Новости, Новости с фото
Жительница села Юва Красноуфимского округа устроила в своём доме музей марийского костюма
Жительница села Юва Красноуфимского округа Роза Андреева устроила в своём доме настоящий музей марийского костюма. А ещё хозяева умеют выращивать помидоры так, что они плодоносят почти полгода. Для этого в теплицах ставят особые печки, растения обильно удобряют золой, которую берут… в лесу.
Конопляная рубаха
Роза и Яков Андреевы встретили нас у своего дома в народных костюмах: она – в марийском, он – в удмуртском, в соответствии с национальностью каждого из супругов. Оба шила сама хозяйка, она же собрала у себя целую коллекцию марийских костюмов. Домашний музей устроен на холодной веранде. Этот большой пристрой к дому Андреевы специально освободили под коллекцию национальных костюмов и утвари.
– Есть такое изречение: народ, не помнящий прошлого, не имеет будущего. Выйдя на пенсию, я занялась марийской одеждой – коллекционирую, старую реставрирую, а потом показываю односельчанам, – говорит Роза Андреева.
На полу веранды – коврики-самовязки и домотканые половики, у стены на стойке – длинный ряд вешалок с одеждой, отдельно выставлены образцы марийской вышивки, женские нагрудники с монетами и очень много кукол. Многие из них самодельные и тоже в национальных костюмах, в том числе имитирующих старинные. До 30-х годов прошлого века марийцы сами выделывали лён, выбеливали его золой и шили из такого холста женские костюмы. Таких, по словам Розы Ярмиевны, в Юве не сохранилось. В её коллекции более поздние, но все – настоящие. На каждом висит бирка, на ней год, имя и фамилия владелицы. Есть костюмы 50–60-х годов прошлого века. Они очень красивые: с плетением из бисера, вышивкой, монетами на нагруднике, так называемой яге.
У Якова и Розы Андреевых – три дочери и шестеро внуков. Эта коллекция не только для них. Теперь сюда ходят на экскурсию школьные классы, приезжают из Красноуфимска. Порой происходят удивительные сцены, когда нынешние школьницы узнают по биркам, что в этих платьях когда-то ходили их… бабушки и прабабушки. Доходит до слёз, ведь дома-то у них уже ничего не сохранилось. Можно встретить здесь и вовсе невероятные вещи. Например, так называемый мыжер, или демисезонную женскую одежду, сшитую из шерстяного сукна. Такие носили местные модницы в 50-х годах прошлого века. А мужчины щеголяли тогда в рубахах из… конопляного холста.
– Сама рубаха конопляная, а рукава – льняные, крашеные ивовой корой, – показывает нам хозяйка такую раритетную рубашку из своей коллекции.
Секреты раннего урожая
С льняной лужайки начинается и огород Андреевых, выращивают это растение ради необыкновенных голубых цветков. Период цветения у многолетнего льна сильно растянут, и каждый цветок радует красками лишь один день, а потом увядает. Из стеблей льна Роза Ярмиевна делает своим куклам пояски. Выращивает и десятки других цветов, но главным своим огородным достижением считает то, как научились выращивать помидоры и прочие тепличные овощи… Не поверите, но первые огурцы здесь начинают снимать в конце апреля, а лакомиться спелыми томатами – в первой декаде мая. Свои помидоры на столе здесь не переводятся по полгода. За ними к Андреевым приезжают аж из Екатеринбурга. При этом теплицы у них – самые простенькие, крытые старым, потемневшим от времени сотовым поликарбонатом.
– Мы начинаем топить теплицы в марте, рассаду сюда высаживаю в начале апреля, и уже на 9 Мая у нас на столе есть свои помидоры и огурцы, – рассказывает хозяйка.
Для этого помидоры на рассаду она сеет в самом начале февраля, берёт семена крупноплодных сортов, такие как Бычье сердце, Чёрный принц, Алтайские купола.
– В апреле солнце не такое яркое, как летом, поэтому первые плоды очень долго не краснеют, – жалуется она.
Но в апреле у нас мало и тепла. Как же удаётся в весенних теплицах получать в столь ранние сроки урожай? Весь секрет – в отоплении. Супруг хозяйки, Яков Иванович, смастерил печи особой конструкции, которые работают на дровах. Топят их сырыми берёзовыми чурками, одной закладки хватает почти на всю ночь.
– Весь секрет в поддувале, его открытие у меня регулируется специальной втулкой и вставленной в него заглушкой: сильно вынешь заглушку – дрова быстрее прогорят, утопишь глубже – начинают еле-еле тлеть, – рассказывает Яков Андреев.
На другой секрет высоких урожаев этого семейства я невольно наткнулся, проходя мимо хозяйского сарая: его стена была плотно заставлена многочисленными баками с крышками. Оказалось, что в них хранят золу.
– В каждую лунку при посадке её кладём, ещё и перегной добавляем. От этого и картошка получается крупной, и помидоры лучше зреют, – поясняет хозяин.
– Где столько золы берёте, дровяные печи столько не дадут? – удивляюсь этому изобилию.
Оказалось, что золу здесь собирают во время заготовки дров в лесу: ветки при этом не оставляют гнить, как это часто бывает, а сжигают. Такое бережное отношение к лесу – национальная черта марийцев.
Подписывайтесь в Телеграм
Какая Вы молодец! не только сохраняете язык, культуру своей нации, но и рассказываете об этом подрастающему поколению и всем, кто заинтересован в истории културы нации! Спасибо Вам!
Култура-мукаллатура.