Новости

Слово о директоре, или жизнь, отданная школе

Конец лета, осень – пора заготовок. Именно за этим занятием я застала Алевтину Петровну Могильникову, когда позвонила к ней домой договориться о встрече. Приехав, увидела на веранде стройные, красивые ряды банок с дарами природы. «Для детей»,- сказала она, и теплая, мягкая улыбка озарила ее лицо.

Сколько знаю Алевтину Петровну (а это более 35 лет), всегда доброжелательна, внимательна, спокойна, с доброй улыбкой на лице. Женщина умная и мудрая, очень добросовестная, деликатная, деятельная, добросердечная, благожелательная, с хитринкой в глазах, великодушный и жизнелюбивый человек.

Родилась и выросла она в нашем районе в Афанасьевском разъезде, окончила Горьковскую восьмилетнюю школу и поступила в Красноуфимское педучилище на учителя начальных классов. Как она говорит о себе: «Я выбрала профессию по призванию».

В 1969 году на распределении выпускников педучилища присутствовала заведующая Ачитским районом Оглоблина Антонина Семеновна, она предложила молодому специалисту работу в Заринской восьмилетней школе учителем математики, и та согласилась. Пригодились хорошие знания математики в школе и в педучилище. Так по этой специальности и работала, окончив заочно в 1980 году физико-математический факультет Свердловского государственного педагогического института. Всю жизнь отдала этой школе, отсюда и на пенсию ушла. Здесь в поселке нашла свою судьбу – вышла замуж в 1971 году за Николая Павловича Могильникова, родились трое прекрасных детей – два сына и дочь.

А тогда, в далеком 1969-м году, выпускницу педучилища встретил в Заре педагогический коллектив, возглавляемый директором школы Рычковым Яковом Михайловичем (по специальности он математик). Участник Великой Отечественной войны, за свой педагогический труд награжденный орденом «Знак Почета». Молодой педагог был под постоянным контролем опытного учителя.

Алевтина Петровна вспоминает:

– Я благодарна Якову Михайловичу за его требовательность, строгость, за прекрасные уроки математики, отеческое внимание, педагогическую и методическую помощь. Яков Михайлович – бессменный директор Заринской школы в течение 20 лет, ушёл на заслуженный отдых в 1979 году. Каждый из его учеников, а также педагогов запомнил его как неутомимого энтузиаста, высокого профессионала, положившего немало сил, здоровья, чтобы каждому было интересно, комфортно. При нем школа считалась одной из лучших в районе, имея добрые традиции, здоровый микроклимат, определенный уклад.

После его ухода директора менялись каждый год. Это, конечно, отражалось на работе. Осенью 1982 года после ухода очередного директора мне предложили эту должность. К тому времени я 13 лет проработала в нашей школе учителем математики. Посоветовавшись с семьей, я согласилась. Решила попробовать испытать себя в качестве директора, заручившись поддержкой учителей, руководителей района, опытного педагога и завуча школы Гафаровой Светланы Николаевны. Было нелегко: трое детей, младшим шел второй год, а муж работал управляющим в совхозе и большую часть времени был занят на производстве. Но при постоянной помощи и участии Светланы Николаевны, а также благодаря курсам директоров при институте усовершенствования учителей стала чувствовать себя увереннее.

Заринская школа в то время была восьмилетней, дети, которые хотели получить среднее образование, учились в Ачитской средней школе. Родители высказывали пожелания, чтобы в поселке была своя средняя школа. Алевтина Петровна вместе с педколлективом, родителями и учащимися обратились с письмом в райисполком с просьбой о реорганизации восьмилетней школы в среднюю. После рассмотрения вопроса на всех уровнях было принято положительное решение. В августе 1984 года школа была реорганизована.

«Сразу появилось много проблем, – продолжила воспоминания Алевтина Петровна.- Нужна была материальная база для средней школы, новые специалисты – педагоги. Здание было мало для восьмилетней школы, а для средней тем более. Районное руководство заверило, что за два года будет построена новая школа. Трудно было и с учителями: ездила искать по всем районам. Спасибо директору совхоза «Заря» Мунирову Рауфу Мунировичу – всегда выделял машину для моих поисков: в Приданниково, Ключевую и Кленовую, Манчаж, Корзуновку ….А Людмилу Николаевну Дьякову ждали, когда спустится с Кавказских гор. Постоянно ездила на попутках, тогда еще в Свердловск, на базу наглядных пособий. В 1986 году был первый выпуск 10 класса средней школы. Она хорошо себя зарекомендовала, а вот новое здание для неё оставалось в обещаниях. Сначала решили построить школы в Гайнах и Ялыме, так как там были совсем ветхие здания. Когда в Заре построили новый детский сад, то начальную школу перевели в старое здание детсада, а в яслях оборудовали медпункт. Затем старое здание дошкольного учреждения снесли, а начальная школа разместилась в новостройке, так как помещение не было полностью заполнено малышами».

Алевтина Петровна всегда мечтала о новой школе. Ей хотелось, чтобы дети и учителя находились в хороших условиях. Здание старой школы, 1948 года постройки, разрушалось и всё опаснее становилось для жизни детей. Но мечта осуществилась не сразу. В стране произошли перемены: распался Советский Союз, начались тяжелые 90-е годы – худшее время нашей страны. Именно тогда изменился уровень достатка граждан и существенно поменялся социальный статус населения. В результате миллионы людей не получали зарплату, в том числе и учителя, останавливались производства. Это все известные факты. Вот и новую школу в Заре еще несколько раз пытались построить, но все проекты остались на бумаге. Не стало совхоза, закрылись столовая и центральная котельная. Пришлось строить отдельную котельную для школы. Новую школу все же построили, но гораздо позднее: в 2011 году заринские дети начали учиться в современной школе.

«Я очень рада,- сказала Алевтина Петровна,- за детей и учителей. К сожалению, мне уже не пришлось в новой школе работать. В 2000 году решила оставить директорство, проработав в этой должности 18 лет. Осталась работать учителем математики, а в 2006 году ушла на пенсию. В 2009-2010 годы замещала учительницу математики в Гайнинской школе. В целом, учителем математики проработала 39 лет, немного не дотянула до 40. После меня директором пришла Валентина Сергеевна Торгашова».

Читала воспоминания об Алевтине Петровне. С какой теплотой отзываются о ней и коллектив школы, и выпускники: «… замечательный человек: честный, добрый, требовательный и справедливый директор; красивая, умная, строгая учительница математики, которая всегда во всем поможет. Не начнёт новую тему, пока каждый из её учеников не разобрался в предыдущей, легко и доступно объяснит материал…». Одна из выпускниц Заринской школы Панова Н.П. (Лавелина) вспоминает : «…Казалось бы, уроки математики и геометрии, что интересного? Но она теорему расскажет так, что и зубрить не нужно. А какие были кружки по математике!..»

Событийные факты из жизни школы. Алевтина Петровна с теплотой вспоминает о них. В 1985 году при школе была организована производственная бригада старшеклассников. Был выделен новый трактор ЮМЗ-6, а телегу к нему подарил совхоз.

В районе в 1986 году организовали производственные звенья на базе средних школ по выращиванию телят. Было такое звено и в Заре. Алевтина Петровна рассказывает: «Работали старшеклассники. На лошади возили корма, до уроков чистили во дворе, кормили животных. У телят, за которыми ходили ученики, в конце месяца получились хорошие привесы. Наша школа неоднократно завоевывала переходящее Красное знамя среди школ района по этому виду деятельности. Много школьники помогали совхозу в прополке овощей, уборке урожая. За это администрация совхоза «Заря» бесплатно выделяла туристические путевки по стране. Дети объездили много городов. Также выращивали свой картофель на выделенном совхозом участке земли площадью 3 гектара. Часть картофеля продавали, вырученные деньги на совете школы распределяли на улучшение материальной базы. Купили байдарки, которые были очень востребованы не только у нас в школе, но и в районе. С каждого урожая покупали ценные подарки Ачитской вспомогательной школе. Приобрели телевизор, музыкальную технику, художественную литературу. Картофелем обеспечивали школьную столовую и детский сад…»

Вспомнила и печальный случай, когда горела школа. Переделывали отопление, и от сварки загорелся потолок. Дело было зимой, ночью. Пожар быстро погасили, благодаря слаженной работе пожарных. Всю ночь учителя и родители приводили в порядок школу, утром уже принимали детей, и учебный процесс пошел своим чередом.

Рассказала Алевтина Петровна и о работе с другими руководителями школ и района: «Во время работы с директорами школ сложились хорошие отношения, был сплоченный коллектив. Объективно относились к оценке работы школ, высказывали критические замечания любому директору, говорили всегда по-доброму. Не боялась возражать, если надо было даже Ведерникову Ю.М., которого все боялись».

Вспоминает она Ладыгину Л.С. из В-Тисинской школы, Безматерных С.В. из Горьковской, Поздееву Л.М. из Афанасьевской, Кабирова А.А. из Корзуновки, Приходько З.П. из Ялымской, Силкину В.А., завуча из Каргинской школы, отзываясь о них, как об очень порядочных людях и квалифицированных специалистах. Абросимов П.М. из Бакряжской школы всегда помогал начинающим директорам. За 18 лет работала с шестью заведующими районом: Оглоблиной А.С., Устюжаниной Г.Г., Крашенинниковой В.А., Ушаковой А.И., Ведерниковым Ю.М., Борисовым Ю.В.

На традиционный вопрос, который задавала всем директорам в ходе беседы: «Как относится к современной школе и, в частности, к ЕГЭ?», вот что услышала: «Я человек прогрессивный. Мне нравится, как сейчас идет обучение. Одобряю ЕГЭ, ученики уже знают, куда будут поступать, но ответственность большая лежит на учителе, который должен хорошо подготовить учащегося. Нет затрат для семьи, чтобы ехать детям на экзамены. Не выходя из дома, согласно этим баллам, полученным при сдаче ЕГЭ в школе, поступают в учебные заведения. У них теперь есть возможность не только в Екатеринбург поступить, но и в другие города. Сейчас дети не такие трудные, более уравновешенные, не как раньше, стремятся к образованию. И родители стали образованнее». И как бы подведя итог всем воспоминаниям с высоты жизненных педагогических лет, моя собеседница сказала: «Каким я была директором, учителем математики, судить не мне, а детям и родителям, но я не могла состояться как директор и учитель без них. Я всегда на всех совещаниях говорила, что ученики и учителя нашей школы самые лучшие. За все время работы не издала ни одного приказа о порицании или наказании кого-то из учителей. Считала, что лучше убедить, поговорить от души. Я о своей профессии мечтала с детства, никогда не жалела о выборе, старалась всё делать на совесть, от души…»

Алевтина Петровна пережила и страшное горе: 9 лет назад ушел из жизни дорогой человек – муж. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, посвятила себя детям и внукам, дома не всегда её можно застать.

При прощании Алевтина Петровна сказала с теплотой и любовью: «У меня очень хорошие дети, которые всегда заботятся обо мне и моем здоровье».

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий