Новости

Бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник»

В конце марта отмечается 80 лет со дня пуска красноуфимского бронепоезда. Декабрь грозного 1941 года. Самые критические дни для нашей Родины. Враг у стен Москвы. Все для фронта – все для победы!

Железнодорожники станции Красноуфимск взяли на себя обязательство в короткий срок построить для фронта бронепоезд. Для этой цели в ноябре 1941 года был создан штаб по строительству бронепоезда. Начальником строительства и техническим руководителем был назначен инженер паровозного депо Иван Петрович Шлычков; комиссаром – Ростислав Владимирович Бабичук – инструктор политотдела, эвакуируемый из Украины с г. Киева; комсомольским вожаком — Валентина Николаевна Южанина (Кретова). Она была ответственной за явку и очередность смен работников строительства бронепоезда, с чем справилась успешно.

Для строительства бронепоезда были привлечены: начальник паровозное депо И.В Будаев, как основной исполнитель строительства; начальник вагонное депо Александр Анатольевич Фомин; начальник дистанции пути Василий Митрофанович; Шмонин: начальник восстановительного поезда Афанасий Петрович Шпагин.

Начали с изучения проекта, подбора и подготовки паровоза серии ОВ №67-63, который прошел подъемочный ремонт. Эту работу с отличным качеством выполнили слесари цеха подъемочного ремонта П.А Лещев, И.Г Леонтьев, В.Д. Горбунов, Щитков, Гомзяков.

Так как вес паровоза, усиленного броней, значительно увеличивался, то были заменены типовые рессоры на усиленные, изготовленные в кузнице паровозного депо под руководством опытного мастера по горячей обработке металла и ручной ковке Старкова. Чтобы выполнить эту работу коллективы заготовительного и хозяйственного цехов переоборудовали кузнечный горн. Руководили этой работой мастера Кузнецов и Ведиянцев.

Для бронеплощадок были подобраны две двухосные железнодорожные платформы грузоподъемностью 20 тонн, которые были отремонтированы в вагонном депо с усилением ходовой части.

В декабре 1941 года начальник политотдела Красноуфимского отделения железной дороги т. П.К. Ящуков согласовал выезд И.П. Шлычкова в Свердловский Обком партии для решения вопроса поставки бронированного листа. С получением бронелиста началась кропотливая работа по бронированию паровоза и железнодорожных платформ.

Работы по строительству бронепоезда велась в две смены – круглые сутки. Работники сильно уставали, обед и ужин им приносили прямо к рабочим местам, спали не более четырех часов в сутки – тут же в депо. Домой и в столовую ходить было некогда.

В паровозном депо была организована основная группа по бронированию из 4-х человек: машинисты: П.А Калинин, И.И. Кадочников, котельщики: С.В Еремеев, В.Е Илюшкин. Они образовали основное ядро при бронировании паровоза и были постоянными исполнителями работ. Им в помощь выделялись сменщики.

Руководил монтажом, установкой каркасов и навеской брони котельный мастер П.А. Григорьев. Он следил за качеством обработки листовых деталей и подгонкой по месту установки.
Большой и не легкий труд перенесли руки многих рабочих, вот часть из них:

А.Я. Решетников – специалист по сварочным работам; И.И. Ханьжин – газоэлектросварщик;
М.Г. Попов, Л.Д., Шаньгин, В.Н Выборов– слесари по обеспечению надежности автотормозного оборудования;

Я.Г. Некрасов – моторист восстановительного поезда; А.Д. Ковинов – мастер автоматного цеха.
Большую помощь и заботу проявлял приемщик МПС Алексей Павлович Ларькин.

Начальник вагонного участка депо Александр Анатольевич Фомин организовал рабочее звено вагонников, которые с большой ответственностью трудились на монтаже бронеплощадок.

Начальник дистанции пути В.М. Шмонин организовал группу рабочих путейцев, которые оказывали помощь по транспортировке заготовок бронелистов для обработки в механический цех и обратно.
Начальник восстановительного поезда А.П. Шпагин обеспечивал выход всех работников восстановительного поезда на помощь строителям. Производил разметку и раскрой броневых листов и часто сам с резаком в руках принимал личное участие в резке бронелистов на заготовки.
Каркасы под бронелисты изготавливались из углеродистой стали размером 120Х120 и 100Х100 мм. Крепление осуществлялось электросваркой, болтами, которые изготовлялись в кузнечном и механическом цехах паровозного депо и мастерских дистанции пути. На тендере паровоза смонтировали площадку для размещения в ней зенитную установку. На каждой бронеплощадке имеется одна поворотная башня для установки артиллерийского орудия и по четыре гнезда для бортовых пулеметов.

Фото с картины красноуфимского художника С.В. Бурова. «Отправка бронепоезда «Красноуфимский железнодорожник» на фронт со ст. Красноуфимск в марте 1942 года»
Подготовил Виктор Кашин, хранитель музея Локомотивного лепо ст. Красноуфимск

И вот, в конце марта 1942 года покрашенный в светло-зеленый цвет, красивый и гордый с яркой надписью на борту «Красноуфимский железнодорожник» бронепоезд провожали десятки рабочих и жителей города Красноуфимск.

Бронепоезд покинул станционные пути…

Управление бронепоездом «Красноуфимский железнодорожник» коллектив депо поручил самым лучшим членам паровозного депо:

Петру Атремьевичу Калинину – старшему машинисту бронепоезда; Якову Григорьевичу Павлову – машинисту бронепоезда; Ивану Семеновичу Санникову и Александру Александровичу Тетюшеву – помощникам машиниста бронепоезда.

Они доставили бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник» на вагоноремонтный завод станции Канаш Чувашской АССР, где на него установили полностью все вооружение По завершению всех работ бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник» был отправлен в город Куйбышев (Самара), где формировался 34–й ОДБП (Отдельный Дивизион Бронепоездов).
За успешное выполнение задания правительства орденами и медалями СССР по Красноуфимскому отделению Казанской железной дороги правительство наградило:

за строительство бронепоезда «Красноуфимский железнодорожник» Орденом Ленина: Петра Артемьевича Калинина — машиниста паровозного депо Красноуфимск.

Орденом Трудового Красного Знамени: Николая Артемьевича Блаженкова — секретаря партбюро паровозного депо Красноуфимск;

Ивана Владимировича Будаева — начальника паровозного депо Красноуфимск; Николая Павловича Савенкова – машиниста-инструктора паровозного депо Красноуфимск; Александра Антоновича Фомина — начальника Красноуфимского вагонного участка.

Орденом «Знак Почета»: Якова Григорьевича Павлова — машиниста паровозного депо Красноуфимск; Василия Митрофановича Шмонина — начальника Красноуфимской дистанции пути; Петра Капитоновича Якушева -начальника политотдела Красноуфимского отделения.

Медалью «За трудовую доблесть»: Николая Федоровича Кретова — начальника сектора политотдела Красноуфимского отделения.

Медалью «За трудовое отличие»: Шпагина Афанасия Петровича — начальника восстановительного поезда станции Красноуфимск.

Группа участников строительства бронепоезда «Красноуфимский железнодорожник». Нижний ряд: Л.Д. Шаньгин, А Д. Ковинов — мастер автоматного цеха, А.П. Ларькин — приемщик МПС, И.П. Шлычков- технический руководитель строительства, П.А. Григорьев — мастер котельного цеха, руководитель монтажников, И.И. Шаньгин — слесарь автотормозного оборудования, В.Д. Горбунов – слесарь.
Верхний ряд: И.М. Некрасов, И.Г. Леонтьев — – слесари подъемочного ремонта, С.В. Еремеев, М.Г. Попов — слесарь автотормозного оборудования, Я.Г. Павлов — машинист бронепоезда, А.Я. Решетников — специалист по сварочным работам, С.А. Завьялов, А.С. Сысков.
Поделиться

6 комментариев

  1. Ток@рев,
    +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Я не понял. Эту картину выполнил Угринов Сергей, в прошлом году

    Ответить
  2. Олеся,
    +4
    0
    Rating: +4. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Отличная статья! История Красноуфимска.

    Ответить
  3. +9
    0
    Rating: +9. From 9 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Награды получили три машиниста и десять начальников , а те кто строил и жил в цехах пролетели за спасибо .

    Ответить
  4. Красноуфимск,
    +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Да стыдно и горько!!

    Ответить
  5. Житель села,
    +3
    0
    Rating: +3. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Интересно бы узнать судьбу дальгейшую этого бронепоезда.Может он и до сих пор где то сохранился?

    Ответить
    • Пенсионер,
      0
      0
      No votes yet.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Наберите в поиске » бронепоезд Красноуфимский железнодорожник». После войны утилизирован.

      Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий