Новости
Покупатель и продавец: кто прав?
15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. Накануне этого дня — наша беседа — с Борисом Александровичем Мокрушиным, специалистом-экспертом и Денисом Владимировичем Мячевым, юрисконсультом отдела экспертиз по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловкой области в г. Красноуфимске, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах».
Ежегодно красноуфимским и областным Управлением проводится довольно много мероприятий, посвященных Дню защиты прав потребителей. Этот год не стал исключением?
— В принципе, нет. В течение года нами ведется работа с населением и с предпринимателями: это и консультации, и семинары, и статьи в СМИ и т.д. Эпидемиологическая обстановка в связи с заболеванием коронавирусом внесла, конечно, свои коррективы, и нам пришлось отказаться от выездных консультаций. Каждый год мы выезжали в социальные центры, где проводили консультации и беседы среди пожилых людей, которые наиболее чаще бывают обманутыми продавцами.
Можно привести конкретные примеры, когда из-за недобросовестных людей страдают пожилые?
— Вот пример. В 2019-2020 годах был наплыв продаж дорогостоящих товаров медицинского назначения. В спешке заключались договора кредитования, покупателю вручался товар с большой наценкой, причем, не объяснялись, какие могут быть противопоказания при его применении. То есть, были явные нарушения. Тем более, если учесть, что такие товары должны продаваться только в специализированных магазинах. А тут продавцы просто ходили по квартирам, предлагая свой товар. Результатом нашей работы стало удовлетворение 90 от 100 процентов исков в суде.
Сколько всего обращений к вам поступает?
— Что касается обращений в сфере продажи непродовольственных товаров, за минувший год было 120 обращений.
В целом, в каких сферах жизнедеятельности человек может к вам обратиться?
— Во всех сферах, где есть отношения покупателя и продавца. При этом мы руководствуемся Законом «О защите прав потребителей».
В последнее время по каким вопросам чаще к вам обращаются?
— Обращений поступает много, часть из них после рассмотрения мы направляем в подведомственные органы: Госжилфонд, если это жалоба в сфере ЖКХ и т.д.
А как обстоят дела в части дистанционной продажи товаров? В последнее время такой способ продаж и покупок стал наиболее популярен.
— Как растет популярность, так растут и обращения к нам, как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. Это и нарушение сроков продаж, и по возврату товара много жалоб поступает.
Пандемия сказалась на количестве обращений?
— Стало больше обращений к нам в электронном виде ввиду введения режима самоизоляции.
Каков срок рассмотрения обращения?
— 30 дней. Далее заявление направляется или в подведомственные органы или мы ведем работу дальше. Составляется претензия, проводится экспертиза, а далее мы представляем интересы обратившегося в суде.
Были ли какие-то дела, за которые стоило побороться, и они стали выигрышными?
— Сразу вспомнить трудно. Ну вот, например — к нам обратились по поводу некачественно поставленных стеклопакетов в доме. Магазин отказывался удовлетворить жалобу, ссылаясь на то, что работа по установке окон проведена качественно и все дело в неправильной вытяжке, особенностях постройки дома и т.д. Мы пригласили экспертов, которые доказали обратное. Жалобу удовлетворили, истец получил все положенные ему средства за некачественную услугу. Еще пример. К нам обратился житель Приданниково, которому, по его словам, некачественно пробурили скважину. Мы прошли два суда, в том числе, и кассационный в г. Челябинске и сумели доказать, что потребитель прав. Также ему были возвращены все расходы и по установке скважины, и по экспертизе и т.д.
Согласитесь, не каждый обратится к вам: экспертизы, суды, время. Некоторые самостоятельно защищают свои права.
— Вот для таких людей мы и приготовили конкурс, в котором может принять участие любой желающий и рассказать свою историю о том, как он сумел добиться справедливости и защитить свои права, как потребитель.
В каких еще конкурсах могут принять участие жители подведомственной вам территории?
— В этом году тематика Всемирного дня прав потребителей «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами». Желающие могут принять участие в таких конкурсах: «Есть ли жизнь без пластика». Участники должны предоставить нестандартные решения проблемы замены пластиковых материалов иными.
Конкурс инсталляций «Пластиковые метаморфозы» — оформить инсталляцию с использованием пластиковых материалов. Конкурс рисунков на тему «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами».
Заявки и конкурсные работы принимаются до 25 марта по адресу: Красноуфимск, ул. Советская, 13, электронный адрес:
Myachev_DV@66. rospotrebnadzor.ru с пометкой «Конкурс». Победители Конкурса награждаются дипломами и подарками.
Спасибо вам за беседу и в заключение, что бы вы пожелали нашим читателям?
— Мы желаем не бояться отстаивать свои права! Активно пользоваться информацией, которую мы предоставляем, участвовать в наших конкурсах и мероприятиях.
А если вы столкнулись с какой-то проблемой — к вашим услугам: Мячев Денис Владимирович, тел. 8-9505400927. Эл. почта: Myachev_DV@66. rospotrebnadzor.ru.
Также сообщение можно оставить в группе ВК «ВКонтакте» — https://vk.com/ potrebitelksk. Или на сайте Роспотребнадзора.
Обращался, действительно помогли, спасибо