Новости

Быть меценатом дано не каждому

Сейчас, в связи со значительными изменениями в нашем обществе, с появлением богатых «новых русских», казалось бы, ни о чем больше не думающих, кроме наживы, мы обнаруживаем ростки добрых начинаний, забытых ранее. А ростки эти – меценатство, попечительство, покровительство культуре, народному образованию, малообеспеченным. Обратим свои взоры в историю русского попечительства на Урале и в красноуфимском крае.

На Урале наиболее значительными меценатами в XVIII веке были Демидовы, а в XIX веке Альфонс Фомич Поклевский-Козелл и его сын Викентий.

В своей автобиографии Прокофий Демидов с гордостью писал: «Трудами и попечением моим доставлял я пользу Отечеству и народу».

А.Ф.Поклевских-Козелл один из ярких представителей уральских промышленников, известных своим меценатством в XIX веке — выходец из обедневшего польско-литовского дворянского рода, который появился в Сибири, а затем на Урале. Производство Поклевских-Козелл можно было назвать монопольным в винной торговле, так как не было ни одного поселка, не говоря уже о городах, селах и заводах, где бы ни было трактирных и других такого рода заведений, принадлежащих этой фамилии.

У Альфонса Фомича Поклевского-Козелл были сыновья – старший Викентий Альфонсович 1853 года рождения и Станислав Альфонсович 1860 года рождения.

Действительному статскому советнику Викентию Альфонсовичу Поклевскому-Козелл в 1909 году в Красноуфимском уезде принадлежало 5899 десятин земли, столько же десятин земли в Красноуфимском уезде было у его брата — действительного статского советника Станислава Альфонсовича Поклевского-Козелл. А.Н.Эрдман, доверенный дворянина В.А.Поклевского – Козелл, содержал в городе две винные лавки – на Базарной площади и в доме Бедлинского. Так, известно, что в 1890 году в пользу города он заплатил налог в 2000 рублей.

Поклевские-Козелл занимались большой благотворительной деятельностью, жертвовали на больницы, школы, церкви, библиотеки. Конкретные их благотворительные вклады на территории Красноуфимского уезда мною пока не обнаружены.

Именно деятельность предпринимателей и купцов – в экономике, строительстве, культуре, просвещении, торговле – двигала вперед гигантскую неповоротливую империю в конце XIX – начале XX века.

Городское самоуправление держалось на купцах. Они охотно избирались в думы крупных городов, зачастую избирались городскими головами. Причем работали не за страх, а за совесть, порой вкладывая значительные собственные средства. А уж, сколько тратили купцы на церкви, на содержание сиротских приютов, на строительство больниц!

А что же наше, Красноуфимское купечество? Несмотря на то, что капитал не шел ни в какое сравнение с капиталом Демидовых и Поклевских-Козелл, они тоже занимались благотворительностью, масштабы которой были соответствующими. Купцы 2-ой гильдии жертвовали свои средства на развитие народного образования и здравоохранения в Красноуфимском уезде, на строительство церкви Александра Невского.

Из учреждений, нуждающихся в благотворительной помощи, в Красноуфимском уезде были: больницы, учебные заведения различных ступеней, приюты детские и нищих, а также земский музей.

Здание городского училища, построенного в 1908 году (в настоящее время Красноуфимский педагогический колледж). Фото середины 50-х годов XX в. Из фондов Красноуфимского краеведческого музея.

В 1906 году в Красноуфимске начали строить здание для городского пятиклассного училища. В 1908 году оно было построено (сейчас там находится Красноуфимский педагогический колледж). Училище разместилось в специально для него построенном двухэтажном здании по ул. Ильинской, на постройку которого было отпущено казною 16400 рублей, городское самоуправление – земство выделило 5000 рублей, частными лицами пожертвовано около 2000 рублей. Среди них: почетный смотритель училища – Красноуфимский городской голова, купец 2-ой гильдии Иван Васильевич Луканин, подрядчик по постройке здания училища – купец 2- ой гильдии Фадей Николаевич Мальков, владелец Саранинского завода генерал-лейтенант (в отставке) Александр Фомич Бобянский, имевший в Красноуфимском уезде 61052 десятины земли, бывший преподаватель училища, инженер-технолог Г.Г.Поворин и Красноуфимский купеческий сын Ефим Трофимович Ярославцев.

На содержание корзиночной мастерской и развитие этого ремесла в училище поступили деньги от частных лиц – от почетного смотрителя училища купца 2-ой гильдии И.В.Луканина, от инспектора народных училищ А.Г. Бессонова. К источникам содержания следует отнести и пожертвования И.В. Луканина – он на свои средства покрасил полы в училище.

26 февраля 1911 года наследниками купеческого сына Е.Т.Ярославцева, во исполнение духовного завещания, внесено в местное казначейство училища 500 рублей на образование стипендии его имени, на этот взнос приобретено 4% свидетельство Крестьянского земельного банка 500-рублевого достоинства.[1]

10 мая 1914 года Красноуфимское чрезвычайное уездное земское собрание вынесло несколько постановлений, заслуживающих внимания. Земство вело переговоры с администрацией по делам товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов по оказанию медицинской помощи населению Нижне-Сергинского, Верхне-Сергинского, Атигского и Михайловского заводов и утвердило, выработанный управой штат и оклады медицинского персонала.

От купца М.Ф. Захарова земством приняты постройки и усадебное место для земской больницы в Михайловском заводе. Так как это пожертвование являлось ценным (около 40 тысяч рублей), то решено было присвоить Михайловской больнице имя господина Захарова, выразить жертвователю глубокую благодарность от имени собрания и ходатайствовать о награждении господина Захарова званием потомственного почетного гражданина.[2]

В память 25-летнего царствования Государа Императора Александра Николаевича, Красноуфимская городская дума в заседании своем, состоявшемся 12 марта 1881 года постановила: на Сенной площади города Красноуфимска построить церковь, для чего и открыть при городской управе особый фонд для добровольных вкладов, со стороны же города ежегодно причислять к этому фонду из городских сумм не менее ста рублей. К 1894 году за первые 13 лет на постройку церкви при управе было собрано 1896 рублей 62 копейки. Таким образом, говорилось на заседании думы, если не принять меры для изыскания способа к усилению средств на постройку ее, то постройка эта отложится на очень долгое время, в виду чего управа полагала бы для изыскания этого способа избрать особый комитет. Такой строительный комитет был избран из 20 человек, наиболее влиятельных и уважаемых жителей города и уезда.

А идея строительства церкви на Сенной площади принадлежит красноуфимскому мещанину Сергею Петровичу Сигову. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях под названием «Прожитое и пережитое» его сын Павел Сергеевич Сигов. Вот, что он по этому поводу писал: «…еще лет за 30 до своей смерти, когда исполнилось 25 лет царствования Александра II, у отца явилась мысль построить в городе на Сенной площади церковь «В память 25-летия благополучного царствования царя-освободителя». Отец был глубоко убежден тогда в том, что царь освободил крепостной народ от рабства, в том числе и его (отца) по своей доброй воле, жалеючи измученный народ, а потому благоговел перед этим царем. В то время отец, состоя гласным Городской думы, решил через нее провести в жизнь запавшую в его голову идею: сначала он списался со своим племянником (по моей матери) архитектором Дмитрием Павловичем Рябовым в Петербурге и, получив от последнего план и смету на проектируемую церковь, составил подписной лист для пожертвований на церковь, подписал на нем от себя 10 рублей и затем предложил подписать своим своякам Константину Артемьевичу и Ивану Артемьевичу Шевелиным, из коих первый пожертвовал 100 рублей, а второй – 50 рублей. Набрав, таким образом, рублей 300, отец внес в Городскую думу доклад о постройке церкви, приложив к нему план, смету и собранные деньги. В защиту своего проекта отец произнес на заседании Городской думы заранее приготовленную им речь, которая была составлена в высокопарных выражениях, — в старинном стиле ораторского искусства. К сожалению, речь эта у меня не сохранилась, как не сохранилась и вообще переписка отца ( в Гражданскую войну, во время отступления белых, она была уничтожена. Вся переписка отца, даже переписка моего дедушки Петра Федоровича Сигова была аккуратно подшита в хронологическом порядке, перевязана бечевками и хранилась в шкафу, там же хранились старинные книги – все это погибло безвозвратно). Из всей отцовской речи в моем мозгу осталась лишь часть предложения: «Я, как один из тех 20-ти миллионов, освобожденных от крепостной зависимости….»[3].

Портрет Ф.Н.Малькова – красноуфимского купца 2-й гильдии. (из экспозиции Красноуфимского краеведческого музея)

Городская дума приняла проект моего отца лишь после бурных прений. Было постановлено образовать особый фонд для накопления капитала на предмет постройки новой церкви на Сенной площади, согласно представленным моим отцом плана и сметы. Вскоре купец Ярославцев пожертвовал в этот фонд какую-то довольно крупную сумму и, кроме того, возле предполагаемой церкви поставил временно часовенку с прибитою к ней кружкою для пожертвований.

…долго бы еще не осуществилась мечта моего отца «об увековечении 25-летия благополучного царствования Александра II», если бы не вмешался в это дело подрядчик по постройкам Мальков, у которого осталось много кирпича, который ему некуда было девать. Частично для того, чтобы кирпич не оставался у него мертвым капиталом, а частично «для спасения души», он предложил Думе выстроить церковь своим счетом с тем, чтобы по мере накопления церковного фонда уплачивалась затраченная им на постройку сумма»[4].

Проект церкви Ал.Невского на 500 человек в г.Красноуфимске, выполненный Д.П.Рябовым безвозмездно (фото из фондов Красноуфимского краеведческого музея).

«В 1901 году средства на постройку церкви были: при городской управе капитала 7210 рублей 22 копейки и ожидалось получить завещанных Алексеем Серебренниковым 1500 рублей. Всего 8710 рублей 22 копейки и имелся план на постройку церкви, сделанный безвозмездно Дмитрием Павловичем Рябовым»[5].

Были и другие жители края, которые занимались благотворительностью.

[1] Журналы Красноуфимского уездного земского собрания. Красноуфимск, 1913, с.1182. Из фондов Красноуфимского краеведческого музея.

[2] Газета “Пермская земская неделя» №27 за 22 мая 1914г., с.14. Из фондов Красноуфимского краеведческого музея.

[3] П.С.Сигов “Прожитое и пережитое» т.4, с.147 (рукопись). Из личного архива М.В.Казберовой – внучки П.С.Сигова

[4] П.С.Сигов “Прожитое и пережитое» т.4, с.149 (рукопись). Из личного архива М.В.Казберовой – внучки П.С.Сигова

[5] Государственный архив в г.Красноуфимске. Б.ф., оп.3, д.36. Журналы Красноуфимской городской думы за 1901 год, Красноуфимск, 1902, с.25

Поделиться

4 комментария

  1. Бомжик
    +6
    -1
    Rating: +5. From 7 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Где меценаты в наши дни? В Савиновской Богадельне с десяток страждущих выживает. Старики, калеки, бездомные обманутые люди. У большей половины ни документов, ни пенсии нет. Откликнитесь люди добрые…..

    Ответить
  2. как-то так
    +9
    -1
    Rating: +8. From 10 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    с радостью. да грошей нет меценатствовать(

    Ответить
  3. Реальность.
    +5
    0
    Rating: +5. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    В г. Красноуфимск , много крупных предпренимателей , которые в 90 г. Стартонули , но для города и для жителей никто и ничто не сделал. Эти же предприниматели вырубили все леса в округе. Отходы умудряются продать населению. Хотя могли пенстонерам с печным отоплениям привести без денег, как дедают в др. Регионах. Если бы все крупные предприниматели оказывали помощь нуждающим людям то наш город выглядел бы по другому. Хорошее дело вспомнили. А то строят одни магазины. Пенсионерам нужна помощь, кому зобор поправить, кому крышу, и т.д.

    Ответить
  4. +5
    0
    Rating: +5. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Где же теперешние меценаты? А нету! Только себе карман набить. Жажда наживы съедает все человеческое. Бог им судья.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий