Новости, Роспотребнадзор

Памятка потребителю. Как получить страховое возмещение после ДТП?

    Порядок страхового возмещения по договору ОСАГО регулируется Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Правила).

При наступлении ДТП пострадавший вправе обратиться:

  • в страховую компанию, где застрахована его ответственность по договору ОСАГО, при соблюдении условий:

— вред причинен только транспортным средствам,

-гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована по ОСАГО,

  • в иных случаях необходимо обращаться в страховую компанию причинителя вреда.

Если у виновного владельца транспортного средства не имеется договора ОСАГО, возмещать причиненный вред должен сам причинитель.

К заявлению о страховом возмещении необходимо приложить:

— заверенную копию паспорта,

— извещение о ДТП (на бумажном носителе);

— копии материалов об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии сотрудников полиции.

В случае причинения вреда здоровью, иного ущерба необходимо представить медицинские документы, подтверждающие степень и тяжесть причиненного вреда (п. 4.1 Правил), либо несение иных расходов (например, расходов на возмещение ущерба имуществу пострадавшего).

Заявление и документы должны быть направлены страховщику не позднее пяти рабочих дней после ДТП способом, указанным в договоре ОСАГО, например:

— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,

— на личном приеме,

— электронным способом — через официальный сайт или мобильное приложение страховщика.

При оформлении электронного «европротокола» через приложение «ГосуслугиАвто» обращения в страховую компанию не требуется. 

После получения заявления:

— в течение 5 рабочих дней страховщик организует осмотр автомобиля,

— при несогласии с результатами осмотра в такой же срок проводится независимая техническая экспертиза,

— в течение 5 рабочих дней после проведения осмотра или экспертизы автомобиля страховщик обязан ознакомить потребителя с результатами. 

Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) экспертизы автомобиля.

Страховая компания не вправе требовать потребителя оплатить осмотр или независимую экспертизу автомобиля.

Если страховая компания не проводит осмотр или экспертизу, потребитель вправе самостоятельно обратиться в независимую экспертную организацию, заключение которой будет являться основанием для страхового возмещения. При этом потребитель обязан проинформировать страховщика не позднее, чем за три дня до проведения экспертизы.

Формы страхового возмещения:

  • организация и (или) оплата восстановительного ремонта автомобиля на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор, либо, при наличии письменного согласия страховщика, на выбранной потребителем СТО,
  • денежная выплата в установленных Правилами случаях, например:

— полной гибели автомобиля;

— смерти потерпевшего;

— отсутствия у страховщика возможности организовать восстановительный ремонт на выбранной потерпевшим станции технического обслуживания,

— заключения письменного соглашения между потребителем и страховой компанией о выплате денежного возмещения, и другое. 

Срок осуществления возмещения:

В течение 20 календарных дней со дня получения заявления потребителя — выплата денежного возмещения.

В течение 20 календарных дней со дня проведения осмотра, экспертизы:

— выдача направления на ремонт автомобиля,

— выдача мотивированного отказа в страховом возмещении.

Если потребитель самостоятельно проводит ремонт на станции обслуживания — срок увеличивается до 30 календарных дней.

Ремонт проводится в срок 30 рабочих дней со дня представления автомобиля на станцию обслуживания. Срок может быть увеличен по соглашению потребителя и страховщика.

Ответственность страховщика:

1. Страховщик обязан выплатить неустойку за каждый день просрочки при несоблюдении сроков:

— осуществления страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт — в размере 1% суммы возмещения,

— проведения восстановительного ремонта — в размере 0,5% стоимости ремонта,

— направления мотивированного отказа – в размере 0,05 % страховой суммы.

 2. При выявлении недостатков проведенного ремонта потребитель должен указать об этом в акте приема-передачи машины и направить претензию страховщику, который проводит осмотр автомобиля в течение 5 календарных дней. При обоснованности требований выдается направление на повторный ремонт.

При невозможности повторного ремонта страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения в денежной форме. 

При несогласии с выводами страховщика о качестве ремонта, потребитель вправе провести независимую экспертизу и заявить требования в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

При несогласии с действия страховщика по проведению ремонта или выплаты страхового возмещения необходимо:

1.    Обратиться с письменной претензией в адрес страховой компании,

2.    При несогласии с ответом на претензию направить обращение Финансовому уполномоченному (официальный сайт — https://finombudsman.ru/.

3.    При несогласии с ответом финансового уполномоченного – обратиться с иском в суд.

Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с продавцом товаров, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф).

Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43

Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

При использовании памятки ссылка на сайт www.66.rospotrebnadzor.ru обязательна

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий