Новости, Роспотребнадзор
О правовой основе услуг такси и каршеринга
С развитием транспортной инфраструктуры в настоящее время передвигаться по городу можно не только на общественном транспорте, но и с помощью таких сервисов как легковое такси и каршеринг. При этом, если услугами такси мы пользуемся давно, то услуги каршеринга появились в городах всего несколько лет назад.
В целом пользоваться легковым такси в современном мире довольно удобно, поскольку многие службы такси в крупных городах имеют свои мобильные приложения, с помощью которых можно отслеживать уровень цены, перемещение и место парковки машины.
Каршеринг – это один из видов аренды автомобиля. Однако в отличие от обычной аренды каршеринг предназначен для тех, кому нужна машина на очень непродолжительное время, при этом оплачивается только время пользования автомобилем. Однако, чтобы стать водителем автомобиля каршеринга, нужно иметь водительские права. Кроме того, разные сервисы каршеринга могут устанавливать дополнительные требования к возрасту и водительскому стажу. Особое внимание стоит обратить на более высокую степень ответственности потребителей. В отличие от услуг легкового такси, если за рулем арендованной машины вы нарушите правила дорожного движения или попадете в аварию, то все штрафы, нарушения правил дорожного движения или повреждения автомобиля будут возмещаться за ваш счет.
Предоставление услуг легкового такси регламентируется Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1586).
В отличие от перевозки пассажиров легковым такси, отдельных правил предоставления услуг каршеринга еще не принято, поэтому в настоящее время следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, в том числе по аренде автомобилей.
К отношениям, связанным с оказанием услуг потребителям применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Необходимо отметить, что государство не регулирует ценовую политику в области услуг такси и каршеринга. Поэтому стоимость таких услуг во многих сервисах может меняться и зависеть от множества факторов: загруженности дорог, погоды, времени суток, класса автомобиля, уровня спроса на услуги в конкретный момент и т.п.
У каждого средства передвижения есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый горожанин решает для себя, какие из них критичны конкретно для него.
Следует обратить внимание потребителей на особенности надзора за регулированием данных видов деятельности.
Легковое такси должно оборудоваться опознавательным фонарем на крыше транспортного средства. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая особую композицию из квадратов контрастного цвета. В салоне автомобиля на передней панели легкового такси размещается следующая информация: наименование фрахтовщика; условия оплаты за пользование легковым такси; визитная карточка водителя с фотографией; данные органа контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Кроме того, в легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством. При расчете за оказанные услуги пассажиру выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности.
Нарушение названных требований предусматривает административную ответственность. Привлечение лиц к административной ответственности за данные правонарушения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Не следует забывать о соблюдении Правил дорожного движения, контроль за которыми осуществляют сотрудники Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Свердловской области.
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области осуществляется надзор за соблюдением обязательных требований в сфере защиты прав потребителей. Наказание может быть назначено за предоставление недостоверной информации; включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей; нарушение порядка оказания услуг.
Кроме того, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет и имущественную ответственность перед потребителем, предусмотренную законом или договором.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Напоминаем, что 15 по 26 ноября 2021 года проводится «горячая линия» по консультированию граждан в сфере защите прав потребителей услуг такси и каршеринга.
Подписывайтесь в Телеграм
каршерингом и не запахнет в нашем стольном граде, а яндекс-такси вообще оборзели: от ЦРБ до Криулино 390рэ… я лучше местное вызову за 150…