Новости

Встречали первый поезд при белых

В ноябре в Красноуфимском железнодорожном техникуме состоялось очередное собрание Красноуфимского общества краеведов совместно с учащимися техникума и ветеранами-железнодорожниками, которое посвятили 100-летию начала железнодорожного движения через станцию Красноуфимск. Идея проведения мероприятия принадлежит Анатолию Николаевичу Логинову — преподавателю, наставнику будущих железнодорожников.

Анатолий Николаевич показал собравшимся экспозицию музея имени Н.Ф.Сухобского, уникальные экспонаты: фотографии, документы, предметы, отражающие историю локомотивного и вагонного депо. В ходе собрания выступали краеведы, ветераны-железно-дорожники, учащиеся со своими исследовательскими работами.

Первое слово было предоставлено мне. Я рассказала о предыстории строительства железной дороги по территории Красноуфимского уезда. Используя доклад гласного Ильи Герасимовича Барского 42-му очередному Красноуфимскому уездному земскому собранию 21 сентября 1911 года, опубликованному в Журналах Красноуфимского уездного земского собрания в 1912 году, слушатели узнали, что красноуфимцы прилагали большие усилия для того, чтобы железная дорога, наконец-то, прошла через город Красноуфимск. Для этого в марте 1911 года в Петербург была отправлена целая делегация от Красноуфимска во главе с городским головой Иваном Васильевичем Луканиным, а также Николаем Васильевичем Краевым, гласными красноуфимского земского собрания И.Г Барсковым и А.Ф.Кабановым. 24 марта они работали в комиссии, где были представители Московских капиталистов и общества Московско-Казанской железной дороги. В данной комиссии они аргументировали необходимость постройки железной дороги по линии «Москва-Екатеринбург» (приводимые аргументы можно прочесть в отдельной статье, опубликованной ранее на сайте Красноуфимского краеведческого музея). Когда же делегация вернулась из Петербурга и выступала на 42-ом уездном земском собрании, то им была выражена «благодарность за их полезный и безвозмездный труд.

В военные годы прошлого века ветераны-железнодорожники Юшков М.В. и Ведиянуев Н.Ф. очень интересовались тем, когда же прошел первый железнодорожный состав через станцию Красноуфимск. Надо было видеть их радость, когда сотрудники музея показали им газету «Пермская земская неделя» Г7 от 23 марта 1919 года издания Пермского губернского земства, где было написано: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправления представители торгово-промышленников, крестьяне и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск». Было это при белых. Сейчас эта газета хранится в фондах Красноуфимского краеведческого музея.

В.Д.Ганькин — почетный член Красноуфимского общества краеведов рассказал о том, как он начал работу по сбору материала по истории строительства железной дороги, встречаясь в 80-е годы прошлого века со старожилами, строителями железной дороги, изучая историю по их трудовым книжкам.

«Раньше из Москвы добирались 8 суток, до Екатеринбурга двое суток, поэтому железная дорога нужна была людям», — говорил В.Д.Ганькин. За рабочий день платили 45 копеек. Строительство дороги обошлось в 45 миллионов рублей. Продавали акции, которые отпечатаны были во Франции, потом в советское время они превратились в бумажки. В годы гражданской войны некоторые железнодорожные мосты были взорваны, например, в Сарапуле, который по приказу Ленина был быстро восстановлен. Краевед поделился и другой информацией.

Сказаны были добрые слова в адрес А.Н.Логинова, о его вкладе в создание музея учебного заведения. В.С.Филатов прочитал стихи собственного сочинения, посвященные данной теме.

Далее присутствующие слушали выступления учащихся с показом презентации. Максим Вторых рассказал о Евгении Васильевиче Богдановиче (1829-1914г.г) — авторе проекта железнодорожной линии «Казань — Екатеринбург», активно продвигавшем строительство железных дорог. Была дана информация о строительстве мостов и тоннелей возле станции Красноуфимск.

Сергей Илюшкин познакомил с биографией Николая Карловича фон Мекка (1863-1929г.г) — российского предпринимателя, представителя династии строителей и собственников ряда железных дорог. С 1882 года четверть века воз-лавлявшего Общество Московско-Казанской железной дороги. В 1929 году он был расстрелян.

Данил Токманцев рассказал о6 Алексее Викторовиче Щусеве (1873-1949г.г) — выдающемся русском советском архитекторе, академике архитектуры, авторе проекта здания железнодорожного вокзала в г Красноуфимске.

Было предоставлено слово ветеранам-железнодорожникам Виктору Евгеньевичу Кашину, Сергею Павловичу Григорьеву. А.Н.Логинов предложил написать о династии Григорьевых с документами и фотографиями. Также было предложено дать названия новым улицам города имена Богдановича и фон Мекка. Предложения поддержали.

Т.С. Смирнова высказалась о том, что музею тесно и ему нужны дополнительные площади. Е.А.Липина похвалила учащихся за их самостоятельную работу и подачу материала.

В завершении собрания я поблагодарила А.Н.Логинова за организацию и проведение мероприятия, отметила продолжающуюся связь поколений. Краеведы с большим энтузиазмом проводят собрания не только в Красноуфимском краеведческом музее, но и там, куда их приглашают и ждут. Приглашайте!

На фото изображен первый поезд, прибывший в наш город. Это событие произошло 14 марта 1919 года. Вместе с железнодорожниками на фотографии запечатлены белогвардейцы армии Колчака

Поделиться

6 комментариев

  1. +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Это так здорово! Интересно читать такие статьи. Интересно рассматривать старые фотографии, всматриваться в лица. А вдруг там кто-то из твоих предков.

    Ответить
  2. Ветеран железной дороги
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Хочется узнать через СМИ как будет праздноваться столь значимое историческое событие в Красноуфимске. Неужели только в музее железнодорожного техникума и краеведы-общественники помнят о таком событии? Что планируется администрацией города, предприятиями железной дороги, ЦКиД? Хорошо помним празднование 150-летия Горьковской железной дороги на вокзале с артистами из Горького и нашего Дома культуры.

    Ответить
  3. Геннадий Петрович
    +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Поддерживаю назвать улицы именами первооткрывателей железной дороги в нашем крае Евгения Богдановича и Николая фон Мекка. Есть же в городе улица им. Щусева. Что было бы в нашем городе, если бы «железка » прошла мимо нас…ведь первоначальный проект был именно таковым. Поддержим ???

    Ответить
  4. +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Очень интересно читать такие статьи.

    Ответить
  5. Интересно
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Кто в нашем городе занимается названием улиц , к кому обращаться необходимо ?

    Ответить
  6. +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Анатолий Николаевич, Уважаемые Краеведы СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ЗА ПРОСВЕЩЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАШЕЙ ИСТОРИИ.

    Ответить

Ответ на 1111 Не отвечать