Новости, Новости с фото

Истории одного пленера: «Народы края»

Со 2 по 8 июля в Красноуфимске проходит проект Красноуфимского краеведческого музея и творческого объединения «Арт-Яр» — пленер-2018. Тема проекта «Народы края». Это очень обширная и богатая тема.

Раскрывая тему пленера «Народы края», художников привезли в село староверов — Нижнеиргинское. Хотя сегодня оно вряд ли попадает под эту категорию. Изначально же Нижнеиргинск заселялся выходцами из центральной России, а они почти все были — староверами. Долгие годы количество староверов в селе значительно превышало православных христиан. Старую веру здесь строго блюли и поддерживали. На сегодняшний день староверов в селе очень мало. Но вот чем можно похвастаться, так это тем, что натурщицами на пленере были четыре бабушки из нижнеиргинского ансамбля «Огонек» все до единой – староверки. Здесь мне хочется рассказать вам две вещи.

Женщины из ансамбля «Огонек»

Во-первых, о женщинах из ансамбля «Огонек». Самым главным достоянием любого места являются, конечно, люди. Мне посчастливилось познакомиться с женщинами из ансамбля «Огонек» в 2013 году, которые своими песнями покорили сердца не только сельчан, но и наш город, Екатеринбург, Башкирию, где выступали не раз. Их сплочённому коллективу уже 23 года. Как праздника они ждут посиделок, что устраивает в стенах музея по воскресеньям Татьяна Савельевна. Женщины приходят сюда поговорить, попить чай, попеть песни. Одна из старших — Смирнова Евгения Ефимовна (89 лет). Эта женщина не скупится на улыбки, восхищает бодростью духа, прекрасно поет и сочиняет частушки — «Чем не жена?» — улыбаясь, спрашивает она. Так же в коллективе: Смирнова Нина Ефимовна (85 лет), Торопова Евгения Федоровна (78 лет), Симагина Мария Григорьевна (80 лет), Чечулина Анна Степановна (69 лет), Калинина Надежда Платоновна (66 лет), Ардышева Анна Васильевна (60 лет) и Смирнова Татьяна Савельевна. О каждой из них хочется говорить только тёплые слова. Они поют от души песни весёлые и грустные, песни еще своих бабушек. Слушая их, я поняла, что ни в какое сравнение их пение не идет с примитивной современностью. В их песнях куплет тонко ложится к другому куплету, создавая сюжет, плавно движущуюся историю, естественное повествование о судьбах и характерах, поучениях и рассуждениях.

Во-вторых, Иргинский завод стал впоследствии ещё одним центром Уральского старообрядчества. Образ типичной женщины-староверки прекрасно показывает музейный экспонат — куколка, одетая в косоклинник – «сарафан до пола» как сказали бы сегодня. Под косоклинник надевалась рубаха. Женщина должна была, ходить с покрытой головой, поэтому платок, который прихватывался под подбородком булавочкой – обязательный женский атрибут. Если женщина выходила на улицу без платка говорили – «опростоволосилась». Так же староверы не выходили на улицу не подпоясавшись. Пояс являлся не только необходимым атрибутом одежды, но и выполнял роль оберега. Он как бы заключал тело человека в защитный круг, а вышитые священные слова молитв, придавали ему большей силы. Если мужчина выходил без пояса говорили – распоясался. «Чур меня – означало: храни меня пращур (предок) – замечает Татьяна Савельевна». Здесь же в этом староверческом музейном уголке — икона, кадило с угольками, медная лампадка, изготовленная на Нижнеиргинском заводе, подрушник, на который клали руки во время молитв, старинные книги с молитвами. Считалось, что чем толще свеча, тем больше грехов человек замолит. Говорят, у Ивана Грозного свеча была диаметром 1 метр и лоб не заживал (видимо часто прикладывался лбом о пол в молениях). Что касается икон, то Нижнеиргинск славился не только своими заводами, но и мастерами, которые искусно их выполняли. Печальной датой в жизни староверов Нижнеиргинска стало 13 марта 1938 года, когда сгорела церковь. На месте сгоревшего сооружения (в 2009 г.) поставили часовенку. В праздники староверы молятся тут и по сей день. Правда, сегодня в селе больше развита православная вера.

Часовенка староверов в селе Нижнеиргинское

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий