Новости

Их объединяют море и нелегкая флотская служба

26 июля наша страна в восемьдесят первый раз будет отмечать День Военно-морского флота. С 1939 по 1980 годы была установлена постоянная дата этого праздника – 24 июля. На последнее воскресенье июля праздничная дата была перенесена в 1980 году. Празднование Дня ВМФ продолжается и в Российской Федерации.

У всех, кто в разное время носил форму военных моряков, существует добрая традиция: ежегодно, уже на протяжении десятков лет, в День ВМФ собираться вместе. Надеваются бережно хранимые бескозырки и тельняшки… Что ни говори, а форма у моряков красивая — просто дух захватывает. Правда, кому-то сегодня уже и не втиснуться в юношеский размерчик. Что не удивительно, ведь самые «старые морские волки» призывались на службу тридцать-сорок лет назад, но они — ещё хоть куда! Вот что значит морская закалка! Несмотря на разность поколений, всех их объединяет одно — море и флотская дружба.

Своими воспоминаниями о флотской службе поделись с читателями газеты ачитцы, проходившие срочную службу на флоте в разные годы. Анатолий Козлов, гвардии старшина I статьи, пгт. Ачит, годы службы 1969-1972. Анатолий Александрович пошел служить сразу после окончания Ачитской средней школы, попал в подводники на Тихоокеанский флот. Первые полгода был в учебном отряде во Владивостоке. Служил на атомной подводной лодке, которая в 1966 году в составе двух лодок совершила кругосветное плавание в течение пятидесяти двух суток без всплытия с Северного флота через Южный полюс на Камчатку. После этого лодка стала гвардейской. Вооружена была крылатыми ракетами, предназначенными для уничтожения авианосцев противника. За безупречную службу занесен в Книгу почета Военного совета Краснознаменного Тихоокеанского флота и награжден медалью «За воинскую доблесть.  В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».  

— В экипаже подлодки было 120 человек, половина из них — офицеры, остальные – проходящие срочную службу. Службу проходил штурманским электриком, обслуживал все штурманские приборы навигационного обеспечения плавания. На подлодке свои условия, особенно когда она под водой в долгом плавании. При боевой тревоге включалась вентиляция, тогда температура в помещении гидропоста доходила до плюс сорока градусов, однако, в торпедном отделении, наоборот, было холодно. Всякое было, не забудется случай, когда вышел из строя эхолот. В течение суток искал причину поломки, — нашел и устранил, так как обслуживал его я один. Заведовал перископом, все оборудование должно быть в постоянной боевой готовности. Во время плавания,мне, можно сказать, везло больше других. По долгу службы, при всплытии, вслед за капитаном мне нужно было выходить и протирать спиртом приборы. Первые секунды просто дышал воздухом, когда как другие члены команды многие сутки находились без свежего воздуха. Были и внештатные ситуации, это особенно помнится. При одном из всплытий, случай стоил жизни. Лодка резко пошла вглубь, оказалось, один из матросов, на секунду задремав, нажал на рычаг. Среагировали вовремя, все наладилось. Еще в учебном отряде отрабатывали ситуацию выхода экипажа через торпедный отсек. Надевая водолазный костюм, у каждого должны были проверять давление в баллоне. Попробовал, есть дыхание, когда попал в бассейн, вдруг стал задыхаться. Видимо, спасло хорошее здоровье. А авария атомного реактора стоила мне пятидесяти шести суток отпуска, практически накануне демобилизации.

Петр Пупышев, пгт. Ачит, матрос, годы службы 1978-1981. — Моя служба на флоте длилась ровно три года. Уехал на службу в 6 часов 14 декабря 1978 года, вернулся домой час в час 14 декабря 1981 года. Службу начал в городе Хабаровске Краснознаменной Амурской флотилии в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота. Учебную часть закончил мотористом БЧ-5 надводных кораблей, но всю службу провел водителем. За время службы намотал на колеса тысячи километров разных дорог. Отправляли дважды в командировку на уборку урожая, был в Саратове и Омске. После отправили во Владивосток и на Камчатку. Годы службы невозможно забыть, особенно помнится учебный отряд, где был командиром отделения. В подчинении были ребята семи национальностей, со всеми находился общий язык, никаких разногласий, тем более о дедовщине не было и речи. Жили все очень дружно. Морское воинское братство — это навсегда. Встречались с некоторыми ребятами после службы, хотя были отовсюду, и потом раскидала жизнь. Я сам из Красноуфимского района родом, всю жизнь после службы живу в Ачите. К примеру, этим летом встретились случайно с парнем из Татарстана, были во время службы в одном учебном отряде: я в школе мотористов, он в школе мичманов. Остается навсегда в памяти крепкая армейская дружба, взаимовыручка. Каждому парню, если позволяет здоровье, обязательно нужно идти служить. Служба вырабатывает характер, самодисциплину, приучает к порядку, все ставит на места в голове. Начинаешь понимать, что для тебя главное в жизни, уходит наносное. Главное, учишься ценить свою жизнь, уважать окружающих тебя людей, своих родных. И служба, где бы она не проходила, делает парня мужчиной.

Ветераны флотской службы встретились в редакции газеты: Бугуев Степан Николаевич (на снимке — слева), житель п. Уфимский, служил в 1955-1959 гг. матросом-сигнальщиком на крейсере «Петропавловск-Камчатский» Тихоокеанского флота и Чижевский Владимир Дмитриевич, житель п. Заря, в 1962-1965 гг. проходил службу на Северном флоте матросом-мотористом на сторожевом катере.

Поделиться

1 комментарий

  1. Матрос северного флота
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    В п.Натальинск было круто.Прошли торжественным маршем.

    Ответить

Ответ на Матрос северного флота Не отвечать