Официальная информация, Роспотребнадзор

О порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в статье 2 закреплено право граждан на обращение, а именно: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

За истекший период 2023 года в Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области разного рода способами (по почте, по электронной почте, перенаправлено из иных органов) было направлено 126 обращений. Однако не по всем жалобам представилось возможным проверить изложенные в них доводы, а также принять меры в пределах компетенции надзорного органа. Так, из всех поступивших обращений граждан и юридических лиц по существу не были рассмотрены 47 (37%).

Это связано с тем, что к обращениям, для того, чтобы они могли служить основанием для проведения контрольно-надзорного мероприятия, законодательство предъявляет определенные требования, которые не всегда соблюдаются заявителями.

Во-первых, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит требования к письменному обращению: гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Неподписанное заявление не может рассматриваться как письменное обращение гражданина в орган государственной власти и являться основанием для назначения внеплановой проверки.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае если обращение (информация) не содержит информацию о лице, допускающем нарушение обязательных требований (его наименовании, адресе), указанное обстоятельство препятствует организации контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий, а также возбуждению дела об административном правонарушении, поскольку  для проведения контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий, а также возбуждения дела об административном правонарушении  требуется информация о контролируемом лице (его наименовании, адресе).

Также следует учитывать, что в соответствии с положениями ст. 59 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:

1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации — документа, подтверждающего его полномочия. К данному способу приема обращений относятся подача обращения лично — через канцелярию, на личном приеме, через общественную приемную;

2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов;

3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения. Под иными способами подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями   имеются в виду  только те способы, которые приняты в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области и предусмотрены инструкцией по делопроизводству и иными локальными актами (например, почтовая, курьерская доставка). К иным способам подачи обращений не могут быть отнесены ситуации, когда обращения поступают на электронные адреса, не предназначенные для приема жалоб (адреса специалистов, адреса территориальных отделов, почта mail@66.rospotrebnadzor.ru; в устной форме – на «горячие линии», предназначенные не для приема обращений, а для консультирования и пр.).

В ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.

На сегодняшний день, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление), изменен порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе оснований для проведения которых является обращения (заявления) граждан и организаций.

Так, согласно п. 3 Постановления одним из оснований для проведения в 2023 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий является непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факт причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при условии согласования с органами прокуратуры.

Таким образом, для организации контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдение следующих условий:

— обращение должно содержать сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни. Под созданием угрозы причинения вреда жизни людей следует понимать возникновение таких обстоятельств, которые повлекли бы вредные последствия, если бы не были прерваны обстоятельствами, не зависящими от поведения лица. Угроза причинения вреда жизни людей предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда жизни людей.

— обращение должно содержать сведения о непосредственной угрозе причинения тяжкого вреда здоровью граждан. Критерии степени тяжкого вреда здоровью граждан определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»;

— обращение должно содержать факт причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

Таким образом, только при соблюдении указанных условий, должностные лица Роспотребнадзора имеют право организовать и провести контрольное (надзорное) мероприятие.

При невозможности подтверждения личности гражданина проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия или профилактического мероприятия, предусмотренного Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», также невозможно.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий