Новости

Урочище и пристань Кызыл яр

В до-русский период, со времен Башкирии в составе Золотой Орды сохранилось деление ее на четыре части: Казанскую, Осинскую, Ногайскую и Сибирскую дороги. Слово «дорога»,  восходит к татарскому «daruga», что означает сборщик налогов, или район, обложенный данью.

Территория Уфимской провинции по-прежнему делилась на четыре «даруги» или  дороги: с севера – Осинская, с запада – Казанская  с юга – Ногайская, с востока – Сибирская. Территория каждой дороги делилась на волости и аймаки.

Башкиры назвали местность Кызыл яр, в переводе на русский стало Красный Яр. Башкирцы братья Юсупкул Апасев, Иликей Бекбаев, Мостафа Азмяков были вотченниками (владельцы, собственники) Кызыл Яра.  В вотчине они не сидели, бывали и в Уфимской провинциальной канцелярии, где получали, надо полагать, юридические познания. Кроме прочего, они пахали пашню, выращивали хлеб(зерно) и сплавлялив город Уфу. На Кызыл яре была пристань. Нашла документы, датированные 1715г. и 1717г. Друг от друга были в материальной зависимости, иначе бы эти документы не составляли.

Наталья Волкова, свободный исследователь.

Урочище  и  пристань  Кызыл  яр

Подрядная запись  23 сентября 1715г.  Город Уфа. 

Уфимского уезда, Сибирской дороги, Сызгинской волости башкирец Иликей Бекбаев получил от порутчика уфимских иноземцев Михайло Гавриловича Жукова деньги 70 рублей. За взятые деньги Иликей Бекбаев подрядился доставить Жукову в 1716г. на Петров день и Павлов «350 четвертух ржи сухой доброй в таможенную базарную меру», на пристань под город Уфу в своих стругах и самому выгружать, и уплатить таможенную пошлину в казну великого государя. А если в назначенный срок хлеб не доставит, или поставит не сухой и не добрый, то Иликей Бекбаев или его порутчики должны вернуть  Жукову денег 100 рублей (надо полагать, поручители-прим.).

Порутчики:

  • Осинской дороги  деревни Исенбаевы татарин Мостафа Исенгулов.
  • Сибирской дороги Кущинской волости башкирец Бекбай Беккулов.
  • Сибирской дороги Кущинской волости башкирец Чювашай Беккулов.
  • Сибирской дороги  Унларской волости башкирец Тойбахта Мятыев.
  • Сибирской дороги Сызгинской волости башкирец Мостафа Азмяков.
  • Сибирской дороги Сызгинской волости башкирец Канмурза Сарбаев.
  • Толмачил Петр Куклин (Петр Куклин переводчик).

Свидетели: Яков Жулебин, Иван Друецкой, Андрей Пешков, Иван Киржацков, Василей Ногаев (надо полагать, что порутчик Михайло Гаврилович Жуков, есть поручитель уфимских иноземцев этого списка свидетелей. Русские в Башкирии —  иноземцы.)

Пошлина «с сей записи» 2 рубля, за письмо 5 алтын, за 2 лишние страницы гривна.

(Теперь героев документа 23 сентября 1715г.  Иликея Бекбаева и Мостафу Азмякова  встречаем на Кызыл яре-прим.)

Карта Уфимской провинции (Башкирии) середины XVIII столетия. Красная пунктирная линия показывает деление на «daruga»-даруги или дороги. 1 Осинскую 2 Казанскую  3 Сибирскую 4 Ногайскую.  На Сибирской дороге, Уфимской провинции : Красноуфимская крепость, Сызги, Абдулино.

Запись  19 сентября 1715г.  Город Уфа. 

Башкирец Уфимского уезда Сибирской дороги, Сызгинской волости Юсупкул Апасев припустил поселиться двором в свой повыток своей вотчины башкирца Уфимского уезда Осинской дороги, Гайнинской волости Игимбая Егитеева. Пашню пахать, сено косить, зверя ловить, хмель щипать, бобров побивать, в озерах и в Уфе рыбу ловить, бревна рубить, лубья снимать и в лесу борти делать (борти делать, т.е. заниматься пчеловодством-прим.).

 «А межи той моей вотчине»:  пониже Красного яра из реки Уфы вышла рытвина — с рытвины на Кунгурскую проезжую дорогу — по дороге на каменный овраг — по каменному оврагу по правую сторону через арку по левую сторону возле сосняка — на средний колок по левую сторону — на степь на 3 березы, на средней березе грань смежная с вотчиной кунгурских татар — на Караульную гору, на горе на березе грань смежная с вотчиной кунгурских татар — с грани на черный колок в овраге на березе грань — с грани по оврагу правая сторона наша, Юсупкулова с братьями, по болоту на Везовой исток — с истока на сосну по верхней стороне аремы  — от сосны прямо через реку Уфу на Березовый мыс — с мыса по арке на вершину Барсучьего оврага — по Барсучьему оврагу на большое болото — по болоту правая сторона с сосняком наша,  Юсупкулова с братьями —  болото пришло к Кунгурской большой дороге — по дороге на правой стороне сосна — от сосны по той дороге на реку Уфу ниже аремы — с конца дороги по Уфе на Красноярскую рытвину.

( Красный яр, река Уфа, Кунгурская проезжая дорога,  Караульная гора, Кунгурская большая дорога, Красноярская  рытвина. Но вот овраги, колки, болота, березы, сосняки, грани, мыс, арема, кунгурские татары. Что-то понятно, а что-то понятно, что не понятно-прим.)

И поселиться (Игимбаю) двором.  Юсупкул Апасев владел вотчиной с братьями башкирцами Иликеем Бекбаевым и Мостафой Азмяковым. Иликею и Мостафе против Игимбая припустить поселиться по одному двору безоброчно (от «оброк», надо понимать, без какой-то платы-прим.).  А если впредь, какие другие припущенники будут, с них оброк брать и делить по третям (надо понимать, на троих-прим.). Припущенникам Иликея и Мостафы пашню пахать, сено косить, зверя ловить, хмель щипать, бобров побивать, в озерах и в Уфе рыбу ловить, бревна рубить, лубья снимать. А борти делать Игимбаю, Иликею и Мостафе в равенстве, а посторонних людей борти делать никого не припускать (это о пчеловодстве-прим.).

А с той вотчины платить ясак  Игимбаю, Иликею и Мостафе «5 куниц по третям». Всякие службы служить,  подводы гонять и  всякие подати Игимбаю, Иликею и Мостафе в равенстве.

Игимбаю жить и владеть вотчиной вечно  с моими братьями Иликеем и Мостафой. Игимбая, его жену и его детей с вотчины не высылать, не обижать и Юсупкулу Игимбая «от всяких вступщиков очищать». А если Юсупкул или братья и дети станут Игимбая из вотчины высылать, то Игимбаю взять с Юсупкула, или его жены, или с его детей неустойку денег 30 рублей. А если Игимбай в вотчине жить не захочет или подати и ясак платить и подводы гонять не станет, то Юсупкулу взять с Игимбая неустойку денег 30 рублей. А если Игимбай, сверх этой вотчины, станет в другие наши вотчины ходить и насильства чинить, нам взять с Игимбая заряд (надо полагать, за каждый такой проступок)  30 рублей денег.

«А ся запись и впредь в запись»

К записи Юсупкул Апасев свою тамгу приложил (тамга — личная печать, вместо подписи-прим.).

К записи Игимбай Егитеев свою тамгу приложил.

Толмачил Петр Куклин.

5 июля 1717г. Игимбай и Юсупкул составляют новую запись, потому что  Игимбай  подселяет к себе родных  братьев.

Город Уфа.  Запись  5 июля 1717г. 

Прежнюю запись, которую дал «в семьсот пятом на десять году» (т.е. в 1715г.)  Игимбаю отдать Юсупкулу назад и впредь по ней не спорить.

Юсупкул Апасев владел вотчиной с братьями башкирцами Иликеем Бекбаевым и Мостафой Азмяковым.  В свой повыток своей вотчины Уфимского уезда, Сибирской дороги, Сызгинской волости башкирец Юсупкул Апасев припустил поселиться двором Уфимского уезда Осинской дороги, Гайнинской волости башкирца Игимбая Егитеева с его родными братьями Енысом, Юсупом, Тюгушем Егитеевыми. Пашню пахать, сено косить, зверя ловить, хмель щипать, бобров побивать, в озерах и в Уфе рыбу ловить, бревна рубить, лубья снимать.  В лесу борти делать в третьем жеребью всем четверым (как в договоре 1715г. так и в договоре 1717г. у Игимбая третья часть, хотя их теперь четверо-прим.). А с той вотчины платить ясак  Игимбаю с братьями, Иликею и Мостафе «5 куниц по третям». Всякие службы служить,  подводы гонять и  всякие подати Игимбаю с братьями, Иликею и Мостафе в равенстве. Игимбаю с братьями с припущенников Иликея и Мостафы оброк не спрашивать (в договоре 1715г. оброк с припущенников делить по третям-прим.).

Описание границ вотчины без изменений. По неустойке изменений нет.

В договоре 1715г. было: а если Игимбай, сверх этой вотчины, станет в другие наши вотчины ходить и насильства чинить, нам взять с Игимбая заряд (надо полагать, за каждый такой проступок-прим.) неустойку денег 30 рублей. В этом пункте договор 1717г. ужесточен:  а если Игимбай с братьями, хоть малый поступок, хоть один из них, сверх этой вотчины, станет в Иликеевы и Мостафины вотчины ходить и насильства чинить, взять с Игимбая неустойку заряд денег 30 рублей, и впредь в вотчине не жить и вон выехать из вотчины, и запись отдать назад Юсупкулу.

Город Уфа. Запись 25 июня 1717г.

Уфимского уезда Сибирской дороги деревни Чибулды черемисин (мариец) Башибек Федоров взял у башкирца Сибирской дороги Сызгинской волости Иликея Бекбаева денег 10 рублей. До расплаты Башибеку жить у Иликея и на его вотчинной земле пашню пахать и хлеб сеять «по осьми загонов на год, в том числе 4 загона ржи, 2 овса, 2 ячменя» семенами Иликевыми. Семенной и прибылой хлеб молотить и делить пополам.  Башибек от Иликея уйдет, когда деньги заплатит. А если Башибек до расплаты своим упрямством устроит в пашне остановку и против «сей» записи чего не запашет и не посеет, то за неустойку Илекею взять у Башибека денег 20 рублей.

Толмачил Яков Ногаев.

Эти документы можно прочитать в подлиннике: Уфимская провинциальная канцелярия, дело №42.  Записные книги города  Уфы,  1715,1717гг..

Поделиться

12 комментариев

  1. +9
    -18
    Rating: -9. From 27 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Если честно, ни слова не понял… Это о чем и для кого пишут?

    Ответить
    • +3
      -14
      Rating: -11. From 17 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      это о том, что один не умный человек (бабушка в маразме) решил подменить собой весь наш музей..

      Ответить
      • Местный
        0
        -1
        Rating: -1. From 1 vote.
        You have not voted yet.
        Please wait...

        когда в музее последний раз то был?

        Ответить
  2. +27
    -8
    Rating: +19. From 35 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Автор нам рассказывает ссылаясь на архивные документы об истории нашего города. Многое из истории забыто, а порой умышлено умалчивается. Коренные жители вычеркнуты как народ и ни где не вспоминаются. Историю пишут от времён заселения казаков. Ранний период не учитывают. Восстания башкирцев за отнятые у них земли считают воровскими набегами итд. В ХМАО и в ЯНАО к истории коренных жителей относятся с уважением. Автор наверное рядом своих статей хочет восстановить историческую справедливость.

    Ответить
    • ДЛОрдло
      +4
      -2
      Rating: +2. From 6 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      У автора бесспорно добрые намерения, но было бы неплохо, чтобы кроме намерений, он бы еще обладал и элементарной логикой и умением излагать свои мысли, а то кажется, что у него каша в голове.

      Ответить
  3. +11
    -19
    Rating: -8. From 30 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    …»Восстания башкирцев …» — это круто Башкирцевы отзовитесь — кто из вас принимал участие. а так — восстание башкир — улица САЛАВАТА ЮЛАЕВА в горняке (память).

    Ответить
  4. +8
    -16
    Rating: -8. From 24 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    «…Толмачил Яков…»-у башкир еврейские имена? не в обиду…

    Ответить
    • 0
      0
      No votes yet.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      может Якуп? или Якуб?

      Ответить
  5. +6
    -22
    Rating: -16. From 28 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    волкова — ты (не могу писать иначе то что на ты) не местная — решила разжигать рознь — статья!!!

    Ответить
  6. Чингизид
    +4
    -1
    Rating: +3. From 5 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Восстания были и часто, тебе не расскажут, поверь. Здесь были броды через реку, дорога шла на НижнеИргинск к тому времени уже существовавший и далее на Кунгур. Поэтому здесь и поставили крепостцу, от башкирских набегов. Ранее это все описывалось в книгах, но «стабильность » вносит свои коррективы, ты 1 вообще слышал что, в Европе от Рейна до Вислы жили славяне? Ну а еврейские имена, не забывай что тогда интернета не было, а раз уж эти люди знали язык, то они и переводили, хотя думаю переводили они для башкир… , т. к. большая часть дворян свободно изъяснялась по-татарски…

    Ответить
  7. +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Что было, того уже нет, не ссортесь, горячие красноуфимские парни. Жду статью физика-ядерщика по Зюрзе на английском, перевода, как и здесь, не надо

    Ответить
  8. 0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Хорошо, что у красноуфимцев с юмором всё в порядке!

    Ответить

Ответ на ДЛОрдло Не отвечать

На сайте используются cookie. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия.