Новости, Роспотребнадзор
Актуализирован порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей».
Начало действия документа — 1 июля 2021 г.
Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).
Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Предметом государственного контроля (надзора) является:
а) соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом следующих требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» применительно к объектам технического регулирования в том случае, если эти объекты являются предметом отношений с участием потребителя и установленные обязательные требования направлены на обеспечение соответствующих прав потребителя:
статьи 4, 5, пункта 1 статьи 7, статья 8 технического регламента Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011);
статьи 3, 5, 6, пункта 2 статьи 7, статья 8 технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011);
статьи 3 — 9, 12, 13 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011);
статьи 3, 4, 6, 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011);
пункты 9, 9.1 — 9.5 статьи 5, статьи 6 и 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011);
пункты 6, 8 статьи 5, статьи 8 и 12 технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011);
статьи 4 — 8 технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011);
пункты 29, 30 статьи 4, пункты 1 — 5 статьи 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011);
статьи 3, 5 — 9, 11 и 12 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011);
раздел 4, пункт 5.4 раздела 5, раздел 6 технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011);
статьи 5 — 9, часть 1 статьи 10, части 12 и 13 статьи 17, часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 21, статьи 23 и 39 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011);
положения технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011);
статьи 3, 4, 5, часть 4 статьи 8 технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011);
положения технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011);
статьи 4 — 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012);
пункт 10 статьи 4, статьи 6, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012);
главы 2 — 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012);
статьи 7 — 11 Технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012);
пункты 6, 10, 28, 30 — 36, абзацы второй и третий пункта 47, пункты 48 — 59, 69 — 96.1, 97, 111 — 114 технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013);
пункты 6 — 9, 11 — 19, 88, 89, 91, 104 — 126, 133, 147 — 149 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013);
разделы VII, XI технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014);
пункты 9 — 13, 33 — 36 технического регламента Евразийского экономического союза «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» (ТР ЕАЭС 037/2016);
пункты 5 — 7, 9, 11 — 13, 16 — 18, 20, 53, 54, 56, 67 — 78, 80, 99 — 102 технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016);
пункты 29 — 35, 67 — 70 технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017);
разделы III, V, VII, IX, X технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017);
положения Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию».
Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;
б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).
Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
меры стимулирования добросовестности;
объявление предостережения;
консультирование;
самообследование;
профилактический визит.
Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:
контрольная закупка;
мониторинговая закупка;
выборочный контроль;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить следующие контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом федеральным бюджетным учреждением, подведомственным контрольному (надзорному) органу, инспектору представляется соответствующий акт, по результатам рассмотрения которого принимается решение в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 412, которым было утверждено ранее применявшееся положение о надзоре утратило силу.
Подписывайтесь в Телеграм
А что нельзя было статью переделать доступной для понимания читателей?