения, и про­ведена большая общественная работа. Всю работу мы должны строить, исходя из решений на­шей партии, соединять обучение с воспитанием. В области воспи­тания у нас много недостатков.

Важным в воспитании является воспитание идейной убежденно­сти. У нас ведь есть еще факты, когда учащиеся скептически от­носятся к некоторым вопросам коммунистического строительства. Одним из решающих условий явля­ется вопрос идейного воспитания самих преподавателей. Учитель должен знать основные документы партии и правительства. Кабинет истории будет помогать учащимся в проведении политинформаций. О кинофильмах. Надо проду­мать организацию просмотра фильмов по истории».

Р.А. Шаламова: «… Надо закре­пить начинание прошлого года — работу клуба будущих учителей, укрепить связь с сельской школой».

П.Н. Федотов: «… Наше училище по успеваемости на третьем ме­сте по области. Вопрос воспита­ния сейчас везде злободневный.

…обратить особенное внимание на содержание наших стенных га­зет, использовать широко радио во всех злободневных вопросах жизни педучилища. В училище обязательно должен быть врач».

В своем выступлении директор педучилища Л.Г. Чепелев обратил внимание на следующие момен­ты: «… Надо суметь превратить жажду знаний в жизненную необ­ходимость каждого учащегося. Надо проследить, чтобы сила общественных организаций была действенной. Любому советскому коллективу присуща черта социалистическо­го соревнования» [Красноуфим­ский филиал Госархива, Ф.140, оп.1,д. №1, с.20-23].

В педучилище в эти годы регу­лярно проводились различные спортивные соревнования, в том числе и по гимнастике. Неслучай­но на педсовете 11 января 1964 года П.А. Бочарников посетовал, что «Гимнастические соревнова­ния проводятся без музыкального сопровождения».

На этом же заседании Лыткина А.И. говорила о необходимости обобщения положительного опы­та преподавателей: «…Нужно в нашем училище сделать так, что­бы передовой опыт работы наших маяков-преподавателей, работы лучших секций (русского языка и музыки) сделать достоянием всего училища» [Красноуфимский филиал Госархива, Ф.140, оп.1, д. №1, с.31, 33].

1968 году было открыто но­вое отделение — художе­ственно-графическое — для под­готовки учителей изобразительно­го искусства и черчения. В настоя­щее время в колледже проводится обучение и по программам до­полнительной подготовки: Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятель­ности и декоративно-прикладного искусства, организатор студии де­коративно-прикладных и народных ремесел; Педагог дополнитель­ного образования в области изо­бразительной деятельности и де­коративно-прикладного искусства с дополнительной подготовкой по художественно-оформительской деятельности. Кроме того, в Цен­тре дополнительного образования реализуются программы «Мастерская художника», «Основы инже­нерной графики», «Профильный архитектурный класс».

Большую роль в становлении ХГО сыграл Валентин Федоро­вич Копыркин. Именно при его активном участии создавалась материальная база, происходи­ло комплектование коллектива творчески работающими препо­давателями. Необходимо отме­тить, что вскоре установилась тесная связь с факультетом изо­бразительного искусства Нижне­тагильского государственного пе­динститута и художественно-гра­фическим отделением Пермского педучилища №4. Позже, уже в качестве преподавателей, после окончания Нижнетагильского пе­динститута, вернулись выпускни­ки ХГО А.А. Мальков, Л.Н. Стахеева, С.В. Буров и др.

На учебных занятиях студен­ты учились работать не только с красками, но и деревом, глиной и другими природными материала­ми. Для оснащения мастерских необходимым оборудованием много сделали преподаватели Л.Ф. Цепилов, С.В. Буров, В.М. Угринов, А.А. Мальков и др.

Преподаватели педучилища принимали самое активное уча­стие в общественной жизни Крас­ноуфимска. Одним из примеров может служить то, что совре­менный герб нашего города был создан преподавателем ХГО Е.Д. Шалонниковым. «Его эскиз [ново­го герба Красноуфимска], пред­ложенный преподавателем педа­гогического училища художником Е.Д. Шалонниковым, был принят после специального конкурса в конце 1968 года» [Красноуфимск. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. — 144 с., 16 с ил. — (Города нашего края), с.5].

Поделиться

3 комментария

  1. студент
    +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    когда встреча будет ?

    Ответить
  2. ток@рев
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    выпускник Сергей Угринов и преподаватель В.М.Угринов ни как не связаны?

    Ответить
  3. Ещё один родитель
    +1
    -1
    Rating: 0. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Спасибо Геннадию Михайловичу. Наконец-то появился человек, заинтересованый в жизни пед. колледжа.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий