Новости

Добровольцы Красноуфимска. Иван Балахнин

Доброволец Балахнин Иван Яковлевич. Призван в марте 1943 г. Красноуфимским РВК Свердловской обл. 10-я Гвардейская танковая бригада, танкист- инструктор.

Иван Яковлевич родился 6 января 1906 года в деревне Богомолово Пермской области, в многодетной семье: помимо Ивана родилось ещё семеро детей, четверо из которых умерли в детстве. Семья была зажиточной: родители Ивана Яков Петрович и Федора Петровна построили просторный дом из лиственницы, держали лошадей. После революции, боясь раскулачивания решили оставить родное село и разъехаться по всему Уралу.

Иван Яковлевич обосновался в деревне Красный Бережок, расположенной ниже п. Сарана, что под Красноуфимском. Здесь он устроился разнорабочим в леспромхоз и одновременно посещал ликбезы. Несмотря на то, что Иван не окончил школу, он был способным к обучению человеком, и вскоре его направили в г. Свердловск в лесотехнический техникум. Преуспевал по всем предметам, много читал, отлично разбирался в механике, не давалась ему лишь тригонометрия. «Преподаватели скостили мне тригонометрию», – позднее вспоминал сам Иван Яковлевич. После окончания техникума на «отлично с 1933 года работал в Красноуфимском лесопункте трактористом. Занимался вывозкой леса с Маутинского лесоучастка «Сарга–Маутино».

В начале 1930-х годов Иван женился на высокой и статной красавице Марии Игнатьевне. В браке родилось пятеро детей. В январе 1936 года появился на свет первенец Василий, а уже в октябре того года – дочь Таисия. Позднее родились Виктор, Тамара и Александр. Семейное счастье прервал локальный конфликт в Монголии. Иван Балахнин был мобилизован. В боях на реке Халкин–Гол получил ранение.

Боевое подразденение Уральский добровольческий танковый корпус 

Но в 1941 году в дом Балахниных, подобно тысячам других семей нашей огромной страны, пришла новая беда: началась Великая Отечественная война. К 1943 году все основные силы Советского Союза уже были вовлечены в борьбу с фашистской Германией. Весной 1943 года Иван Яковлевич, будучи инвалидом Монгольского конфликта, вновь был призван и отправился на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Балахнин обладал не только техническими знаниями, но хорошо разбирался в механике, что и пригодились на фронте, он стал танкистом–инструктором.

В декабре того же года пришло страшное известие: в возрасте 31 года умерла жена Мария. На поездку домой для организации похорон Ивану отвели две недели, которые он провёл в дороге. В то время попасть в тыл было очень сложно: основная часть эшелонов шла в сторону фронта, на запад. Зайдя в родной дом, Иван увидел страшную картину: возле гроба матери сидели его дети, голодные, испуганные, страшно замёрзшие в давно не отапливаемом помещении. Младший сын Сашенька, который не мог прожить без мамы, умер от голода, а Витю забрали в интернат, откуда его позднее забрали в свою семью другие люди. Похоронив любимую жену и оставив сына и двух дочерей на воспитание своей матери, Иван Яковлевич вернулся на фронт.

За время боёв он был контужен, не раз рисковал своей жизнью ради спасения Отечества. Победу встретил в городе Тирасполь в Молдавии, был мобилизован осенью 1946 года. За боевые заслуги Балахнин награжден орденом Отечественной войны II степени.

Воспоминания: 

Балахнин Иван Яковлевич

В танковый корпус из города были взяты не более 30 человек. Около 10 человек были работниками леспромхоза, остальные – железнодорожники и рабочие ремонтно-механического завода. Тепло и торжественно провожали нас жители Красноуфимска. На фронт попали в июле 1943 года под Козельск. В первые дни сражений из минометного расчета уцелел лишь я. Здесь шли наиболее кровопролитные бои. Сопротивлялся враг ожесточенно, но был обречен. С каждым боем мы неуклонно продвигались вперед, гоня фашистов с нашей территории

Награды: 

Орден Отечественной Войны II степени

После войны 

Когда мать Федора Петровна увидела на пороге вернувшегося домой сына, уставшего и постаревшего, она крепко обняла его и первым делом спросила: «Ваня, скажи, на войне страшно?» На что получила ответ: «Страшно, мама, очень страшно… Многие не выдерживали». Иван Балахнин был уверен, что в бою погибают только трусы, потому что непреодолимый страх, завладевавший ими, не позволяет здраво воспринимать ситуацию, сложившуюся на поле битвы, хорошо замаскироваться, занять удобную для атаки позицию.
Ещё вспоминал один случай, который запомнился ему на всю жизнь.

Боевой путь Ивана Яковлевича закончился в Молдавии. Красноармейцы никак не могли понять, почему некоторые местные жители относились к ним с недоверием и даже ненавистью. Однажды Иван обратился к пожилому мужчине с просьбой дать попробовать яблок с огромной яблони, ветви которой клонились к самой земле под тяжестью спелых плодов. Однако дед сделал вид, что не понимает ни единого слова по-русски и продолжал равнодушно смотреть бойцу в глаза, скрестив на груди руки. Злоба и обида завладели тогда Иваном Яковлевичем! Его товарищи, не щадя своих жизней, сражались за каждую пять этой земли, а в ответ никакой благодарности! Тогда он вернулся к своему Т-34, завёл мотор и, сдав назад, наклонил огромное дерево железной бронёй танка. Набрав в каску спелых яблок и не говоря ни слова, Иван пошёл прочь, не понимая, за что они, солдаты–освободители, заслужили такое обращение к себе.

После войны Иван Яковлевич работал трактористом, а с 1955 года – слесарем. Неоднократно встречался с боевыми товарищами. В 1991 году Иван Яковлевич скончался и был похоронен в Нижнем Тагиле.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий