Новости
Реставрация и консервация музейного текстиля
Современная мужская рубашка — очень многофункциональный элемент одежды. Она может быть и строгого классического стиля, и свободного кроя на выпуск, одеваться с костюмом и джинсами. Но какими бы разнообразными ни были, ее применение, основные элементы кроя все же остаются неизменными: воротник, рукава, полочки, пуговицы.
Рубашка (также верхняя сорочка или классическая сорочка) — вид мужской одежды, относится к верхнему нательному белью. Исторически рубашка относится именно к мужскому белью, однако с 1960-х годов может носиться самостоятельно, не покрываясь иной одеждой.
Внешний облик и назначение сорочки во все времена были различными. Убедиться в этом можно, проследив историю ее возникновения.
Древний мир. Одежды древних цивилизаций: греческие хитоны, туники римлян, белые рубахи с длинными рукавами вавилонян. Римские туники наиболее близки современным рубашкам, поскольку были свободного кроя, шились из льняных тканей, из грубых домотканых материалов или тонкой шерсти и одевались под тоги.
Средневековье. Рыцари Средневековья надевали льняные рубахи под доспехи, используя их в качестве нижнего белья. Королевские персоны и высшее сословие носили рубашки из хлопка и льна более тонкой обработки, особенно изысканными считались шелковые сорочки. Рубашки в то время не воспринимали как одежду, уместную для появления на людях.
Эпоха Возрождения. Утонченность тканей и буйство кружев. Одежда как часть культуры в это время претерпевает серьезные изменения. Начиная с XIV века появляются новые технологии обработки ткани, и рубашки начинают шить из тончайшего белоснежного батиста и украшать тесьмой и вышивкой. Такие сорочки могли себе позволить только богатые люди, которым уже жалко было прятать такую красоту под верхней одеждой. В XVI веке итальянские мастера начинают плести кружево, которое тут же становится непременным атрибутом пышных воротничков и манжет на рубашках знатных дворян. Рубашки становятся еще дороже и роскошней, ими гордятся и даже оставляют в наследство.
В XV веке в Великом княжестве Московском появилась знаменитая косоворотка. Её отличие от обычной рубахи состояло в меньшей длине и наличии разреза сбоку, а не по центру. Связано это было с тем, что во время работы крестик с шеи все время норовил выскочить наружу, а в косоворотке он был под тканью. Тогда же появились горничные рубахи из белого хлопка или шелка – их носили исключительно в помещении (горнице) и берегли как зеницу ока. Эти сорочки имели прямой крой, узкий рукав и собирались у горловины. Основой костюма у русских крестьян была длинная рубаха, её могли украсить вышивкой, но не более того – ей следовало быть простой и удобной.
Новое время. Спокойная роскошь. Начиная с XVIII века барокко понемногу сменяется строгим очарованием классицизма. В конце XVIII века мода на рубашки уже полностью приобретает практичные английские традиции: воротник-стойка с отогнутыми концами и никаких излишеств. Несмотря на свою простоту и лаконичность, рубашка все еще остается элементом одежды высшего класса: в ней невозможно работать, а пошив и уход за таким изделием стоит немалых денег.
В XIX-XX веке классические формы и разнообразие стилей. В 60-х годах XIX века в Америке впервые было налажено массовое производство рубашек, которые стали выпускать по стандартным размерам. Это стало настоящей революцией, позволившей рубашкам из предмета роскоши стать просто одеждой. В наше время мужские рубашки не претерпевают кардинальных изменений, зато появляется многообразие форм деталей кроя, вариации силуэтов, разные расцветки.
Во все времена мужскую рубашку отличали две характерные особенности:
- она очень долго была нижним бельем, поэтому даже сейчас этикет запрещает мужчине снимать пиджак в присутствии дам без их позволения.
- дорогая рубашка из ткани высокого качества всегда была признаком высокого статуса ее обладателя.
Красноуфимский краеведческий музей обладает коллекцией мужских и женских рубашек различных эпох, стилей, национальной принадлежности хранящихся в фондохранилище музея. Частично коллекция рубашек представлена для посетителей в экспозиции музея.
Подписывайтесь в Телеграм
А где про реставрацию? Статья называется реставрация и консервация музейных предметов, а в статье выдержки из энциклопедии истории одежды………???????