Новости, Роспотребнадзор
Памятка потребителю. Как получить страховое возмещение после ДТП?
Порядок страхового возмещения по договору ОСАГО регулируется Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Правила).
При наступлении ДТП пострадавший вправе обратиться:
- в страховую компанию, где застрахована его ответственность по договору ОСАГО, при соблюдении условий:
— вред причинен только транспортным средствам,
-гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована по ОСАГО,
- в иных случаях необходимо обращаться в страховую компанию причинителя вреда.
Если у виновного владельца транспортного средства не имеется договора ОСАГО, возмещать причиненный вред должен сам причинитель.
К заявлению о страховом возмещении необходимо приложить:
— заверенную копию паспорта,
— извещение о ДТП (на бумажном носителе);
— копии материалов об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии сотрудников полиции.
В случае причинения вреда здоровью, иного ущерба необходимо представить медицинские документы, подтверждающие степень и тяжесть причиненного вреда (п. 4.1 Правил), либо несение иных расходов (например, расходов на возмещение ущерба имуществу пострадавшего).
Заявление и документы должны быть направлены страховщику не позднее пяти рабочих дней после ДТП способом, указанным в договоре ОСАГО, например:
— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,
— на личном приеме,
— электронным способом — через официальный сайт или мобильное приложение страховщика.
При оформлении электронного «европротокола» через приложение «ГосуслугиАвто» обращения в страховую компанию не требуется.
После получения заявления:
— в течение 5 рабочих дней страховщик организует осмотр автомобиля,
— при несогласии с результатами осмотра в такой же срок проводится независимая техническая экспертиза,
— в течение 5 рабочих дней после проведения осмотра или экспертизы автомобиля страховщик обязан ознакомить потребителя с результатами.
Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) экспертизы автомобиля.
Страховая компания не вправе требовать потребителя оплатить осмотр или независимую экспертизу автомобиля.
Если страховая компания не проводит осмотр или экспертизу, потребитель вправе самостоятельно обратиться в независимую экспертную организацию, заключение которой будет являться основанием для страхового возмещения. При этом потребитель обязан проинформировать страховщика не позднее, чем за три дня до проведения экспертизы.
Формы страхового возмещения:
- организация и (или) оплата восстановительного ремонта автомобиля на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор, либо, при наличии письменного согласия страховщика, на выбранной потребителем СТО,
- денежная выплата в установленных Правилами случаях, например:
— полной гибели автомобиля;
— смерти потерпевшего;
— отсутствия у страховщика возможности организовать восстановительный ремонт на выбранной потерпевшим станции технического обслуживания,
— заключения письменного соглашения между потребителем и страховой компанией о выплате денежного возмещения, и другое.
Срок осуществления возмещения:
В течение 20 календарных дней со дня получения заявления потребителя — выплата денежного возмещения.
В течение 20 календарных дней со дня проведения осмотра, экспертизы:
— выдача направления на ремонт автомобиля,
— выдача мотивированного отказа в страховом возмещении.
Если потребитель самостоятельно проводит ремонт на станции обслуживания — срок увеличивается до 30 календарных дней.
Ремонт проводится в срок 30 рабочих дней со дня представления автомобиля на станцию обслуживания. Срок может быть увеличен по соглашению потребителя и страховщика.
Ответственность страховщика:
1. Страховщик обязан выплатить неустойку за каждый день просрочки при несоблюдении сроков:
— осуществления страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт — в размере 1% суммы возмещения,
— проведения восстановительного ремонта — в размере 0,5% стоимости ремонта,
— направления мотивированного отказа – в размере 0,05 % страховой суммы.
2. При выявлении недостатков проведенного ремонта потребитель должен указать об этом в акте приема-передачи машины и направить претензию страховщику, который проводит осмотр автомобиля в течение 5 календарных дней. При обоснованности требований выдается направление на повторный ремонт.
При невозможности повторного ремонта страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения в денежной форме.
При несогласии с выводами страховщика о качестве ремонта, потребитель вправе провести независимую экспертизу и заявить требования в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».
При несогласии с действия страховщика по проведению ремонта или выплаты страхового возмещения необходимо:
1. Обратиться с письменной претензией в адрес страховой компании,
2. При несогласии с ответом на претензию направить обращение Финансовому уполномоченному (официальный сайт — https://finombudsman.ru/.
3. При несогласии с ответом финансового уполномоченного – обратиться с иском в суд.
Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с продавцом товаров, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф).
Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43
Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
При использовании памятки ссылка на сайт www.66.rospotrebnadzor.ru обязательна
Подписывайтесь в Телеграм
Комментарии