Новости
В Сызгах обнаружили аномальную зону
Древний поселок Сызги. Исторические документы подтверждают, что заселение этой местности началось после середины 16 столетия. Связывается это с покорением Казанского ханства.
В результате часть башкир, которые изначально селились в пределах Пермской земли, перешли на службу к Московскому царю. И постепенно стали заселять территории Среднего Урала. И грамота от 1652 г., дарованная Алексеем Михайловичем Тишайшим, подтверждает права башкир на окрестные земли. Земля была уравнена в правах с вотчинными боярскими владениями.
Небольшое село в Красноуфимском районе, вблизи которого геофизическая поисковая партия обнаружила «аномальную» зону, где по неведомым причинам глохнут двигатели машин и наблюдаются странности с часами.
А еще водка обратно льется в бутылку.
обратно изо рта
А почему фотография с. Нижнеиргинского?
А какая разница. Район то один.
Ляпота то какая, красота.
Этническую историю башкир и этносоциальные
процессы, протекавшие в дореволюционный
период, нельзя изучать без
учета их родовой (клановой) структуры. Эта
специфическая черта является исключительной
особенностью развития башкирского этноса,
что отличает его от соседних народов
(мишарей, казанских татар, чувашей и т. д.).
Начиная как минимум с эпохи Золотой Орды
и вплоть до падения монархии Романовых
башкирское общество представляло собой
уникальное явление таких политико-правовых
отношений, при которых каждый род (клан)
был коллективным собственником земли на
условиях несения военной службы.
В рамках Русского государства башкиры
были конституированы в уникальную по
своим правам социальную группу башкирвотчинников,
которая стала юридическим
оформлением явления ‘асабийа, существовавшего
многие века до этого. Таким образом,
этнические и сословные границы в
нем первоначально полностью совпадали.
Причем политическая и правовая субъектность
рода (клана) предполагала равноправие
между всеми башкирскими родами.
Не менее абсурдна тенденция приписывания
казанским татарам клановой номенклатуры
башкирского народа (Бурджан,
Юрматы, Минг, Гирей, Кыпчак, Сызги, Упей,
Кушчи и др.). Казанские татары формировались
в Новейшее время на этнической основе
чувашей-мусульман, наследников Булгарского
царства, как земледельческий народ
с довольно высоким уровнем социальной дифференциации (крестьянство, купечество,
дворянство, мещанство). В таком обществе
клановой структуры не могло быть по объективным
причинам. Вспомним такие знаменитые
кланы Казанского ханства, как Барын,
Ширин, Аргын, Кыпчак, Мангыт. Ни в этнографии
казанских татар, ни в исторических
источниках XVII–XIX вв. эти роды (как,
впрочем, и любые другие роды) среди них не
фиксируются.
В составе башкирского народа насчитывалось
более 40 родовых подразделений,
большинство из которых после вхождения в
состав Русского государства существовали в
виде самостоятельных волостей с юридически
закрепленной за ними землей. В их ряду
были роды Кошсо (Кушчи), Сызги и Упей,
давшие названия Кушчинской (Кущинской),
Сызгинской и Упейской волостям. Кроме них
на территории современной Свердловской области
РФ в прошлом также находились вотчины
Шигирской (Шигиринской), Терсякской
и Салжиутской (Сальяутской, Сальзигутской)
волостей, а также селения башкир рода Гайна2,
переселившихся в бассейн р. Уфы из Прикамья.
Сызги (Ҫыҫҡы, Һыҙғы) и Упей
(Өпәй). По мнению Р. Г. Кузеева, «племена
сызги и упей – древние образования в составе
башкир, но в этнической истории этих племен
много неясного». Действительно, ранняя
история сызгинцев не отражена в письменных
источниках, поэтому при реконструкции их
прошлого приходится опираться в основном
на данные археологии, преданий, этнонимии
и геногеографии. Однако сначала необходимо
рассмотреть точку зрения крупнейшего башкирского
этнографа относительно названных
родовых подразделений
Р. Г. Кузеев связывал происхождение
сызгинцев и упейцев с «ранними этапами этнической
истории башкир, которые характеризуются
взаимодействием и смешением тюркских
и финно-угорских (преимущественно
угорских) племен…». Он также пишет: «Племена
сызгы, упей, сынрян, терсяк, бикатин
являются пришельцами в северо-восточную
Башкирию из юго-западного Приуралья – основного
района формирования древнебашкирского
этноса. По происхождению эти племена
местные, финно-угорские (сызги, упей) или,
вероятно, потомки тюркизированных еще в
Западной Сибири угров (сынрян, терсяк, бикатин).
В юго-западном Приуралье все эти
племена были вовлечены в конце I тыс. н. э.
в процесс формирования древнебашкирского
этноса и в первых веках II тыс. н. э. передвинулись
в общем потоке движения катайских
или айлинских племен в северную и северовосточную
Башкирию, где они вновь пережили
этап этнического смешения с местным
населением»1
.
В массовом движении угорских племен
из Западной Сибири на Северный Кавказ
в IV–V вв. принимали участие предки
мадьяр (венгров), политическое объединение
которых в западноевропейской литературе
средних веков получило название
Magna Hungaria («Великая Венгрия») или
Ungaria Major («Старшая Венгрия»). Вопрос
о ее локализации по-прежнему остается
дискуссионным. Так или иначе, миграция
угров на запад, по мнению Р. Г. Кузеева, прослеживается
по материалам куштерякской,
кушнаренковской, кара-якуповской археологических
культур2
.
Все написано грамотно, убедительно, но непонятно, куда же подевались башкиры, ведь к концу XiX века только в Красноуфимском уезде их было более 20 тысяч, а марийцев и татар было гораздо меньше. Почему-то никто себя башкирином не считает. И не видно, что на сценах района, города выступали местные башкиры. Если кто-то и выступает, то это переодетая в башкирские наряды татарка. И так во многих местах, есть общественные организации, они называются татаро-башкирские, но где же чисто башкирские, почему они всегда примыкают к татарам? Далее. Я помню, раньше из Башкирии приезжали артисты (я люблю башкирский «моң» и башкирские танцы), но я не понимал ведущих, которые говорили на чисто башкирском. Но сейчас по телеканалу БСТ я отлично понимаю ведущих, а остальные вообще почти все говорят на татарском, только иногда некоторые применяют башкирские буквы и звуки.
При переписи 1920 года и 1953 стаяла задача перед переписчиками укрупнить татар, что и произошло. Так же версия отказа от вотчинных земель ради сохранения семей после революции 1917 года тоже имело место быть.
Моего папу учили в Башкирии по татарским учебникам в плоть до 1965 года, хотя он и моя семья башкиры. Ав этих учебниках даже писали что » моя столица Казань». Политика страшная сила. Я и мои дети гордимся, ч то Мы Башкиры. Посмотрите на одежды татар Бугалыша и других деревень они один в один башкирские, татарские платья совсем другие, а с Бугалышских просто нагрудники сняли. Языку татарскому нас учили, так как это было выгодно советской власти.
Слыхал, что при советской власти башкиры поголовно стали при переписи записываться татарами, чтобы избежать уплаты налогов за землю, которой у них было помногу. Вот и вывелись башкиры, зато появились татары с голубыми и светлыми глазами, а это потомки башкир.
А казаки георгиевские кресты в туалетах топили, чтоб в Сибирь не сослали, мне мой дед рассказывал. Страшное время было сосед на соседа стучал. Брат на брата с вилами …………. . Не судите их так как у нас много чего нужно забыть. Башкиры единственный народ который после Пугачёвского бунта в немилости у самодержавия был. Нас всех простили, а их уничтожали. Поэтому многие и указывали себя татарами. Ребята всё кончено восстанавливайте свою идентичность.Кто стесняется свих корней тот обречён на вымирание.