Новости

Клад под березой

Бежит по асфальту рейсовый автобус Ачит — Красноуфимск, он никак не минует селений Александровское и Подгорная. Расстояние между конечными пунктами где-то двадцать вёрст будет, и есть время перекинуться парой слов с попутчиком.

Беседуют две старушки, вспоминают, что Александровское с Подгорной были когда-то помещичьим имением дворянского рода Голубцовых.

— Сад великолепный разбит был у господского дома,— слышу, заинтересовавшись сей беседой.

Далее льется рассказ одной из собеседниц, что где-то, уже два-три десятка лет назад приезжал в село Александровское один из потомков Голубцовых и долго ходил в задумчивости по запущенному саду. Как выяснили дотошные жители, отец его, уходя в 1919 году с отступающей белой армией, укрыл часть своих ценностей под одной из берез.

Но много времени минуло, пока смог его сын вернуться из далекого Харбина в бывшее родовое поместье своих предков.

После услышанного увлекла меня муза историй Клио аж в 1780 год, когда в Уфимской провинциальной канцелярии надворным советником и воеводой Пермской провинции Александром Федоровичем Голубцовым была совершена «купчая крепость» на землю, принадлежавшую башкирам Кущинской и Сартской волостей. С приобретением новой земли Голубцов выписывает сюда часть своих крестьян из Симбирской губернии и приступает к возведению имения.

Наследники были под стать своему предку-воеводе: Федор Александрович с 1807-го по 1810: год аж был министром финансов Российской империи, а брат его Иван — поручиком правителя Пермского наместничества в 1796—1799 годы.

Платон Иванович дослужился до генерал-майора, а сын его Владимир стал действительным статским советником и почетным мировым судьёй в нашем Красноуфимском уезде. Владимир Владимирович — из камер-пажей, корнет, ротмистр лейб-гвардии гусарского Его Величества полка и, как отец,— почетный мировой судья Красноуфимского уезда.

В августе 1852 года управляющий Александровского имения Осипов и конторщик Хомутинников представляют графине Екатерине Дмитриевне, вдове Платона Ивановича Голубцова, начальника Киевского института благородных девиц,— денег из дохода винодельческого завода «одну тысячу рублей серебром».

В Александровском имений Голубцовых находилась отличная библиотека, отмеченная современниками одной из значительных в Пермской губернии. Оформлен был и уголок старины, где заняла место часть кандалов в которые закован был некогда Борисом Годуновым дядя первого царя из династии Романовых — боярин Михаил Никитич Романов в своей Ныробской ссылке.

Ныне они — кандалы — хранятся в Красноуфимском краеведческом музее. Я держал их в руках, пересчитал звенья в цепи: их 22. Один ножной замок весит десять фунтов, а это более четырех килограммов! В музее хранится и часть книг из богатейшей библиотеки Голубцовых.

Сын Владимира Владимировича, также Владимир, в 1914 году издал книгу «Монеты Ольвии». Знал он толк в златесеребре, было что укрывать ему, когда отступал он в неизвестность с армией белого движения. Но это лишь предание.

Сведения же о Голубцовых получены мною на выставке «Духовное наследие Голубцовых — потомкам», развёрнутой в выставочном зале Красноуфимского краеведческого музея. Интереснейшие материалы о Голубцовых, в том числе коллекция собранных ими автографов великих людей России и Европы, хранится и в Государственном архиве Свердловской области: Российские дворяне были ведь не только «душегубы и угнетатели».

Поделиться

1 комментарий

  1. Так то оно так, но не совсем
    +2
    0
    Rating: +2. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    А сколько горя принёс этот Голубцов, бунтарь, прислужник белогвардейцев! Сколько загубил он народа в Ачите! Белогвардейский холуй сдал белым таких, как Кривозубова, Коренкина, Кусакина, Долина и многих, многих жителей замучили По его указке. Время такое было — ? Нет не время, а этот толстосум боялся за своё добро, деньги, золото награбленное, не за крестьян….

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий