Новости, Роспотребнадзор

Требования к обязательной маркировке продуктов питания (молочной, мясной, рыбной продукции)

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей все продукты питания должны иметь обязательную маркировку. Требования к маркировке прописаны в нормативных актах:

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • ТР ТС О33/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»,
  • ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,
  • ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»,
  • ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»,
  • ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

Все продукты питания должны иметь обязательную маркировку, на которой производители обязаны указывать следующую информацию:

  • наименование пищевой продукции;
  • состав пищевой продукции;
  • количество пищевой продукции;
  • дату изготовления пищевой продукции;
  • срок годности пищевой продукции;
  • условия хранения пищевой продукции (для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки);
  • наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции;
  • рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
  • показатели пищевой ценности пищевой продукции;
  • сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;
  • единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

В зависимости от вида пищевой продукции устанавливаются также специфические требования к ее маркировке.

Маркировка на молоке и продуктах его переработки наносится на каждую единицу потребительской упаковки такой продукции и должна содержать:

— товарный знак (торговая марка) (при наличии);

— масса нетто (масса брутто – на усмотрение изготовителя);

— номер партии молока или молочной продукции;

— предупредительные надписи или манипуляционные знаки (например: «беречь от солнечных лучей»);

— состав продукта – для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару;

— обозначение стандарта или технического документа изготовителя, в соответствии с которым производится продукт переработки молока – для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару (для молока или молочной продукции, ввозимой из третьих стран, допускается не указывать).

Кроме того, в зависимости от вида молочной продукции на маркировке должна содержаться и иная информация, например, «восстановленное молоко из сухого и сгущенного молока»; указание вида сельскохозяйственных животных (за исключением коров, от которых получено молоко); способы термической обработки; способ производства; наименования молочных составных продуктов.

При нанесении маркировки на потребительскую упаковку молокосодержащего продукта и молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира не допускается частичное нанесение наименования молокосодержащего продукта и молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира во избежание введения потребителя в заблуждение.

Маркировка мясной продукции

Во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей, маркировка должна отвечать следующим требованиям:

— маркировка, содержащая информацию об отличительных признаках мясной продукции (например, «мраморное мясо»), должна соответствовать требованиям технического регламента;

— не допускается маркировка мясной продукции с использованием названий, которые ассоциируются с продукцией для детского питания (например, сосиски «Детские»);

— не допускается маркировка мясной продукции с использованием названий, сходных с установленными межгосударственными (региональными) стандартами, если продукция не изготовлена по таким стандартам;

— допускается использование общепринятых названий (например, «грудинка», «сервелат», «свиная», «купаты»).

Кроме того, в наименовании мясной продукции указывается информация о группе (например, «мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной») и виде (например, «колбасное изделие», «продукт из мяса», «полуфабрикат», «кулинарное изделие», «консервы», «продукт из шпика», «сухой продукт», «бульон») мясной продукции.

В случае использования мяса механической обвалки информация об этом указывается в составе такой продукции.

В маркировке мясной продукции в составе такой продукции указывается вода при любом способе ее добавления (в виде льда, рассола, раствора и пр.).

В маркировке мясной продукции – в составе такой продукции – не должно содержаться названия комплексных пищевых добавок, а также маринадов и рассолов без указания входящих в них компонентов.

Маркировка рыбной продукции

Маркировка упакованной пищевой рыбной продукции должна содержать следующие сведения:

— наименование пищевой рыбной продукции с указанием вида пищевой рыбной продукции (например, «рыбный кулинарный полуфабрикат», «рыбные консервы»);

— зоологическое наименование рыбы;

— вид разделки (например, «филе трески», «спинка минтая», «тушка сельди»);

— вид обработки (например, «пастеризованная», «маринованная», «восстановленная»);

— для имитированной рыбной продукции указывается информация о ее имитации;

— для непереработанной пищевой рыбной продукции – информация о принадлежности к району добычи, извлечения (вылова) или к объектам аквакультуры;

— информация о составе пищевой рыбной продукции;

— наименование и место нахождения изготовителя, наименование и место нахождения импортера;

дата производства пищевой рыбной продукции (для продукции, упакованной не в месте изготовления, дополнительно указывают дату упаковки);

— срок годности пищевой рыбной продукции (кроме живой рыбы и живых водных беспозвоночных);

условия хранения пищевой рыбной продукции;

— масса нетто (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции — масса нетто мороженой пищевой рыбной продукции без глазури);

— информация об использовании  ионизирующего излучения (при использовании);

— состав модифицированной газовой среды в потребительской упаковке пищевой рыбной продукции (при использовании);

— наличие вакуума, кроме рыбных консервов (при использовании);

— рекомендации по использованию (в том числе по приготовлению), если ее использование без рекомендаций затруднено либо может причинить вред здоровью, привести к снижению или утрате вкусовых свойств;

— использование рыбы с нерестовыми изменениями при производстве пищевой рыбной продукции (при производстве рыбных консервов);

— информация о замораживании (охлаждении) пищевой рыбной продукции;

— массовая доля глазури в процентах (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции);

— показатели пищевой ценности (для переработанной пищевой рыбной продукции);

— сведения о наличии в пищевой рыбной продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;

— единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза.

Для некоторых групп пищевой рыбной продукции (живая рыба, замороженная рыба, копченая продукция, полуфабрикаты, консервы, икра) маркировка должна содержать дополнительную информацию, позволяющую определить потребительские свойства товара.

Не покупайте продукты без маркировки — это может быть опасно для жизни и здоровья.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий