Новости, Роспотребнадзор
Памятка по приобретению товаров в социальных сетях
В последнее время большой популярностью пользуется торговля товарами в социальных сетях.
Но при всем удобстве такой вид покупок несет в себе определенные риски. Например, не редки случаи, когда лица, предлагающие приобрести товар, не выполняют свои обязательства по передаче купленной вещи либо присылают не то, что заказывали. После этого «продавцы» прекращают все контакты с покупателями, которые чаще всего уже не могут связаться с ними.
Потребитель должен знать, что если лицо, реализующее тот или иной товар, через социальные сети не зарегистрировано как ИП, ООО или не является самозанятым, то такая предпринимательская деятельность осуществляется незаконно. Соответственно, при приобретении товаров через такие аккаунты, покупателю не стоит рассчитывать на гарантии, установленные Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» и п.19 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 2463 продавец должен раскрыть следующую информацию о себе:
— для юр. лиц: полное фирменное наименование, ОГРН, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона;
-для индивидуальных предпринимателей (ИП): фамилия, имя, отчество (при наличии), ОГРН, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Как заказать услугу и не пожалеть потом о потерянных денежных средствах?
Рекомендация: прежде всего, попросите у вашего контрагента сведения об ИНН. Если он осуществляет свою деятельность легально, то представить эти сведения не составит ему труда.
ИНН позволит Вам проверить информацию о нем:
— в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Если информация не представлена, то от такой покупки лучше отказаться.
Кроме того, перед оплатой товара приобретаемого посредством социальных сетей, необходимо уточнить у продавца о возможности получения онлайн-чека.
Еще один важный критерий выбора продавца: согласие на заключение договора в письменном виде, в котором будет прописана личность продавца, его адрес, а если это физическое лицо – паспортные данные. Продавец, готовый отвечать за качество товара, предоставит все документы и информацию о себе.
Самые популярные схемы мошенничества в социальных сетях связаны с хищением денег с банковских карт. Мошенники могут просить отправить sms, данные карты, настойчиво уговаривать оплатить несуществующие штрафы или продавать лекарства и медицинские изделия, якобы эффективные для профилактики и лечения коронавируса. В случае мошенничества и вымогательства необходимо незамедлительно обращаться с заявлением в полицию.
Если покупатель разочарован в купленном онлайн-товаре, в первую очередь необходимо официально обратиться к продавцу. Чем грамотнее будет такой запрос – тем выше шансы решить спор в свою пользу. На ответ и разрешение проблемы законом отводится как правило 10 календарных дней. Если после этого вопрос не решен, необходимо обращаться в контролирующие органы или полицию, а для возврата денег – обратиться в суд.
Чтобы полиция классифицировала заявление как преступление, чрезвычайно важно обозначить, что пострадавших много. Для этого вы можете найти их по хештегу или в комментариях.
Помните! Даже если Вы столкнулись с недобросовестным физическим лицом, не зарегистрированным как юридическое лицо или ИП, то в соответвии с п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подписывайтесь в Телеграм
Комментарии