Новости

Возрождение

4 ноября в России отмечается День народного единства. История праздника неразрывно связана с иконой Казанской Божьей Матери, которая особо почитаема в Красноуфимске. Знаменателен этот день и тем, что в 2001 году впервые после долгих лет застоя в Свято-Троицком соборе была совер­шена первая божественная литургия.

о. Андрей Рыжаков

И именно в этот день в Центре культуры и досуга проводились благотворительные концерты, средства от которого шли на восстановление храма, которое продол­жается в течение 19 лет.

Наша беседа — с настоятелем Свято-Троицкого собора протоиреем Андреем Рыжаковым. А началась она — с истории обре­тения иконы Казанской Божьей Матери в России. Рассказывает о. Андрей.

— Икона Казанской Божьей Матери была обретена в городе Казани в 1579 году. Сама Казань была взята в 1552 году и первые святители Гу­рий и Герман, выполняя свою право­славную миссию, привлекали силы и средства для строительства хра­мов, так был построен знаменитый Казанский Кремль. Это нужно было для того, чтобы та территория, кото­рую даровал Господь православной России, утверждалась не только административной властью, но и духовной. Здесь можно провести параллель с тем событием, когда Господь ввел еврейский народ в зем­лю обетованную. Он сказал: «Я даю вам эту землю, чтобы вы на ней ис­тинную веру насаждали. Потому что до вас здесь жили те, кто оскверняли эту землю идолопоклонством и богоборчеством. Конечно, она была завоевана мечом, как и Святая земля. Господь сказал: «Идите и воюйте, занимайте эту землю». Так и здесь, в Казани процветало магометан­ство, язычество, но в какой-то мо­мент духовная составляющая была ослаблена.

18 июня 1879 года произошел пожар, который начался у храма Святителя Николая и распространился по всей Слободе. Сгорела половина Кремля и это стало поводом для сокрушения со стороны православных и для нападок и насмешек — со сто­роны магометан. «Вы неверные», — говорили они, — ваш Бог никак вас не защитил. Но все, что бы ни делал Господь, делает он на пользу. Для того и был послан Господом пожар, чтобы показать, что Вера угасла. Произошло несчастье, но это пред­варяло собой расцвет, подъем духа православной Веры на этой земле.

В одном из сгоревших домов стрельца шли восстановительные работы после пожара. И явилась его 10-летней дочери Матроне Божья Матерь. Сначала был глас о том, что в этом месте нужно обрести икону, которая принесет облегчение и спасение этому граду. Рассказала девочка родителям, но те не поверили. Второй раз явилась Божья Матерь уже в виде иконы и вновь не вняли рассказу девочки и родителей во­еводы и архиепископ. В третий раз явилась Божья Матерь в виде иконы с огненными лучами и сказала, что если девочка не расскажет об этом, то она умрет и не будет здесь ни­кому спасения. Нашли девочку без чувств, а когда она пришла в себя, то с плачем рассказала о явлении. Встревоженная мать вновь обрати­лась к воеводам, но снова они не вняли ее словам. Тогда мать взяла мотыгу и начала копать на месте сгоревшего дома. Видя ее старания, пришли на помощь родственники и соседи. Но ничего они не нашли. Мотыжку взяла Матрона и, о чудо: у печи откопала сверток в тряпице. А в нем — чудотворная икона Божьей Матери. Икона была новой, словно только что была написана. Прибежа­ли воевода и архиепископ, сбежал­ся народ, молиться стали, просить прощения у Божьей Матери за свое неверие. А потом обошли крестным ходом вокруг пожарища. Донеслась эта весть до Ивана Грозного, стара­ниями которого была взята Казань. Приказал он списки сделать с иконы, а на месте ее обретения построить храм. Позднее был воздвигнут и де­вичий монастырь, а первой насельницей, а потом и игуменьей в нем стала Матрона. И это было не единственное чудо. Во время одного из крестных ходов с иконой Казан­ской Божьей Матери произошло про­зрение при прикладывании к иконе слепого, не видевшего свет в тече­ние трех лет. Стал стекаться люд к иконе и многие получали исцеление от немощей. Такова история обрете­ния Казанской Божьей Матери.

Один из списков иконы

День же народного единства, отме­чаемый 4 ноября, был установлен в честь освобождения Москвы от по­ляков в 1612 году. И также это собы­тие связано с иконой Казанской Бо­жьей Матери. Ополченцы, пытаясь прорвать оборону поляков, привез­ли из Казани икону Казанской Бого­матери. Встречено это было с боль­шим воодушевлением, ведь слава о ней и ее обретении разнеслась по всей Руси. В то же время среди во­евод начались распри, многие из них не хотели видеть у власти русского царя, хотели поставить шведского или польского. После безуспешных попыток прорвать оборону решено было отправить икону обратно в Ка­зань, но на пути ходоки встретили ополченцев Минина и Пожарского, которые сказали: «Не дадим ико­ну, с ней пойдем на поляков». В это же время в Москве томился в плену православный узник, грек из Кон­стантинополя архиерей Арсений. Явился ему преподобный Сергий с иконой и говорит: «Велела мне Бо­жья Матерь передать вам, что услы­шала она молитвы верующих, пото­му велит ободриться, Кремль будет взят». Встал Арсений со своего бо­лезненного одра, получил исцеление и передал через своих благую весть. Была у него с собой икона Влади­мирской Божьей Матери, которой он усердно молился. Получив эту ве­сточку, воспряли духом русские кня­зья, ополченцы, поднялся их боевой дух. Ни числом, ни вооружением не превосходили они поляков, но Вера сплотила их, прекратились распри и в духовном порыве дружно они пошли в атаку и взяли Китай-город.

А через два дня была освобождена Москва. Не силой оружия, а силой Духа Веры, простой народной Веры.

В честь этого события и появился в России праздник — День народного единства.

А какова история красноуфимской Казанской Божьей Матери?

— Кто писал ее неизвестно. Известно только, что написана она в XIX веке. После разорения Свято-Троицкого собора в 30-е годы было сожжено много икон, люди спасали их, пряча по домам. Икону Казанской Божьей Матери сумели спасти, спрятав ее в часовне Инокентьевской церкви на кладбище. Сделано много списков с этой иконы, но, как умножаются спи­ски, так умножаются и чудеса.

Красноуфимская икона

В Красноуфимске 21 июля в день иконы Казанской Божьей Матери проходит крестный ход, который призван ограждать город от всяких напастей, поднимать дух Веры. И именно с начала крестных ходов можно считать и возрождение хра­мов Красноуфимска. Крестные ходы возобновились в конце 90-х годов, с этого времени и начали возрож­даться храмы. По мере возвраще­ния храмов проводились и крест­ные ходы: от Покровской церкви на Селекции, Иннокентьевской церкви, Храма Александра Невского, Свято- Троицкого собора и до часовни Ио­сифа Песнопевца.

Крестный ход в 2019 году

Благотоврительные же концерты, призванные чествовать икону Казанской Божьей Матери, положили начало благоустройству территории вокруг храма и ЦКиД. В городе появилось и много социальных объектов: школы, детские сады, спортив­ные сооружения.

И мы не знали, будет ли проводить­ся крестный ход в этом году 21 июля, но он состоялся, с соблюдением всех требований роспотребнадзора во время пандемии.

Отец Андрей, сейчас в период пандемии люди чувствуют беспокойство, напряжение. Как обрести уверенность, спокойствие?

— Побеждает, прежде всего, Дух. Пандемия была попущена Богом чтобы показать нам всем слабость нашей Веры. Но мы в нашем горо­де можем привнести искру вдохно­вения веры и заступничества, мы должны и немощных поддержать, и сами духом не упасть и в то же вре­мя соблюдать и меры, которые нам диктует медицина. Мы должны побе­дить эту болезнь не духом упорства и зла, а духом кротости и смирения, любви и упования. Как Господь ска­зал: «Я победил мир». А мы все — с Господом.

И, тем не менее, несмотря на все трудности, продолжается восстановление храма…

Мы планировали оштукатурить внешний храм, но планы измени­лись. Не было ни средств, ни рабо­чей силы в этот сложный период. Поэтому мы решили вести внутрен­ние работы. Был оштукатурен верх­ний купол, и мы пошли вниз. Высота купольной части 36 метров. 50 про­центов удалось сделать, благодаря красноуфимским добродетелям: Ва­силию Леонтьеву (металлобаза на Волжской) и Наталье Ватолиной (м-н «Дизайн), а также большой вклад
внес Виктор Филимонов, руководи­тель строительной организации, который поделился своими знания­ми и опытом.

При храме активно работает Попечительский совет.

-Да. Руководит им Николай Жужин, который ведет организационную работу по сбору средств, осуществля­ет связь с городскими и областными властями.

2 сентября в храме состоялось архиерейское богослужение в честь 20-летия прославления наших священномучеников Алексия, Льва и Александра. Нужно отметить, что обретены они были именно 21 июля в день иконы Казанской Божьей Ма­тери. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возглавил службу и поблагодарил прихожан и верующих за труды по восстанов­лению храма и сохранению памяти подвигов красноуфимских священномучеников. Был показан макет книги о священномучениках и митро­полит одобрил будущую книгу.

Какие дальнейшие планы по восстановлению храма?

— Сейчас идет разборка перекры­тий, которые были сделаны в совет­ское время. Освобождается подкупольная часть. В наших планах — в следующем году к Рождеству про­вести литургию в главном алтаре Свято-Троицкого собора. Это наша цель, мы к ней стремимся. Послед­няя литургия в алтаре была 90 лет назад, в 1932 году.

Ваше напутствие в канун праздника Дня народного единства и в день иконы Казанской Божьей Матери.

— Когда Господь допускает такую обширную напасть, это касается всех, здесь нет сторонних, так как пандемия коснулась каждого. Соответственно, Господь хочет, чтобы каждый человек изменил что-то в своей жизни, в своей душе, поэтому духовный подъем должен предше­ствовать работе каждого над собой. Все мы должны объединиться во­круг этой работы, чтобы возродить дух, любовь к Богу, к Отечеству, бу­дущему нашей страны. Чтобы наши дети не сбились с пути, чтобы мы стали свидетелями этого подъёма. А начинать работу нужно с каждой се­мьи. Многое делается государством, нужно, чтобы это было подкреплено народным воодушевлением. Нужно стремиться не к внешнему благосо­стоянию, потому что оно может в один миг легко опрокинуться обстоятель­ствами, а к силе нашего духа и на­родного единства. Как раньше говори­ли: «Вокруг Веры, царя и Отечества».

5 комментариев

  1. +20
    -14
    Rating: +6. From 34 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Столько сил и средств на пустое дело.
    На месте этой церквушки можно было бы построить детскую поликлинику чтоб мамы с маленькими детьми не таскались на край города. Как пример. Но нет народ своими же силами строит то, что не приносит пользы и собирает размалеваные дощечки, что вообще является язычеством, а не христианством. Сюр какой-то

    Ответить
  2. Местный,
    +9
    -3
    Rating: +6. From 12 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Пустота в голове у человека… От нас зависит, каким содержанием мы ее наполним. Кто-то ест борщ с хлебом и счастлив, а кого-то и бутерброд с черной икрой не радует…

    Ответить
  3. атеист,
    +18
    -9
    Rating: +9. From 27 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Вера – всего лишь лицензия на отрицание разума, догма, которую выдают себе последователи религий. Несовместимость разума и веры уже на протяжении столетий является очевидным фактом человеческого познания и общественной жизни…

    Ответить
    • Мальцев В.А.,
      +8
      -5
      Rating: +3. From 13 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Человек невежественный, не образованный, тёмный, во все времена задавал вопрос: а откуда всё взялось, небо, земля, лес, животные, моря и океаны. На что не умные попы им давали им универсальный ответ- всё создал бог. А учёных которые пытались докопаться до истины и покушались на их точку зрения откуда всё взялось, ждал костёр в назидания другим. Вот так мы отстали от естественного хода развития цивилизации на сотни лет. Не попы бы, то сейчас и на Марсе б яблони цвели.

      Ответить
  4. Фома неверующий,
    +13
    -4
    Rating: +9. From 17 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Да уж современная Россия это царствие поповское. Ничего толком не создаем, только церкви строим, чтобы народ болванить его обирать. Церковь в России это коммерческий проект, посмотрите как жируют попы, даже в Красноуфимске. Зато старушонки верующие им последнюю копейку несут за обещание царствия небесного. Власть этому потворствует, потому что выгодно держать народ в невежестве, насаждаемом как раз попами. У них на все универсальный совет — молитесь о лучшем и бог вас услышит. А дедушка бог глухой от старости (2000 лет помогает княдьям, царям, президентам людей в покорности держать).

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий