Новости

Казачья изба

В книге «Хозяйственное описание Пермской губернии» Н.С. Попов пишет:«Живущие здесь казаки имеют пропитание от крестьянских промыслов. В их владении состоит прилежащая Красноуфимску земля около берегов реки Уфы, они имеют свои пашни, покосы и выгон в таком изобилии, что снабжают излишками здешних обывателей других званий. 

Они, как и башкирцы, обязаны выполнять собственным иждивением линейную службу. Каждый, отправляющийся на линию, должен снабдить себя двумя лошадьми, амуницией, провиантом по своему достатку и на общественный счет. Одежду составляет синий или смурной казачий кафтан с полукафтаньем, либо армяк, круглая шапка, подобная донским и уральским казаками, на ногах обыкновенные сапоги. Оружие употребляют огнестрельное, саблю и пику.

В простое время казаки носят казачьи смурные кафтаны, зимой тулупы. Их дома не отличаются от крестьянских, кроме белой избы.  Ныне большая часть казачьих домов ветхи, худо построены и крыты драницами. Казаки управляются атаманом, которого из них же выбирают начальники Оренбургской линии по заслугам линейной службы. Атамана часто производят в обер-офицеры».

Обратим  внимание на предложение:«…Их дома не отличаются от крестьянских, кроме белой избы». «Белая изба» напоминает «Белый дом» — административное здание. «Белая изба»-по аналогии это административная изба, канцелярия. «Белая изба» упомянутая Н.С. Поповым в 1800г., это конечно, станичная казачья изба. 

Документы повествуют: «В 1809 г. сгорели все гражданские дела станицы». Документы казаков содержались и хранились, естественно, в станичной избе. Если сгорели все документы, то очевидно, и сгорела станичная изба. Поэтому на улице Р. Горбуновой до сегодняшнего дня дожила не та станичная изба, о которой повествовал Попов в 1800 г., та станичная изба сгорела в пожаре 1809г.

Думаю, что казаки не затянули надолго постройку новой станичной избы. Следовательно, нам осталась новая станичная изба, построенная после пожара, предположительно, в 1809-1810гг.. Построенная добротно из хорошего материала станичная казачья изба сохранилась и осталась нам памятью о Уфимских казаках Красноуфимской станицы Оренбургского военного казачьего войска.  

Выписка из архивного документа:  «23 февраля 1820 г. Высочайше разрешено переселить казаков упраздненной Красноуфимской станицы на Новоилецкую линию». На тот момент в Красноуфимске числилось: «449 офицерских и казачьих домов и 1 общественный станичный». При переселении разрешено: «Предоставить казакам полное право продать в собственную их пользу находящиеся на прежних местах их жительства дома, строения, всякие хозяйственные обзаведения и прочее имущество…» 

Как другие казачьи дома общественный станичный дом, «белая изба», при продаже перешла в статус жилого дома. Особо от 449 других, обозначилась из уст в уста, оговоркой, как «казачья изба».   

Казаки были первопоселенцами Красноуфимской крепости. Окончательное переселение на новый пограничный рубеж Новоилецкой линии был ограничен 1826 годом.  Правительство пошло на уступки и разрешило остаться тем, кто материально и физически не мог осуществить переезд на 800 верст, это были дряхлые казаки, семьи вдовых казачек. Но при этом указаны условия, что дети мужского пола, родившиеся в Красноуфимске,  принимают  статус казаков Оренбургского войска.  

По воле Оренбургской войсковой канцелярии заведенной с давних лет, при Красноуфимских станичных делах имелось три значка. 1 апреля 1823г. казаки Красноуфимской станицы и прапорщик Ковалинцев, переселяющиеся на форпост Прорывной, по разрешению управляющего Оренбургским казачьим войском ротмистра Тимашева взяли значок с ликом св. Михаила Архангела (о других значках сведений не имею-прим.) Значками называли знамя меньшего размера, для сотенного казацкого отряда. Где хранились эти значки? Конечно, в станичной казачьей избе.

В строении казачьей избы,1809-1810г. скорее всего, использована сосна. В записках путешественника И. Лепехина: «Места для сельского житья ровные и привольные, лесом годным на строение изобильны. Прежде из Красноуфимских лесов доставали мачтовые деревья».

Что скажут о «казачьей избе» профессионалы?

Поделиться

6 комментариев

  1. +5
    -8
    Rating: -3. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Казаки были первопоселенцами, вот и поставьте им памятник.

    Ответить
  2. +10
    -2
    Rating: +8. From 12 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Да нет первыми все таки были Башкиры!

    Ответить
  3. Русинов
    +5
    0
    Rating: +5. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    При всём уважении к автору, её напористости и дотошности в исследовании прошлого нашего города спешу не согласиться с ней в этом её предположении, происходящем из неосведомлённости в особенностях дореволюционного крестьянского и казачьего быта. Строение жилища, и люди глубже изучающие историю это знают, является сакральным для каждого народа, его, с позволения сказать, культурным маркером. Многими исследователями замечено, что строение казачьих куреней (жилищ) отличается от общерусского, в основном как раз строением «белой» избы, которой в русских жилищах чаще всего нет вовсе. Слово «белый» в русском языке означало «свободный», «вольный», например Белгород — «вольный город», Белая Русь — свободная, никому не платящая дани Русь. Крестьянское жилище у наших предков было уменьшенной копией Мира и состояло из нескольких частей — хозяйственного (клети, подклети, сени, рига..), полужилого (кухни) и жилого (белая изба). Как русские крестьяне, так и казаки (не считавшие себя русскими) в часть жилых помещений зимой пускали скотину. То есть «белая изба» — это жилое помещение в доме, свободное от прочих хозяйственных нагрузок помещение, предназначенное только для жилья. Никаких ассоциаций с «белым домом» — помещением власти оно никогда не имело. Последнее значение, если немного напрячь память, появилось в нашем лексиконе совсем недавно, с тех пор, как мы стали тупо подражать США, где «белый дом» — это главная контора страны.

    Ответить
  4. Русинов
    +5
    0
    Rating: +5. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Забыл отметить ещё одно важное обстоятельство: меня вообще терзают смутные сомнения по поводу того, что это строение вообще является казачьим. Во всяком случае казачий курень она никак не напоминает. Нет абсолютно никаких доказательств того, что она когда-то вообще принадлежала казакам. насколько мне известно, кто-то из местных авторов в веке 19-м просто сделал предположение, и — пошло-поехало…

    Ответить
    • +1
      0
      Rating: +1. From 1 vote.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      А может белая т.к. топилась по белому?

      Ответить
  5. Волкова Наталья Ивановна
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    А я не сомневаюсь, что это станичная казачья изба. Мои многочисленные родственники-предки (я 1949г.р. и помню) жили в Барабе в более худших подобных избах на Киряковской и Трактовой. Тогда я не знала, что это избы переселенных казаков, а по материалам документов все совпадает. Про белую избу у Попова в 1800г. — это не белые и курные избы древних крестьян, это 1800г. и казаки.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий