Новости

Хранительница истории

Когда Гашия Имановна Айсина появляется в редакции, она наполняет ее своей энергией, заглянет в каждый кабинет, со всеми переговорит, так ведь и есть о чем. Здесь уже свой человек.

Не приходит с пустыми руками: обязательно с заметкой о своих земляках, у кого юбилей, а то памятные даты – 9 Мая, 22 июня. А за кружкой чая расскажет интересные истории из жизни деревни. И подчас слушаешь, открыв рот. Сколько она знает семей в Озерках, биографии воинов Великой Отечественной, а какие факты!

Вот хотя бы об Габдельавале Мухутдинове. Габдельаваль воевал в Ленинграде, автоматчиком, защитником Ленинграда. Во время обстрела его завалило землей, откопала, но ноги спасти не смогли, хотя четыре раза делали операцию. Домой вернулся в сопровождении медсестры, которая сразу сказала, если не примите, увезу обратно. Все всколыхнулись, пообещав, что будут помогать. Габдельаваль на двух протезах работал в колхозе полевым охранником, умер в 1984 году. Награжден «Орденом Отечественной войны 1 степени», медалью за «Победу в Ленинграде».
И так о многих своих односельчанах.

Гашия Имановна – летописец своей деревни, хранительница ее истории. Пусть не все получается, как надо, не по-научному, зато в ее материалах, что она собирает, есть лицо каждого ее земляка, лицо деревни.

Начиналось все обыденно. Каждому из нас в какой-то момент хочется написать о своей семье, о своих корнях, рассказать и сохранить это для детей, внуков. Обычно это так и остается желанием, но Гашия — упорная, дочь своих родителей, на полдороге не остановилась.
Так появилась первая книга об отце.

Отец. Имам Гайнанович Гайнанов. Родился в 1921 году. В октябре 1940 года направили для прохождения службы на Дальний Восток, демобилизовался в ноябре 1946 ода.
В 1941 году маму, Афизалу Рамазанову, пятнадцатилетней девчонкой направили на торфопредприятие для заготовки торфобрикетов для военных заводов Нижнего Тагила. После войны они встретились и поженились. Уехали из деревни в Свердловск, на ВИЗ. Имам Гайнанович еще в армии стал коммунистом, поэтому в 1955 году его в числе 30 тысяч коммунистов направили на поднятие сельского хозяйства. Тридцатитысячник прибыл в новообразовавшийся колхоз имени Булганина, в который вошли деревни Сызги и Озерки.

Гашие, единственной дочери председателя колхоза, многое можно было позволить. Но она не любила выделяться. Обычно договаривались с подружками – сегодня идем в клуб все в черных туфлях и белых кофтах. И все одевались одинаково и так шли. Мама иногда выговаривала дочери, мол, могла бы и принарядиться. Зачем, недоумевала Гашия. Она купалась в любви родителей, самой главной роскоши ее жизни. Но работа по дому, которую делили в многодетных семьях на сестер и братьев, ложилась полностью на нее.

— Знаете, сколько воды приходилось на коромысле носить с речки в гору, — вспоминает Гашия. – У меня такие бицепсы были!

В школу ходила из Сызгов в Натальинск. Никого не боялась: осенью, зимой, весной – проторенная дорожка. Увлекалась спортом – лыжами, бегала, как лань. За успехи включили в сборную города и района. Их команда под руководством тренера Александра Бариева первые места не только в районе, но и области занимала. Потом поступила в кооперативный техникум. Отличницей никогда не была. Да и не это главное. Главные качества, за которые ее уважали и ценили – трудолюбие и ответственность.

В институт, как ни настаивал отец, не стала поступать, думала, как оставить одних родителей на целых пять лет?

Для нее примером всегда был отец. С ним девчонкой ездила по полям, видела, как отец разговаривает с сельчанами, с кем строго, с кем — по-доброму, как беспокоился о хозяйстве. Иной раз и свою зарплату тратил на нужды колхоза. И представители райкома приезжали с проверками, как встречал их, о чем разговаривал, все старалась сохранить в памяти Гашия.

Потом, когда задумала написать книгу об отце, решила надо писать о каждом, кто был в его жизни, о колхозниках, с которыми работал бок о бок. Тогда она и засела в архиве, перечитывая протоколы собраний колхоза имени Булганина, каждую фамилию записывала, повестки собраний, по каким вопросам обращались, какие выносили решения.

— А вот интерес к истории рода появился гораздо раньше. Еще в 60-е годы. Тогда бабушка, переехав из Башкирии, отдала мне жернова, самотканые национальные платья, строченные изделия, вышивки, треноги, казаны, вышитый ковер, — рассказывает Гашия Имамовна.

Вот так появились первые ее музейные экземпляры.

Замуж вышла за соседа Рафиса Нигаматовича Айсина. Три года он в Натальинскую школу ее сумку с учебниками носил, спортом вместе занимались. Их родители дружили, и выбор их был благословен и одобрен.

Оба сильные духом, трудолюбивые. Муж институт сельскохозяйственный закончил, потом директорские курсы. Куда партия направляла – туда и ехал, работал в Сызгах, Юве, Новом Селе, в Крылово. А Гашия рядом с ним, в торговле: товароведом, продавцом. До восьми часов на работе, а потом – дома, дети, хозяйство.

Как перестройка началась, Рафис Нигаматович в Тарко-Сале – это уже Приполярье — уехал вместе с семьей. Решение мужа не оспаривалось. Потом вернулись на родину – в Сызги. Всегда держали хозяйство: коровы, овечки, курицы, гуси. Сенокос, земляника – лучшие развлечения летом.
У кого ни спроси в деревни, каждый скажет – Айсины – трудяги!

Они и детей так воспитывали. Побыв единственной дочкой, Гашия мечтала о большой семье. И вот – родили пятерых: три дочери и двух сыновей. Сейчас у Гашии 6 внучек, два внука и три правнучки.
Не обошло и горе ее семью, потеряла дочь, после инсульта умер муж. Поддержка была — дети и ее интерес к жизни, стремление делать добро. Дети помогли с выпуском книги об отце, кстати, готовится второй том о земляках.

Сохранить историю в лицах – это дорогого стоит.

— Как-то попросила напечать материал школьницу, а она мне – что это у вас все про всех одинаково написано? Так ведь у всех все было одинаково, ответила ей – голод, холод, лапти, траву ели, похоронки получали, победителей встречали. Одна судьба на всех была, — рассуждает хранительница истории.

Когда начала создавать музей, собирала по домам старинные вещи, реликвии, а подчас приходилось что-то выкупать за свои деньги, все складывала в сарае. И компьютер освоила, чтобы сканировать фотографии, документы.

Собрала материал на 280 участников Великой отечественной войны. 1000 фотографий! Видеть ее с блокнотом шагающей по деревни – обычное дело. С ней останавливаются, разговаривают, вспоминают какие-то новые факты, приглашаю домой – фотографии посмотреть. Вдруг что-то для музея подойдет. Она участвует в выпусках районных альманахах. Председатель Сызгинского совета ветеранов, не пропускает значимые мероприятия, и в субботниках, и в митингах — в первых рядах.
А для музея, благодаря ходатайству краеведческого красноуфимского музея и начальнику Сызгинского территориального отдела Зиле Закиевне Бадертдиновой, алдминистрации рйона, нашлось помещение в деревне. Теперь Гашия Имамовна спокойна за экспонаты и документы.
О ней самой можно писать книгу, и, наверное, ее дети, внуки сделают это.

— Мое богатство – мои дети, я счастлива ими, — с гордостью говорит Гашия Имановна.

В юбилейный ее день рождения (23 июня) соберутся в ее просторном, уютном и красивом доме самые близкие люди, дети, будут звучать пожелания и тосты.

А внуки и внучки будут рядом с бабушкой, и просить, ну расскажи еще что-нибудь интересное. Покажет им древо жизни, что сама составила, накажет, что место там предостаточно, чтобы заполнить еще и вам.

Когда вы все успеваете? Задала вопрос Гашие Имамовне. И не удивилась ее ответу:

— Сплю мало, и все бегом делаю.

Вот так живет в Сызгах хранительница сельского музея, которая пишет историю села в лицах.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий

На сайте используются cookie. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия.