Новости

В Красноуфимском Райпо

6 ноября депутат Законодательного собрания Свердловской области Альберт Абзалов, при участии главы муниципального образования Красноуфимский округ Олега Ряписова, встретился с коллективом Красноуфимского районного потребительского общества.

Справочно: Красноуфимское Райпо организовано в 1934 году. Среднесписочная численность работников – 307 чел.

63 магазинов обслуживают 48 населенных пунктов МО Красноуфимский округ.

После обмена мнениями по проблемным вопросам развития произ­водства и торговли на селе, перспективам развития потребительской кооперации в муниципальном образовании, Альберт Феликсович вручил Почетные грамоты Законодательного Собрания:

— Сивинских Анне Александровне, бухгалтеру ООО «Саранинский хлеб за большой вклад в обеспечение деятельности предприятия;

— Дунаевой Ирине Григорьевне, директору Нижнеиргинского филиала Красноуфимского райПО, за большой вклад в развитие потребительской кооперации в Муниципальном образовании Красноуфимский округ;

— Андреевой Розе Ярмиевне, пенсионеру, за активную общественную деятельность в Муниципальном образовании Красноуфимский округ.

***

На этом месте можно бы было поставить точку. У нас бы получилась нормальная, но сухая новость в стиле «что, где, когда».

А как же о том, в каких условиях приходится работать и добиваться результатов коллективу райпо? И, о том, что это такое: «проблемные вопросы развития произ­водства и торговли на селе»?

***

Закон “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Однако это вовсе не означает, что настоящее и будущее потребительской кооперации безоблачно, поскольку в реальной жизни порой наблюдается обратное.

За годы своего существования Красноуфимскому Райпо, впрочем, как и всем потребительским обществам, пришлось пройти через то и дело возникающие серьезные трудности и преграды.

В начале 1990-х годов так называемые младореформаторы, по сути, вели борьбу с потребительской кооперацией и чуть ее не ликвидировали.

В 1998 г. организации потребительской кооперации понесли огромные потери от дефолта.

В последнее время потребительская кооперация лишилась и некоторых налоговых льгот. Ежегодные платежи ее организаций в бюджет составляют миллиарды рублей, налоговые платежи, например,  Красноуфимского Райпо за 2019 г. составили 8 780 тыс. руб. По мнению руководителей и пайщиков потреб общества, неправильная фискальная политика по отношению к потребительской кооперации способна ее погубить.

***

Райпо в тридцатых годах – в момент своего образования и в нынешние двадцатые — это две, как принято говорить, большие разницы.

Райпо пришлось постигать все новшества и «прелести» рынка, чтобы оставаться «на плаву» в сельской торговле. Вот некоторые из проблем райпо, которые и сегодня лежат на поверхности и видны даже неспециалистам.

Как мы еще помним, раньше сельхозпроизводители сбывали излишки зерна, домашней мясной продукции, картошки, ягод, яблок и прочего хозяйства через потребкооперацию. А сейчас же полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.

Или, например, если раньше магазины сельпо, райпо были единственными на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас в больших населенных пунктах – их в избытке, чуть ли ни один магазин на 10 человек.

Если в малочисленных населенных пунктах свою убыточную торговую точку коммерсант закроет непременно, в составе райпо такие точки продолжают работать, что говорит о социальной направленности.

***

Как известно, учреждения торговли относятся к разряду коммерческих организаций.

А потребительские общества – это общественные организации, работа которых направлена не на извлечение прибыли, а на удовлетворение нужд пайщиков.

Потребительские общества тоже занимаются предпринимательской деятельностью. Однако  предпринимательство осуществляется постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы потребительские общества.

Главная разница райпо от коммерческих образований в том, что цель предпринимательской деятельности потребительского общества – не нажива, не прибыль. А поскольку кооперативный бизнес все-таки приносит доход, он в данном случае используется в основном для хозяйственного укрепления потребительской кооперации. Обогащение пайщиков за счет дохода потребительского общества не предусмотрено его уставом и невозможно в силу ограниченного размера кооперативных выплат.

В этом, между прочим, обнаруживает себя нравственное начало кооперативной деятельности, одно из принципиальных ее отличий от обычного бизнеса.

Поделиться