Новости, Роспотребнадзор
Профилактика острых кишечных инфекций в детских оздоровительных организациях
Острые кишечные инфекции – группа острых инфекционных заболеваний с поражением желудочно-кишечного тракта, вызываемых различными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами.
В связи с благоприятным воздействием теплого климата на размножение микроорганизмов высок уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями в летний период времени. Особенно подвержены в теплый период кишечным инфекциям дети. Передача острых кишечных инфекций осуществляется через инфицированные пищу, воду, предметы быта: посуду, игрушки и т.д. Перед открытием каждой смены в оздоровительных организациях проводится генеральная уборка всех помещений, в том числе помещений пищеблока, с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
Перед входом в столовую устанавливаются дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.
Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, установленными законодательством Российской Федерации касающихся прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации.
Во время работы организации отдыха:
Ежедневно проводится «утренний фильтр» с осмотром кожи рук и открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и инфекционных заболеваний, с обязательной термометрией с использованием бесконтактных термометров сотрудников пищеблока с целью своевременного выявления и изоляции с признаками респираторных заболеваний и повышенной температурой тела. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал для сотрудников.
После каждого приема пищи проводится ежедневная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств эффективных в отношении вирусов (текущая дезинфекция) силами технического персонала организации в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки).
Для уничтожения микроорганизмов необходимо соблюдать время экспозиции и концентрацию рабочего раствора (с учетом вида микроорганизмов).
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно обеспечивать потребности организации. В организации количество используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу одновременно питающихся детей. Также необходимо обеспечить запас посуды для своевременной замены и восполнения битой. Количество комплектов посуды должно быть не менее 2-х по числу детей, питающихся в смену. Не допускается использование посуды с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированной, с поврежденной эмалью.
Количество посадочных мест в обеденном зале оздоровительного лагеря должно рассчитываться на одновременное обслуживание всех детей в одну смену.
После каждого приема пищи проводится дезинфекция столовой и чайной посуды, столовых приборов путем их погружения в дезинфицирующий раствор с последующим мытьем и высушиванием посуды на полках, решетках, стеллажах в вертикальном положении или на «ребре» либо мытьем в посудомоечной машине с соблюдением температурного режима.
Образовательные организации рекомендуется оснащать современными посудомоечными машинами с дезинфицирующим эффектом для механизированного мытья посуды и столовых приборов. Механическая мойка посуды на специализированных моечных машинах производится в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, при этом применяются режимы обработки, обеспечивающие дезинфекцию посуды и столовых приборов при максимальных температурных режимах.
Столовые приборы, столовая посуда, чайная посуда, подносы перед раздачей должны быть вымыты и высушены.
Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть необходимое количество моечных ванн:
• для мытья столовой посуды – 3 шт.;
• стеклянной посуды и столовых приборов – 2 шт.
Режим мытья столовой посуды ручным способом в трёх секционных ваннах:
• Механическое удаление остатков пищи;
• Мытьё в первой секции в воде с температурой не ниже 45°С с добавлением моющих средств;
• Мытьё во второй секции в воде с температурой не ниже 45°С с добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции.
• Ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С, с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой.
• Просушивание посуды на решётчатых полках, стеллажах (на ребре).
В конце рабочего дня рекомендуется проводить дезинфекцию всей столовой посуды и инвентаря дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению.
Чашки, стаканы, бокалы моются в первой ванне горячей водой температурой не ниже +45°С, с применением моющих средств; во второй ванне ополаскиваются горячей проточной водой температурой не ниже +65°С, с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой.
Столовые приборы моются в горячей воде температурой не ниже +45°С, с применением моющих средств, с последующим ополаскиванием в проточной воде и прокаливанием в духовых (или сухожаровых) шкафах в течение 10 минут.
Кассеты для хранения столовых приборов ежедневно моются с применением моющих средств, последующим ополаскиванием и прокаливанием в духовом шкафу.
Чистая столовая посуда хранится в шкафах или на решетках; столовые приборы — в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, хранение их на подносах россыпью не допускается.
При выходе из строя посудомоечной машины, отсутствии условий для соблюдения технологии ручного мытья и дезинфекции посуды, а также отсутствии одноразовой столовой посуды и приборов работа организации не осуществляется.
При применении одноразовой посуды производится сбор использованной одноразовой посуды в одноразовые плотно закрываемые пластиковые пакеты, которые подвергаются дезинфекции в конце рабочего дня.
Дезинфицирующие средства хранят в упаковках изготовителя, плотно закрытыми в специально отведенном сухом, прохладном и затемненном месте, недоступном для детей. Меры предосторожности при проведении дезинфекционных мероприятий и первой помощи при случайном отравлении изложены для каждого конкретного дезинфицирующего средства в Инструкциях по их применению.
В ходе работы оздоровительной организации должен быть организован питьевой режим.
Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипяченой питьевой воды. При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров — для сбора использованной посуды одноразового применения.
Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих её происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям.
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
Допускается организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды, при условии соблюдения следующих требований:
кипятить воду нужно не менее 5 минут; до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась; смену воды в емкости для её раздачи необходимо проводить не реже, чем через 3 часа.
Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
В целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук, которые оснащаются жидким мылом, дезинфицирующим средством или кожным антисептиком, одноразовыми бумажными полотенцами, ведром для мусора с педальным устройством и инструкцией по мытью рук.
В санузлах для сотрудников обеспечивается постоянное наличие мыла, туалетной бумаги, устанавливаются дозаторы с антисептическим средством для обработки рук бесконтактным способом.
Персонал пищеблока, медицинский и технический персонал работает в период оздоровительной смены в средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки).
Обязательно соблюдение правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
При наличии туалетов проводится их уборка и дезинфекция в установленном порядке.
В случае выявления заболевших в помещениях пищеблока проводится заключительная дезинфекция силами специализированных организаций, сотрудники с признаками заболеваний отстраняются от работы.
В любом случае летний отдых детей должен быть организован таким образом, чтобы они могли развивать свой творческий потенциал, укреплять свое здоровье и предотвращать болезни, заниматься физической культурой, спортом и туризмом, формировать навыки здорового образа жизни, соблюдать режим питания и жизни в благоприятной среде при выполнении санитарно-гигиенических мероприятий.
Подписывайтесь в Телеграм
Комментарии