Главные новости, Новости с видео

Секрет долголетия ветерана Ильи Трофимовича Коробейникова

Илья Коробейников, участник Великой Отечественной войны, которому в этом году исполнится 96 лет, не раз становился героем наших сюжетов. И это неслучайно: Илья Трофимович прожил очень интересную жизнь и, сохранив необыкновенную ясность ума, охотно делится своими воспоминаниями.

Накануне 80-летия окончания Сталинградской битвы ветерана навестили Екатерина Башкирцева и Виктория Волкова, сотрудницы администрации ГО Красноуфимск. Они от имени Главы города Михаила Конева поприветствовали Илью Трофимовича, принесли ему торт и сладости к чаю. А ветеран вместе со своей племянницей с радостью принял гостей.

Илья Коробейников и Екатерина Башкирцева

Такие люди, как Илья Трофимович, это живые свидетели истории. Им есть, что рассказать. И Илья Трофимович поведал о себе и о своей службе.

Он родился в деревне Шурышовка Красноуфимского района. Одно из первых воспоминаний — это судьба деда, которого в семье ласково и уважительно называли «тятенькой». Он был крепким хозяйственником, крестьянином, и с появлением первых колхозов его должны были раскулачить. В доме уже начались обыски. Чтобы избежать такой участи дед запряг лошадь и вместе с семьей убежал в Башкирию, где и прожил до смерти.

В школу Илья Трофимович пошел в возрасте восьми лет. Тогда в нее принимали детей именно с этого возраста. Как полагает ветеран, возможно, это было связано с тем, что школа находилась далеко, а гора, через которую приходилось идти, всегда недобро славилась своими ветрами. Однажды детей просто раздуло, и родители их искали.

Школа была семилетней. Но заканчивать седьмой класс Илья Трофимович не хотел — рвался на работу. К тому же в стране полыхала война. Еле уговорили получить образование. Сразу же после школы тринадцатилетний Илья Трофимович устроился в Сарану на завод. Работа была тяжелой для вечно голодного подростка — трудились в три смены. К тому же от дома до завода нужно было идти три километра только в одну сторону. Тогда мама похлопотала о переходе сына в обувную мастерскую, которая открылась в Шурышовке. Там труд был полегче — в одну смену, и идти было всего ничего.

А отец Ильи Трофимовича уже был на фронте. Беда тогда заглядывала в каждый дом. Илья Трофимович и его старшая сестра-погодка потеряли папу в 1942 году. Он погиб под Сталинградом. Ему было 37 лет.

Когда Илье Трофимовичу исполнилось 17, ему тоже пришла повестка. Это было в 1944 году. Когда прощались с мамой, оба плакали, обнявшись на перроне. Страшно представить, что чувствовала женщина, потерявшая мужа, провожая на войну сына!

Но судьба Ильи Трофимовича сложилась по-другому. Сначала его отправили в Челябинск для обучения в военно-авиационном училище. Там было два отделения: штурманов и стрелков-радистов. Илья Трофимович попал во второе. Закончил училище в 1945 году — после окончания войны, был направлен в Белоруссию, которая была вся разрушена. Зачислили в экипаж.

Самолеты были американскими — «В-25», поэтому пришлось учить английский язык, ведь все инструкции к радиооборудованию, стрелково-пушечному вооружению, локаторам и т.д., были написаны именно на нем.

Потом были восемь лет срочной службы с жесткой дисциплиной, «кнутом» в виде военного трибунала, без увольнений (даже с девушками не давали общаться). Да и быт отличался аскетизмом: двухъярусные деревянный нары, соломенные матрасы и подушки. К тому же были постоянные физические нагрузки, разгрузка вагонов с углем, работа в колхозах. Правда, питание стало хорошим, когда начались полеты.

После восьми лет службы товарищ уговорил Илью Трофимовича остаться еще на два года.

А потом молодой летчик вернулся в Красноуфимск, где встретил свою жену. После свадьбы из-за семейных проблем она уговорила Илью Трофимовича вновь вернуться в Белоруссию. Они поселились в городе Барановичи в Брестской области, жили сначала на частных квартирах, потом в бараках.

Илья Трофимович поступил на сверхсрочную службу в боевую часть, начал неплохо зарабатывать. В авиации прослужил 18 лет, что равняется 27 годам стажа (при этом срочная служба не учитывалась). На пенсию вышел в 35.

После увольнения работал в штабе гражданской обороны радистом, потом — на железной дороге. Трудился аккумуляторщиком, мастером участка, дежурным по дистанции.

Службу в авиации Илья Трофимович сравнивает с милицейской — она также и опасна, и трудна. Случалось всякое. Два раза ветеран попадал в серьезные аварии. В первый раз — еще в Челябинске во время вылета на военно-транспортном самолете. Курсанты тогда впервые видели самолет. Во время посадки подломилось колесо, и ребят по инерции откинуло в сторону кабины. Илья Трофимович отделался вывихом пальца.

Второй случай был уже на боевом самолете под Москвой. Там также подломилось колесо. В столицу пилоты прилетали для участия в парадах — 1 мая, 18 августа и 7 ноября. Со стороны такие парадные полеты выглядят красиво, но на самом деле — это тяжелый труд. Некоторым пилотам от напряжения бывало так жарко, что они даже снимали с себя майки.

Первый полет на боевом самолете тоже запомнился навсегда. Илье Трофимовичу было 18. Парень без опыта столкнулся с иностранным оборудованием и «завалил» связь с землей. После посадки получил в свой адрес много неласковых слов от командира эскадрильи (как говорит ветеран, летчики матерятся хорошо и пьют тоже неплохо). Но потом выяснилось, что градуировка шкалы приемника была сбита на 200 килогерц. А неопытный радист не догадался повернуть ручку. После этого техника разжаловали, а с Ильи Трофимовича вину сняли.

А еще были полеты на Северный полюс, на Сахалин, в Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Владивосток. Но не простые — к самолетам подвешивали бомбы, штурманы оттачивали навыки бомбардировки на полигонах. Илья Трофимович при них был радистом.

Однажды пришлось лететь над родным Красноуфимском, который проплыл под самолетом в рассветных лучах. На обратном пути около Свердловска отказал двигатель. Самолет сел в Кольцово. Илья Трофимович рвался во время починки уехать в любимый город, но не успел — двигатель заменили быстро.

Однажды самолет попал в сильную грозу. Авиаторы знают, что из нее, как правило, экипаж не выходит — разбивается. Но в этот раз летчикам повезло, хотя фюзеляж оплавился от молнии. Все говорили, что это — чудо.

Летали на выручку к другому экипажу, у которого ночью отказали приборы. К счастью, самолет удалось посадить на поле в каком-то колхозе. Едва не влетели в сельхозтехнику. Самолет подремонтировали, организовали взлетную полосу. Но экипаж, избежавший аварии, летел уже в качестве пассажиров. Это предусмотрено правилами — они и так натерпелись страха.

Участвовал Илья Трофимович и в прощупывании противовоздушной обороны недружественных государств. При этом экипаж нарушал нейтралитет. Специалисты записывали данные, создавали помехи с помощью фольги. Эти задания были очень опасными. Однажды даже случилась погоня — над Швецией экипаж преследовал истребитель.

Многих товарищей похоронил Илья Трофимович, порой самолеты разбивались у него на глазах. Лётчики покоятся на специальном кладбище в Барановичах.

Вот уже 22 года Илья Трофимович живет в Красноуфимске. Он все почти 60 лет, проведенных в Белоруссии, мечтал о малой родине. Но возвращение в Красноуфимск было печальным. Дело в том, что у жены ветерана обнаружили рак. Вскоре она умерла, завещав похоронить себя в Красноуфимске. Илья Трофимович после смерти жены продал квартиру в Барановичах и привез тело супруги сюда. 6 февраля ей исполнилось бы 93 года.

С тех пор ветеран живет один. В его квартире всегда чисто и уютно. Несмотря на перенесенный инсульт, он держится молодцом — никто и не даст ему его 95 лет.

Что касается секрета долголетия, то Илья Трофимович называет два фактора — хорошее питание после голодных подростковых лет (в юности весь рацион составляли триста граммов хлеба и картошка с огорода) и жизнь в удовольствие. Он говорит, что не отказывал себе ни в чем. Жалеет только о том, что у них с женой не было детей.

Молодежи Илья Трофимович рекомендует жить полной жизнью, делать то, что нравится, не прислушиваясь к чьим-то советам, но и не превышая своих физических возможностей.

И, конечно, самым важным является семья. Илья Трофимович с женой прожили почти 50 лет. А сейчас его окружают любящие родственники.

Поделиться

5 комментариев

  1. Земляк
    +8
    -2
    Rating: +6. From 10 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Крутой мужик, настоящий кержак! Живи долго, ветеран!

    Ответить
  2. Александр
    +1
    -1
    Rating: 0. From 2 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    ?

    Ответить
  3. +7
    -3
    Rating: +4. From 10 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Не понял где он воевал то? При чем тут ветеран войны?

    Ответить
  4. 0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Если у Ветерана подписана подпись о неразглашении в его коментарии лишнего то и не узнаете.

    Ответить
  5. Игорь.
    0
    -6
    Rating: -6. From 6 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Роман когда сам пройдешь войну тогда и будешь судить кто есть кто.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий