Новости, Новости с фото

Мост из прошлого

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Вот подходим мы к вокзалу. Собираемся в поход – виадук нас старый ждёт. Главная цель нашего похода: увидеть старинный виадук в п. Чёрная речка. В свою «миниэкспедицию» решили отправиться электричкой. Чтобы заполнить время между утренней и вечерней электричкой, придумали маршрут: Красноуфимск – Журавлинка – Чёрная Речка – Красноуфимск.

Трёхпролетный виадук в Чёрной речке

В самом начале я вас сориентирую. Статья условно разбита на две части. Первая часть содержит описание похода. Она легка в прочтении, содержит много фотографий. Если вы не любите заморачиваться и ищите лёгкости, советую вам к прочтению только первую часть. Если же вы — любитель глубины и истории, то для вас написана вторая часть. Здесь рассказано об истории мест, в которых мы побывали. Надеюсь, каждый здесь найдет что-то своё. Итак, предлагаю вам увидеть наше приключение своими глазами!

…Утренняя электричка везёт нас в деревню Журавлиный лог (в простонародье – Журавлинка). Мы решили попроведовать единственных жителей деревеньки – Сергея Ивановича Русинова и его жену, узнать, что у них нового, как планируют отмечать приближающийся праздник — Новый год.

В уютном и теплом вагоне людей немного. Среди немногочисленных пассажиров сидит 10 туристов, везущих с собой отличное настроение и огромное желание узнать еще один уголок нашего богатого на красоты края. За окном электрички заснеженный лес. Мы проехали по Рябиновскому и Пудлинговскому виадукам. Проезжая по ним не покидает ощущение полета.

Объявляют станцию: «1408 километр» — здесь мы выходим. В Журавлинку легко добраться и на машине и на электричке.


Проходим небольшое расстояние вдоль железной дороги и любуемся с возвышенности умиротворенно раскинувшейся деревенькой, состоящей из нескольких заброшенных домов и одного жилого.

Журавлинка

Напомню, что фактически деревни Журавлинка не существует, ее сняли с кадастрового учета. В 2016 году здесь поселился Сергей Иванович Русинов. Здесь он занимается разведение домашнего хозяйства, состоящим из домашних животных, пчел, огорода. Есть условия для того, чтобы принимать у себя небольшое количество гостей, которым Сергей Иванович всегда рад.

Каждый раз приезжая к нему, наблюдаю какие-нибудь новшества. В этот раз, открыв калитку ведущую к их дому, первое что бросилось в глаза: перебегающий дорогу по белому снегу заяц. Как оказалось позже — это был кролик, которых начал разводить Сергей Иванович с женой. Они вольно разгуливают по территории усадьбы и их присутствие легко отследить по обглоданной коре деревьев.

Еще одно новшество: бычки которых так же решил разводить Сергей Иванович.

Без изменения остались в хозяйстве Русиновых курочки, козлики и козочки, овечки и собаки. Одним словом, можно сказать, что хозяйство Русиновых растет.Самого хозяина на момент нашего прихода не оказалось дома – он ушел в лес собирать мох. Нас встретила его жена. Провела в беседку для гостей, где мы уютненько разместились, попили чай из своих термосов, любуясь журавлинскими красотами.Немного погодя пришел Сергей Иванович. Рассказал, что купил для вырытой в прошлом году скважины моторчик, как и планировал, наладив тем самым водоснабжение в своём доме. Электричество, как и прежде, в доме Русиновых идёт от генератора, но в этом году проект на электрификацию должна составить одна московская компания. Сергей Иванович говорит, что если ничего не изменится, в следующем году в Журавлинке протянут свет.

Река Саранинка в деревне Журавлинка

Мы же тем временем подкрепившись и осмотрев домашнее хозяйство Сергея Ивановича, идем поиграть в хоккей на замерзшем озере. Сначала расчищаем корт, а потом начинается самое настоящее веселье!

Мы были без своих клюшек и поэтому с клюшками (сделанными руками Сергея Ивановича) были только два вратаря. Шайба тоже была сделанная своими руками из дерева. Получился такой «экологичный» хоккей. Правил не было никаких. Главным для нас было — от души повеселиться. Поэтому шайбу мы пинали и кидали – одним словом, веселились как могли.

Озеро это искусственное. Сергей Иванович рассказывает, что бывший житель Красноуфимска, у которого здесь была дача, вырыл это озеро специально, чтобы разводить рыб. Сейчас это прекрасное место для игры в хоккей. Кстати, здесь можно просто покататься на коньках.Сергей Иванович приглашает всех желающих к себе в Журавлинку в любое время: можно встретить здесь Новый 2019 год или провести часть зимних каникул.Мы же тем временем отправляемся в путь-дорогу дальнюю, в сторону Черной Речки. От Журавлинки до этого поселка есть дорога и судя по следам, здесь нередко ездят машины.

По дороге наблюдаем, что на зиму туннели под железнодорожными путями прикрыли ёлочками. Сделано это для того, чтобы туда не налетело много снега.

По пути к Чёрной речке любуемся величественным красавцем — виадуком. Александр Салтанов рассказал, что этот мост покачивается, когда по нему идёт поезд. Раскачивание моста во время движения поезда составляет примерно один метр.Решили найти место для стоянки. Пока идём — делаем паузы в пути. Наслаждаемся дорогой.На стоянке готовим кушать и отдыхаем.Как следует отдохнув и подкрепившись горячей едой, отправляемся к посёлку Чёрная Речка.

Дятел постарался

По пути встречаем огромные вековые деревья, которые и трем-то людям непросто обхватить. Вот мы и вышли к посёлку, в котором остались сегодня единицы жилых домов. Всё больше виднеются фундаменты заброшенных домов и очертания бывших здесь когда-то улиц.

Изучая информацию по поселку Черная Речка удивило то, что он возник не так, как возникает большинство посёлков у железной дороги. Согласно историческим записям, посёлок Чёрная Речка возник как поселение крестьян. Это было начало 20 века. Шло очередное «принудильное» заселение Урала крестьянами, согласно Столыпинской реформе. Так и образовалась эта деревенька и, к слову, ряд других деревень. Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте расселения: №84 «Чернореченский» — такая сохранилась запись сделанная в журналах Красноуфимского Земского Собрания в 1911 году (1*). Т.е. на момент 1911 года Чёрная Речка уже существовала. Но официальной датой возникновения поселка, тем не менее, считается 1915 год – время, когда здесь началось строительство железной дороги. В 2015 году даже торжественно отмечали 100-летие поселка Чёрная Речка: на праздник приезжала делегация из Красноуфимска, жители из других городов нашей необъятной страны. Основным организатором мероприятия стал Анатолий Москаленко, который создал официальный сайт Черной Речки (http://4re4ka.ru) – очень кстати интересный. Анатолий родился в этом месте. Через продолжительный промежуток времени он приехал погостить в родной поселок и не узнал его: вместо большого развивающегося населенного пункта с тремя тысячами жителей его встретила доживающая свой век деревенька. Старые люди умирали, дома рушились, предприятия закрылись – история этого места безвозвратно уходила. Поэтому Анатолий решил исправить положение и сделал что мог: создал сайт, куда стал собирать воспоминания ныне живущих жителей и их родственников о жизни посёлка, историю поселка Черная Речка и города Красноуфимск, а так же историю развития железной дороги (даже в масштабах страны). Ему хотелось, чтобы данные о месте, где он родился остались для наших потомков. Сейчас он живет в другом городе, но продолжает вести сайт. По моему личному мнению, он сделал и продолжает делать очень большое дело. Спасибо ему огромное! Очень интересно было зайти на сайт Черной Речки и окунуться в историю этого места.

Согласно информации сайта расцвет поселка пришелся на советское время. Тогда к имеющимся в деревне людям присоединилось большое количество населения железнодорожников: при строительстве железной дороги Казань – Екатеринбург в Чёрной Речке жили строители дороги, а затем — обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда. Много людей здесь жило во время строительства второго железнодорожного пути.

Фотографии И. Томашевича из альбома «Великий путь Виды Сибири и железных дорог»

Первым промышленным предприятием открывшимся в Чёрной Речке был Чернореченский лесоучасток лесного отделения Казанской железной дороги. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги. Вторым промышленным предприятием стал Чернореченский лесопункт Красноуфимского леспромхоза. Красноуфимский леспромхоз (сначала называвшийся лесоучастком, затем мехлесопунктом) был образован в 1932 году. Можно предположить, что примерно в это время и возник Чернореченский лесопункт. По сравнению с Казанским участком лесопункт быстро рос и к середине 50-х годов превратился в мощное лесозаготовительное предприятие. В это время поселок Черная Речка был очень большим – до 3000 человек населения. Здесь были клуб, школа, детсад, медпункт, почта, баня, пекарни, магазины, несколько десятков жилых домов, контора лесопункта, нижний склад.

Фотографии И. Томашевича из альбома «Великий путь Виды Сибири и железных дорог»

Но строительство железной дороги завершилось и часть железнодорожников уехала. Была истощена лесосырьевая база лесопункта из-за чего прекратил свою производственную деятельность на территории Чёрной Речки лесоучасток в начале 60-х годов. В 1973 году Чернореченский лесопункт был закрыт, что послужило началом ликвидации всех культурно-бытовых учреждений и постепенного оттока населения. Именно 1973 год можно считать переломным моментом в жизни посёлка Черная Речка: с этого времени началось его угасание. Большое количество населения начало уезжать в другие города, особенно молодежь. В деревне, в основном, оставалось пожилое население, доживающее свой век на родной земле. 48 избирателей было здесь зарегистрировано 1 января 2012 года. А сегодня здесь людей и того меньше. Сегодня здесь осталось несколько жилых домов. Из всех благ цивилизации в посёлке имеется электричество, водоразборная колонка с электронасосом, телевидение, спутниковый таксофон на ж.д. станции.

От полного исчезновения деревеньку спасает только наличие железнодорожной станции.
Заметьте, такая ситуация сегодня присутствует в большинстве деревень России. Да что там деревень – многие небольшие города, вроде нашего, тоже сегодня влачат жалкое существование. Правда некоторые находят какие-то способы и начинают очень даже успешно развиваться. Например, наши соседи: г. Кунгур и многие другие города Пермского края. Многие говорят сегодня, что наш город внешне преображается и в это, кстати, вкладываются немалые средства. Но с рабочими местами проблема, как была, так и осталась нерешенной. Поэтому вывод здесь можно сделать только один: если проблема с рабочими местами в нашем городе не решится, то любоваться этой красотой похоже будет некому.

Чёрная Речка сегодня

Чёрная Речка сегодня. Дорога к колодцу

Вот мы и у трехпролётного старинного виадука в Черной Речке. В первую очередь поздравляем мост с юбилеем – в этом году ему исполнилось 100 лет!В эксплуатацию его сдали в 1918 году. И еще: он был построен по проекту инженера П.В. Щусева. Нет, не того самого, что проектировал наш вокзал и мавзолей на Красной Площади в Москве (и многое другое). Павел Викторович Щусев – младший брат знаменитого архитектора, инженер, который стал впоследствии тоже архитектором. Кроме того, он является автором двух книг (по крайней мере о двух мне известно точно): «Страницы из жизни академика А.В. Щусева», которую он посвятил своему знаменитому родственнику. В 1952 году вышла его книга «Мосты и их архитектура».Поскольку Павел Викторович работал над созданием виадуков в Красноуфимском районе, здесь есть упоминание и о нашем городе: «На железнодорожной линии Арзамас — Шихраны возводится несколько больших арочных виадуков. Ряд таких же виадуков строится на линии Казань — Свердловск. Здесь же, близ Красноуфимска, сооружаются по проекту профессора Белзецкого очень большие виадуки из бетона, представителем которых может служить виадук, имеющий 11 пролетов, построенный в 1913—1916 годах через реку Сарану под руководством автора настоящих строк. На виадуке Широкий лог впервые в СССР измерялась температура сводов термоэлементами, что послужило основой для норм температурного расчета. Железобетонные эстакады по проекту академика Г. П. Передерия имеет в Хабаровске и Амурская магистраль».

Виадук в Черной Речке

Зачем вообще делали виадуки? Всё дело в рельефе местности на которой расположен Красноуфимск и Красноуфимский район. Территория округа представляет собой всхолмленную равнину, разделенную во многих местах глубокими, врезавшимися в плато, долинами рек, глубокими балками и оврагами. Экономически целесообразней было с одного, скажем, края оврага на другой перекинуть виадук, чем делать большущую насыпь камней и прокладывать по ней пути. Тем не менее, виадуки делать было совсем непросто: не было соответствующей техники, не хватало людей, да и гражданская война внесла свою лепту… Строительные работы выполнялись вручную и с помощью конной тяги. Начиная с 1915 года в строительстве активно использовался труд военнопленных — венгров, немцев, австрийцев. На обкладке туннелей работали китайцы.

Укладка шпал. Фотографии И. Томашевича из альбома «Великий путь Виды Сибири и железных дорог»

В мае — июне 1914 г. было начато строительство железнодорожного пути на линии Казань — Екатеринбург. В период с 1916 по 1919 года были сданы в эксплуатацию искусственные сооружения линии — тоннели и виадуки.

Знаете еще в чем особенность наших виадуков? В том, что по миру их построено, конечно, немало, а вот на Урале виадуки – редкость. Только наш Красноуфимский район может похвастаться этими строениями. По некоторым данным их у нас аж целых семь штук.

И вот мы стоим в Чёрной Речке у виадука, которому 100 лет. Сегодня если набрать в поисковике «виадук в Черной Речке», выходит картинка этого сооружения, а под ней белым по красному написано: ЗАКРЫТО НАВСЕГДА. Да, сегодня виадук не используется. Да и подсчитывая годы его эксплуатации можно сказать, что использовался он недолго: примерно лет 40-50. В середине 1960-х годов его закрыли. Но этот красавец великан повидал немало. Только представьте первый паровоз, который по нему прошел! Это были старинные мощные машины. «В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Они пугали людей своей мощной суровостью. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы — керосиновыми лампами» (2*). Эта старина и ее история, которую мы не застали, захватывает сама по себе. Только представьте, что по этому виадуку ехали люди со своими историями, своей судьбой – какими они были? Кто только не проезжал по этому мосту… «И отступающая армия Колчака в 1918, и «58 статья» на Колыму в 30-х, беженцы с запада страны и сибирские дивизии на оборону Москвы в 1941, комсомольцы на «стройки века» в 60-70-х… Многое повидал этот небольшой трехпролетный мостик-виадук…».

Рядом со старинным виадуком построена новая железная дорога

В июне 1918 г. на Урале началась гражданская война. В 2018 году исполнилось ровно 100 лет с начала гражданской войны на Урале. Вдоль линии недостроенной железной дороги велись ожесточённые бои. По воспоминаниям уроженца Черной Речки Анатолия Оголихина — его бабушка рассказывала, что по горе вдоль пруда проходили отряды «белых». Сам А. Оголихин рассказывает, что был свидетелем находки в пруду Черной Речки винтовки-трёхлинейки и слышал об обнаружении там же пулемёта «Максим».

«Помнит» дорога и напряженные годы Великой Отечественной войны, когда поезда следовали по ней с интервалом в 15 минут круглые сутки.

На вершине виадука в Черной речке

Обследовав мост, идем в гости к снежному лесу. Белыми большими хлопьями падает снег и мы как будто попадаем в Сказку «12 месяцев». Готовим кушать, рассказываем друг другу истории, любуемся костром.

Идем на станцию Черной Речки. Ждем свой поезд.

В прошлом это был вокзал. Теперь здание заброшено

22 часа. Обратная электричка. Мы возвращаемся в Красноуфимск на электричке. Хотя нет, мы сегодня, оказывается, целый день гуляли по городу. Ведь Черная Речка относится к городу Красноуфимск (как и Пудлингово, к слову). Так что мы умотанные донельзя, минут сорок как добираемся из одной части города в другую. Зато Приданниково и Криулино к городу не относятся – они относятся к району. Логики никакой, но мы только улыбаемся этому факту.

Шутки на дверях электрички

Город за стеклом электрички утопает в густой темноте, он красиво усыпан огнями светящихся окон и фонарей. Мы высаживаемся на вокзале. Видим, как люди встречают приехавших с нами пассажиров: все друг друга обнимают и целуют. Это так здорово, когда кто-то кого-то где-то ждет. А нам тепло от проведенного вместе дня. Столько красоты мы сегодня увидели, столько узнали нового, надышались свежим воздухом и насмеялись так, что у меня даже щеки болели.

Делаем памятное фото на фоне вокзала.

Только представьте, что нашего вокзала могло не быть. Краевед В.Д. Ганькин в своей статье «Магистраль из прошлого в будущее» в книге «Сердце Предуралья» пишет: «Уездной управе пришлось улаживать и вопрос о месте постройки вокзала. Первоначально предполагалось, что железная дорога пройдёт по низине западнее станции Чёрная Речка, выйдет в районе нынешней селекционной станции и далее пойдёт в пойме рек Уфа и Бисерть. При таком варианте не нужно было строить тоннели, предполагалось построить ряд искусственных сооружений, поскольку дорога в этом случае прошла бы по логам. Паровозное депо намечалось построить на станции Чад. Но красноуфимские власти решаются на серьёзные уступки: «Вокзал для станции Красноуфимск устроить в возможно ближайшем расстоянии от города», заявив при этом, что город может уступить под строительство линии и вокзала свободные городски земли бесплатно. Стоит заметить, что земля в то время была дорога.

…Руководство акционерного общества пошло навстречу красноуфимцам, но уступка осложнила работу, поскольку предстояло построить пять тоннелей, четыре больших виадука и ряд мелких искусственных сооружений, и всё это в условиях лесистой и гористой местности. Но именно благодаря такой настойчивости тогдашних красноуфимцев мы сегодня имеем и вокзал, и узловую станцию. Не погрешу перед истиной если скажу, что мы, сегодняшние красноуфимцы, должны быть благодарны тем, кто столь настойчиво добивался того, чтобы железная дорога связала Красноуфимск с сетью железных дорог, тем, кто девять десятилетий назад строил линию Казань – Екатеринбург. Мы должны, наконец, по достоинству оценить то, что они сделали для родного города и нас, потомков».

14 марта 1919 года состоялось прибытие первого пассажирского поезда на станцию Красноуфимск из Екатеринбурга. В газете «Пермская земская неделя» за 10 (23) марта 1919 года есть заметка, в которой сказано: «Главным начальником края от управляющего Красноуфимским уездом г. Нефёдьева получена следующая телеграмма: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправления, представители торговопромышленников, крестьян и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск. Таким образом, ещё один город Пермской губернии присоединился к общероссийской железнодорожной сети»».


Один из первых паровозов, прибывших на станцию Красноуфимск, начало ХХ века

Ровно 90 лет назад в Красноуфимске был Маяковский

А еще на перроне нашего вокзала прогуливался поэт В.В. Маяковский.

«…по дороге в Свердловск Маяковский остановился в нашем городе: «Ночью – станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил прогуляться по перрону. Мороз трескучий. «Чувствую уральский воздух. Уже похоже на север. Заставляю себя гулять на морозе, надо привыкать, поскольку я, в принципе, южанин», — так говорит Маяковский во время этой остановки, пока менялась паровозная бригада». Это было 25 января 1928 года около 9 часов вечера» — так написано в заметке В. Ганькина книги «Сердце Предуралья».

…Мы же прибыли на вокзал в 10 часов вечера. Поблагодарили друг друга за отлично проведённое вместе время и расстались с надеждой на то, что впереди нас ждёт еще много совместных приключений!

1* — Журналы Красноуфимского уездного Земского собрания, стр. 1042. Красноуфимск. 1913. Государственный архив в г. Красноуфимске.

2* — Источник: «…Октябрьскому району 80 лет» [книга выпущена к юбилею Октябрьского района Пермского края].

Поделиться

12 комментариев

  1. +40
    0
    Rating: +40. From 40 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Интересная статья. Написано хорошим языком, читается легко. Спасибо. ребята!

    Ответить
    • +7
      -5
      Rating: +2. From 12 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Наконец-то автор Чернова научилась писать статьи, которые можно читать.

      Ответить
  2. ток@рев
    +12
    0
    Rating: +12. From 12 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Заповедник инженерных диковин

    Ответить
  3. +19
    0
    Rating: +19. From 19 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Какие замечательные и светлые люди, пока в нашем городе есть такие люди — у города есть будущее.

    Ответить
  4. +18
    0
    Rating: +18. From 18 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Хорошая, познавательная, интересная статья! Спасибо, ребятам и кск!

    Ответить
  5. +13
    0
    Rating: +13. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Спасибо ! Очень интересно, пишите еще !

    Ответить
  6. дедушка
    +23
    0
    Rating: +23. From 23 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Респект автору ! Из статьи убедился , какие были умные и дальновидные руководители в г. Красноуфимске , которые привлекли инвестиции в город на века в перед , чего нам не хватает в наше время . Такой поход , начало туристической тропы , для не » диванных» людей , и это может стать толчком ,для организации туризма у нас .

    Ответить
  7. +8
    0
    Rating: +8. From 8 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Ребята, вы классные! Спасибо вам за удивительное путешествие!

    Ответить
  8. +9
    0
    Rating: +9. From 9 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Хорошая статья.все вроде и знаю.но читалась легко .респект.продолжайте ещё писать.у нас много мест таких

    Ответить
  9. Житель
    +9
    0
    Rating: +9. From 9 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Спасибо! Очень интересно было читать и рассматривать фото ?

    Ответить
  10. Читатель
    +7
    0
    Rating: +7. From 7 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Очень понравилось. Хотелось бы тоже прогуляться по этому маршруту

    Ответить
  11. Саша с Уралмаша
    +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Молодцы ребята. И добротно так написано, с любовью. Всегда поражали красотой эти виадуки.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий