Новости

Сказки помогают расти

В Свердловской области 2019 год объявлен годом Бажова. В связи с чем газета «Вперед» объявила конкурс на сочинение сказок красноуфимцами. На основе сочиненных произведений будет опубликована книга. Мы решили пообщаться с экспертом в этой теме: семейным психологом, сказкотерапевтом и священником – Сергеем Петровичем Грущиным.

Сергей Петрович Грущин

Расскажите о себе. Как вы пришли к тому, что стали профессиональным сказочником?

— Сказки мне нравились с детства, как и всем, наверное. Есть люди, которые знают сказки наизусть – я один из таких людей. Нельзя сказать, что с детства мечтал стать сказочником – к этому вёл меня длинный и непростой путь. Закончил Красноуфимский медицинский колледж. Был в армии, служил на Кавказе. Был в очень серьёзных ситуациях, выезжали на военные действия – это очень сильно потрясло меня. Сильнее потрясло когда уже пришел с армии: это был как раз переломный момент в стране – 1994-1995 года. Когда я уходил в армию мои друзья, сверстники были одними, когда я пришел из армии – они стали совершенно другими. В то время когда я в армии был, защищал родину, выполнял свой долг: мои друзья, которые не пошли в армию и здесь сходили с ума, в одно мгновение стали коммерсантами, бизнесменами. Это ненормально. Я считаю это как отрава. Когда пришел с армии, я на них посмотрел: я остался еще тот с какими-то ценностями, а они уже этих ценностей не имели. Для меня это был шок – в то время я думал, что со мной что-то не то происходит в понимании жизни.

Уехал в Екатеринбург, устроился там на работу. Сразу после армии крестился в Иоанна Предтеченском храме – до этого был не крещенный. Не был каким-то фанатиком: спокойно работал, ходил в храм. Стал находить какие-то ответы на свои вопросы. Потом меня позвали в храм помогать – стал алтарником. Потом мне сказали: давай готовься стать дьяконом – это первая ступень священства. Принял первую степень священства, принял вторую – стал священником. Не знаю особенность это или нет: если я по улице иду ко мне обязательно подойдет какой-нибудь бездомный или сумашедший. Необъяснимо. К другому не подойдет, а ко мне прямо липло. Когда стал священником всё словно бы усилилось: эти бездомные и сумасшедшие словно валом пошли в храм и все ко мне. Я был перегружен всем этим, я не знал, что со всем этим делать. Потом стал вести воскресную школу. И все это словно усилилось — я вообще не знал, что с этим делать. Многие думают, что у меня всё по мановению волшебной палочки появилось. Ничего подобного. У меня всё рождалось в тяжелых примерах. Человек ко мне обращается, я не знаю, как ему помочь, бывали случаи, что мы вынуждены были вызвать даже бригаду психбольных. Приезжают, забирают: человек буйный, он неадекватный. Меня это всё волновало. В церкви очень близко со всем этим начинаешь соприкасаться: не только с безумными, но вообще с людьми, с их проблемами. Допустим, придет семейная пара, муж говорит: она не права, каюсь. Приходит жена: он не прав, каюсь. Кто прав? У каждого своя правда. Это тоже вопрос: как с этим быть? Эти вопросы копились во мне, я постепенно стал учиться, стал получать образование. Когда учился в медицинском колледже у меня уже были основы психологии, но поверхностные, их невозможно было куда-то применить. Решил, что дальше пойду изучать психологию. Читал различные книги, общался с людьми – часть ответов в этих сферах нашел. Потом поступил учиться в казанский институт. Там уже встретился с профессорами по психологии, с практиками. Стал находить ответы через них. Они ведут лекцию, рассказывают примеры из жизни, я слушаю, думаю: боже мой, так это мои знакомые — те люди с которыми уже общался. Т.е. проблемы везде одни и те же. Какая разница какой город, какая страна, даже не имеет значение время – было это 2000 лет назад или сегодня. Вообще этих границ нет. Сменились декорации, прогресс шагнул вперёд, а взаимоотношения стоят на том же уровне. Я естественно вопросы задавал. Стал получать ответы. Стал потихоньку по крупицам всё это собирать. Стал уже знакомиться не только с психологией, но и с психотерапией. С работами таких людей как Фрейд. Изучил различные американские направления. Изучил российские направления и работы многих наших ученых. Очень сильно на меня повлияли работы Олега Семеновича Выгодского. Он прямо открыл детей: как рождается психика у ребенка. В работах всех этих людей рассматривались конкретные научные исследования. Если исследования нет, то ни о какой науке вообще нельзя говорить. Если взять религию, то там тоже есть свои ученые. Мы называем их святые – светила. Они либо своим личным примером, либо примером помощи другим людям доказали какие-то факты. Грань между наукой и религией тонкая, но она есть.

Собирая воедино всю информацию, изучая различные методики я сделал вывод, что везде речь идёт о простых вещах. Всё вообще очень просто. Причем все знания по сути у нас уже есть. Все уже создано – ученые просто доказали. Ученые были потрясены тем, что оказывается всё то, что они открыли так сложно, так трудно — все эти моменты есть в сказках. В фольклоре любого народа по сути раскрыты уже все тайны. Чтобы помочь человеку стать личностью существуют сказки. Потому что не все рождаются обеспеченные, в нормально развитой семье. Бывают люди рождаются в семье, где есть проблемы, где может быть кого-то не хватает из родителей — много чего в жизни бывает. Чтобы все были развиты, чтобы помочь человеку быть сильным, реализоваться в жизни, найти смысл жизни и создаются такие вспомогательные инструменты. Один из таких инструментов — сказка. Многие ученые раскрыли образы сказочных персонажей. Например, кто такая ведьма в сказках, Золушка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Красная шапочка, волк, дровосеки, серая мышка, дедка с бабкой, мальчик с пальчик и т.д. Это те персонажи, которые встречаются в жизни сплошь и рядом.

Кто такая ведьма?

— Это неправильная мать. Это мать, которая не дает своему ребенку развиваться психологически, т.е. она его затормаживает, она его заколдовывает и он остается ребенком. Он растет физически, а внутри нет: он не способен принимать решения, не способен решать сложные задачи, не способен развиваться и развивать свою семью. Не способен стать главой семьи… он заколдован. Образ женщины ведьмы в жизни можно встретить часто. Ведьма это не та которая колдует, а та, которая уже заколдовала.

Спящая красавица тоже заколдована – она заторможена в своём психическом развитии. Они сплошь и рядом эти люди. Мы можем даже с ними общаться и не знать этого, но когда наступит какой-то социальный момент: нужно выполнить какую-то работу, сдержать слово, выполнить какие-то простые социальные вещи — человек на это не способен. Потому что он не знает, что от этого зависит очень многое для него самого, для его семьи, для его родных и близких. Или профессионально: если это начальник, то он не осознает, как его решения влияют на его подчиненных. Он этого не понимает, не видит это, ему это не дали в семье.

Золушка — это ребенок, который не совсем развит. Что-то произошло в семье или происходит: на ребенка не обращают внимания, его мало прижимают, он недолюблен. Он в золе такой знаете, грязненький. С одной стороны он недолюбленный и нуждается в любви, а с другой стороны он как ежик становится, он как колючка, всегда в защите. Он сидит на ящике с золой не потому что его все не любят, а потому что у него само по себе такое поведение сформировалось. Он стал закрыт, стал жестоким. Такие дети могут попасть в криминальные структуры. Он пойдет туда, где его будут любить, где он будет своим. Это конечно очень грустно.

Любой образ в сказке – это метафора. Символ, который держит в себе очень много человеческих состояний. В науке называется бессознательное.

Почему нас не учили с помощью сказок основам психологии и философии?

— Потому что уже тогда были проблемы. На сегодняшний день мы имеем нарушенные институты. Все ценности формируются как раз благодаря институтам, которые находятся в обществе, одним из которых является семья. Мы живём в такое время, когда всё это разрушено, но частично где-то возрождается. Плюс ко всему мы сегодня имеем очень серьезного врага в лице компьютеризации. Образно я бы назвал это всё Сатаной. Потому что мы не нужны искусственному интеллекту, компьютеру мы не нужны — у него рациональность на первом месте. Это подмена человека: и она формируется у нас на глазах. Вообще во всех сказках всю жизнь с этим боролись и побеждали. Сейчас наоборот все люди к этому стремятся и говорят: «Классно! Здорово!».

Возьмите любую сказку: человеку даётся возможность развиться. Хотя там сюжет так заворачивается, что какая-то сила хочет человека уничтожить если он не может справиться. Эта сила сейчас есть в виде искусственного интеллекта и стран, которые могут нажать кнопку ядерного оружия и уничтожить всё живое. Сейчас идут явные угрозы: угрозы миру, России. Не думайте, что мы от этого выиграем. Нам одно заменят, другое заберут. Мир создан для человека. Через человека сам Господь пришел в мир. К чему ведут сказки? К тому, чтобы человек развивался, исцелялся. Они способны человеку дать то, что он недополучил в жизни. Допустим такая педагогическая сказка, но она очень страшная — это сказка про курочку Рябу. Повествование как начинается: снесла курочка Ряба яичко не простое, а золотое. Это говорит о том, что родился человек не как все, особенный. Но эта особенность порой напрягает нас родителей. И родители начали что делать? Бить его – стали загонять ребенка в какие-то моральные рамки. Возможно, у этого ребеночка какой-то талант, способности, но он не как все и этим создает обществу проблемы. Он создает себе проблемы. Но т.к. семья неэластична по жизни, нединамична, она не способна отвечать на вызовы общества. Она с очень жесткими непроницаемыми границами. Семья, которая не может пройти кризисы, обязательно ищет какого-то крайнего и вот этим крайним, как правило, становится ребенок – это золотое яичко. Есть такой термин – инфицирование. Инфицирование бывает не только физическим, связанное с вирусологией и микробом, но и духовным — психологическим. Приходят ко мне родители и говорят: знаете у нас ребенок какой-то не такой – столько проблем с ним. Вот он это не делает, то не делает – замучились с ним. В кого он такой? На самом деле проблема в родителях. Они не знают основ семейной жизни. Не знают, как воспитывать ребенка, что значит формировать ребенка. Они его каждый под свою гребенку пытаются подстроить, плюс ко всему они его сделали крайним во всём. И вот он страдает: «Били-били-били-били…прибежала мышка…». Мышка – это что-то страшное в нашей жизни: критическая ситуация для ребенка. Может какую-то травму он получает физическую или психологическую, может он попадает в какую-то субкультуру. Т.е. ребенок перестает в себе ценить самого себя, он бросает вызов обществу. Он погибает как личность, как индивидуальность. Он может вообще физически погибнуть. Этих примеров много в обществе и люди думают: как это всё случилось? А для всего случившегося есть причины и причины только одни: дед с бабкой били-били… пока не разбили. Дед с бабкой плачут – они осознали, а уже не вернуть. А курочка Ряба, символизируя собой Жизнь, говорит: да ладно, снесу я вам яичко, но только уже простое.

Вы говорите, что многие люди не знают основ семейной жизни. Какая сказка могла бы этому научить?

— Любая сказка, где главный герой чему-то учится. Если он чему-то учится, то ты читая, тоже учишься на очень тонком психическом уровне. Сказки состоят из образов и метафор, которые легко воспринимаются сознанием и тонко прорабатывают человека. Нельзя сказать, что только благодаря сказкам человек станет хорошим — это лишь один из инструментов. Надо выполнить еще пару условий.

Если человек сам захочет сочинить сказку, то какого алгоритма ему следует придерживаться?

— Нужно ли чтобы люди писали сказки? Сказка – это серьезная вещь. Вот он как напишет в сказке – так и будет у него в жизни. Кто будет контролировать этот процесс? А вдруг человек напишет страшную сказку? Если брать написание сказок, надо много условий обсудить.

Есть сказки народные, художественные (их сочинили такие авторы как Бажов, Пушкин, Мамин Сибиряк, Лесков и др.). Мне очень нравятся молдавские сказки, в них есть персонажи взятые из Евангелия, из священного писания: апостол Петр, архангел Михаил… Есть сказки авторские: сегодня популярна такая тенденция как сказкотерапия. Есть лечебные сказки, медитативные, нравственные, поучительные (например, «Курочка ряба»). Все их надо разбирать. Если вам захочется самостоятельно сочинить сказку надо выбрать какое-то одно из этих направлений. Алгоритм сочинения простой: вступление, завязка, кульминация, выход из кульминации и вывод. Естественно нужен запрос: что вы хотите проработать. Я бы советовал брать на рассмотрение медитативные сказки.

В Свердловской области 2019 год объявлен годом Бажова. Хотелось бы с Вами поговорить о творчестве этого автора.

— Считаю, любой уралец должен побывать на могиле Павла Бажова, которая находится на Ивановском кладбище в Екатеринбурге. Когда я езжу в епархию как священник, всегда захожу к нему на могилу, потому что я люблю этого автора. Он какой-то удивительный сказочник. В отличие от других сказочников, он открывает вообще другой потрясающий мир, в котором с одной стороны те, кто не прав, обманывает и обижает людей, ведут себя неправильно по жизни – каждый из них получает какое-то возмездие. А те кто действительно нуждаются в помощи, те кто страдает, то такие персонажи как Хозяйка медной горы, полоз, Огневушка Поскакушка – делают людей счастливыми. Это можно назвать царствием божьим. Самое интересное, что это сказки — народные. Павел Бажов ведь в Сысерти жил. Он ходил по заводам, собирал истории. Он описывал то, что видели люди. Он брал сказки у свидетелей. Я других подобных авторов не знаю, он единственный по моему мнению. Это надо быть каким человеком, чтобы взять вот так собраться, всю свою жизнь положить, время, деньги и пойти собирать сказания. Возможно, не раз ему говорили: «Тебе что заняться больше нечем?». Тем более он в такие времена тяжелые всё это делал. Это человек потрясающего склада ума. Читаешь его сказки и порой даже мурашки по коже идут: так они реалистично написаны. Он удивительный человек. Я считаю нам уральцам повезло, что есть такой человек, этим надо пользоваться: на этих вещах надо воспитывать себя и наших детей. Ведь сегодня наши дети воспитываются на лжесупергероях: у одного рука большая, у другого лицо железное… и вот он побеждает всех. Это ерунда. Потому что мы не видим, как эти супергерои стали такими. В сказках видно: главный герой страдает, его могут даже убить, разрубить, его собирают, поливают мертвой водой, потом живой. Он оживает, он становится другим. Он начинает слышать животных, начинает понимать мир. А там никто ничего не понимает, супергероями становятся все. Ребенок посмотрел, у него это отложилось и он хочет таким же стать. А по жизни то он встречается с трудностями и у него нет примеров как их правильно переживать. Мама с папой работают целыми днями. Как быть? Где взять примеры? Кто скажет? А предложишь им сказки почитать, они говорят: «Фууу! Еще я сказки не читал!». «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок». На этих вещах обязательно надо воспитывать. Тем более это наши предки, это наши ценности. Пусть ученые разбираются: что описывал в своих сказах Бажов. Но нам уже сейчас нужно брать и на этих вещах проводить воспитание, формирование и развитие личности.

Вы видите какие-то символы в сказках Бажова?

— Конечно. Там то же самое: все герои испытания проходят. У Бажова обязательно не один, а два героя: два мальчика, два работника, муж с женой, внучка с дедушкой… — всегда много персонажей. И либо кто-то из персонажей уходит в теневые состояния – в отрицательные: корысть появляется, он стал богатым, начал подниматься благодаря тому, что открылась жила камня. А другой герой наоборот собирает потихонечку не показывает. И в конце он обогащается благодаря главной героине или герою полозу. По сути алгоритм тот, который и должен быть у сказки. Человек не с супервозможностями, а обычный человек — среднестатистический труженик. Там нет этих супер…и мне этим нравились всегда сказки Бажова. Всем им надо развиваться, становится лучше. Ведь главные герои сказов Бажова не ждут, что вот придет хозяйка медной горы и корону им оденет на голову. Нет. Они уходят с головой в работу. Главный герой влюбляется в работу, она влюбляется вроде бы в него. Потом вообще появляется девочка и всё заканчивается в Санкт Петербурге. Такой разворот мощный! Читаешь и просто поражаешься! Оказывается такие возможности открываются перед простым человеком, который просто начинает прислушиваться к себе, присматриваться, просто работает. Главный герой решается испытать себя, пробует сделать рискованный шаг. Он решил не просто что-то поменять, а решил последовать какому-то внутреннему голосу, послушать себя – и у него получается. Мир который описывает Бажов, идет к нему навстречу, он ему открывается. Т.е. ты сделал шаг и мы тоже к тебе идём навстречу.

Кроме того Павел Бажов дарит нам в своих сказках природу камней, природу драгоценностей – такая уральская тема. Где еще мы можем увидеть такую связь с драгоценными камнями? Золото — это корысть. Бажов же описывает драгоценные камни с которыми связана духовность, человеческие ценности, уважение, почитание. Малахит я думаю символизирует собой честность, правдивость. Сегодня многие думают, что надел на себя побольше драгоценностей, значит ты сам стал ценным. Да с чего? Кого награждали ценностями в сказках? Тех, кто заслужил, тех кто прошел какие-то испытания. Внутреннее состояние, которое получает человек после испытания — награда. В сказках прослеживается прямая связь между драгоценными камнями и внутренними ценностями. Бажов эту связь нам показал. Павел Бажов через свои сказки нам говорит: если ты носишь эту вещь, ты должен ей соответствовать. И не надо много. Вы посмотрите все, кто хотел много у Бажова в сказках, они кто во что превратились. Автор показал нам, что у человека должно быть чувство меры.

Пожелание красноуфимцам.

— Смысл всех сказок, смысл творчества Павла Бажова, того мира который он открывает в своих сказках, смысл там только один — чтобы все люди были счастливы. Сказки нам показывают, что жизнь человеку дана, чтобы он стал счастливым. Одним словом, чтобы в человеке всегда жили прекрасные, сильнейшие качества такие как вера, надежда и любовь. Я желаю это всем красноуфимцам и всем читателям сказок.

Поделиться

9 комментариев

  1. ЭтоУрал
    +26
    -1
    Rating: +25. From 27 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Сергей Петрович умнейший и замечательный человек!!! Здоровья ему и его семье!!!

    Ответить
  2. житель
    +12
    -1
    Rating: +11. From 13 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Очень хорошая статья,правильная… Сергей Петрович правильные слова говорит: вера,надежда,любовь-главное….

    Ответить
  3. Нерелигиозный
    +13
    -2
    Rating: +11. From 15 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Единственный на мой взгляд служитель культа, которого вполне естественно могу назвать Батюшкой, остальные для меня просто попы, олицетворяющие персонаж из сказки Пушкина.

    Ответить
  4. Местный
    +7
    -4
    Rating: +3. From 11 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Сергей Петрович,может и неплохой батюшка, но статья мутная. Столько ошибок, непонятных и ненужных повторов. Умнее точно никто не станет после её прочтения.

    Ответить
  5. Читатель
    +10
    -1
    Rating: +9. From 11 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Сергей Петрович дай Вам Бог здоровья! И всег благ Вашей семье!

    Ответить
  6. +6
    -14
    Rating: -8. From 20 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Неприятные впечатления остались после отпевания родственницы, неподобающим образом ведет он себя иногда, прости меня, Господи!

    Ответить
    • Знакомый её
      +3
      -7
      Rating: -4. From 10 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Очень с Вами согласна. К сожалению. Да прости меня Господи.
      Один единственный раз была в этой церкви на Пасху. И точно последний…

      Ответить
  7. 0
    -1
    Rating: -1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Греческая религия захватывает Русь по новому после 1917г. Тока поляков романовых не хватает, хотя!!

    Ответить
  8. Слушатель
    0
    -1
    Rating: -1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    «…вызвали бригаду психбольных»-веселая сказка.

    Ответить

Ответ на Читатель Не отвечать

На сайте используются cookie. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия.