Новости, Новости с фото

«Акулу боятся – в музей не ходить»

Красноуфи́мск – город на юго-западе Свердловской области, расположенный на реке Уфе, в 224 километрах к западу от Екатеринбурга. Собственно статус «города» он приобрёл в 1781 году.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №1

А изначально был заложен как крепость, с целью защиты горнозаводского Урала от башкир.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №2

Этому городу есть что поведать и о чём рассказать.

И неудивительно, что именно здесь находится один из старейших музеев Урала, основанный в 1912 году, – «Красноуфимский краеведческий музей».

Это весьма примечательное и заметное издалека здание, перед которым раскинулась площадь с памятниками и барельефами.

И что немаловажно, данное убранство «пиарит» именно доисторический аспект уральского краеведения.

В число расположенных рядом с музеем памятников входит величественная статуя диноцефала эстемменозуха удивительного, которая была установлена здесь в рамках реализации проекта «Палеотропы».

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №3

Эту и прочие бронзовые скульптуры древних животных для Красноуфимска, изготовили в местной мастерской художественного литья «Вивакспром». Автором же эскизов выступил скульптор Илья Галиулин из города Пермь.

Площадь перед музеем обрамляет возвышение с изображениями растений и животных, чьи остатки были найдены при раскопках в Красноуфимске.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №4

А ближе к пешеходной зоне, ровно по центру входа в музей, если смотреть с дороги, находится небольшая стела. А на ней то, что прославило Красноуфимск на весь мир.

Это зубная спираль необычной и очень древней хрящевой рыбы родственной предкам акул и химер.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №10

Называется она геликоприон, и именно в районе Красноуфимска, находится самое крупное в мире местонахождение этих удивительных созданий.

Обитали геликоприоны в пермском периоде, ещё до всяких динозавров, и обладали сросшимися и закрученными в спираль зубами на нижней челюсти. Собственно эти спирали здесь, например в Соболевском карьере, и находят.

290-280 миллионов лет назад в этих краях было теплее, чем сейчас. А на обширных пространствах плескалось тропическое море, со всеми подобающими морю элементами.

Разные рыбы, морские лилии, медузы, кораллы и мшанки, губки, морские улитки, брахиоподы, наутилоидеи, а так же ныне не существующие трилобиты с аммоноидеями, были частью биологического разнообразия древнего рифа, часть которого до сих пор местами выступает на поверхность над городским ландшафтом.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №11

«Роль акулы» в этих водах играл геликоприон. Он относился к евгенеодонтообразным и мог достигать в длину нескольких метров.

Helicoprion (Стив Уайт)
Helicoprion (Стив Уайт)
Helicoprion (Маулидо Арми)

Другие акуловые рыбы, например кладодус, и гибодонтоидные акулы тогда тут тоже встречались.

Оригинальные окаменелости, принадлежащие этим существам, можно увидеть, как в ряде музеев Екатеринбурга, так и в «Красноуфимском краеведческом», куда мы и направимся.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №17

В том, что касается основной экспозиции, которая представлена двумя отделами, истории и природы соответственно, то музей является довольно типовым.

Это просто факт. Здесь всего понемногу.

Картины, предметы быта, различная утварь, нумизматическая коллекция, макеты сторожевой башни и бронепоезда, кареты и пулемёты…

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №19
«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №29

Среди всего этого встречаются и по-настоящему редкие образцы.

К редкостям отдела природы можно отнести чучело кроншнепа, птицы из семейства бекасовых.

Особенно мне понравилось, то, как оформлены переходы из одного зала в другой. Просто очень красиво.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №30

Если рассматривать «Красноуфимский Краеведческий музей» подобно храмовой постройке, то «святая святых» в нём будет палеонтологический зал, или комната посвящённая самой древней истории региона.

Именно тут среди пермской флоры, кораллов, и морских лилий, и покоятся остатки геликоприонов.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №31

А в середине зала, как сказочная царевна, но не в хрустальном гробу, а в стеклянном коробе, находится она, – реконструкция геликоприона, выполненная скульптором-палеонтологом, и бывшим сотрудником «Вятского палеонтологического музея» Андреем Скворцовым.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №39

Теперь Андрея Александровича с нами нет, но его наследие продолжает жить, и ещё не раз послужит наглядным пособием, демонстрирующим внешний облик давно исчезнувших животных.

От «Вятского» же музея «Красноуфимскому» достались экспонаты, представляющие реплики окаменелостей и модели обитателей суши времён пермского периода.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №42

Занимательна так же и диорама разработанная А. Зайковым, а изготовленная Ильёй Шумовым, другим работником «Вятского палеонтологического».

На ней мы видим палеонтологический музейный коллоквиум на «Пудлинговском карьере», собравшийся в 2019 году в Красноуфимске.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №43

На диораме выделяются БЕЗАЗ-7323 и знаменитый палеонтолог Сергей Наугольных, являющийся по совместительству автором огромной, во всю стену, картины, которую можно увидеть не покидая помещения.

Это панно носит название «Пермский период. Приуралье».

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №45

На ней мы видим опушку леса пермского периода, окружённую мелководьем тёплого тропического моря. Слева и справа на переднем плане показаны выступающие из морских волн мшанково-водорослевые рифы. В центре плывущий геликоприон, охотящийся на гониатитов, древних головоногих моллюсков…

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №46

В том же зале находится и особая плита с изображением зубной спирали, представляющая собой декоративно-художественную интерпретацию за авторством Ольги Аршалуйсян, из Красноуфимска.

Поражает сохранность ископаемого материала из близлежащих карьеров.

Не только многочисленные симфизные спирали из сросшихся зубов геликоприонов выглядят «свежими», эта характеристика подходит к описанию и других окаменелостей.

Фрагменты акуловых рыб, раковины головоногих моллюсков, скопления фораминифер в породе и отпечатки листьев древних гинкгофитов просто безупречны.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №47

Всё это наследие артинского века пермского периода, длившегося с 290,1 до 283, 5 миллионов лет тому назад.

Чуть более привычных, представителей уже ледниковой эпохи, мы так же здесь наблюдаем. Но после геликоприона с его окружением, мамонты, шерстистые носороги и доисторический бизон не так сильно впечатляют. К тому же их остатки, выставленные на обозрение, крайне фрагментарны.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №60

Сувенирный отдел «Красноуфимского краеведческого музея» не пестрит разнообразием, и к сожалению не радует каким-либо креативным подходом.

Всё очень знакомо и стандартно.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №63

По палеонтологической теме можно увидеть магнитики, кружки, и подставки под телефон, с фотографиями героев «Палеотропы», вперемешку с прочими достопримечательностями города. И, пожалуй, всё.

А ведь что может быть проще взять ту самую зубную спираль геликоприона и поместить её изображение на шоперы, футболки, значки, и наклейки. Было бы просто чудно.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №64

Я уже не говорю о том, что в идеале можно было бы продавать, вполне себе законно и официально изготовленные, слепки или копии этой спирали. Но, увы.

Пришлось довольствоваться безвкусным магнитиком с фотоколлажем…

Как итог. Красноуфимск место особенное. «Палеотропа» явление уникальное. Фрагменты рифов пермского моря тут и там торчащие прямо на улице города, среди домов, столбов, и проезжающих мимо машин, придают Красноуфимску непередаваемый шарм.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №65

Вот и краеведческий музей именно такой. Хоть и типовой, по своему устройству и организации, но особенный, уникальный, и не лишённый шарма по своему содержанию. Не в последнюю, а на мой взгляд в самою первую, очередь, благодаря геликоприону, и его закрученной в спираль челюсти.

«Акулу боятся – в музей не ходить», изображение №66

Всегда искренний и первобытный, ваш, Палео Чувак.
(27.06.2024. Самара)

Поделиться

2 комментария

  1. +4
    -1
    Rating: +3. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    В заголовке пропустили мягкий знак: боятЬся

    Ответить
  2. +3
    -1
    Rating: +2. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    боятЬся — надо исправить в заголовке

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий