Новости
Создание народной милиции в городе Красноуфимске и ее деятельность в первые годы советской власти
В октябре 1920 года в Красноуфимске проходил шестой уездный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На съезде отмечалось, что милиция с мая по октябрь 1920 года работала неудовлетворительно, так как не было в штате специалистов.
Начальником уездной милиции 20 сентября был созван съезд районных начальников и старших милиционеров, целью которого было проинструктировать их в работе и указать задачи.
Кроме того, на съезде было решено организовать так называемую промышленную милицию, в функции которой входила бы охрана заводов, фабрик и складов.
Была предусмотрена и такая мера для улучшения работы милиции, как переброска милиционеров из района в район, так как милиция в основном местная, поэтому бездействует, считали на съезде.
Подотдел принудительных работ в Красноуфимске был организован 1 июня 1920 года. Главная задача этого отдела заключалась в том, чтобы правильнее и с большой пользой использовать труд заключенных. С 1 июня по октябрь 1920 года поступило мужчин – 154, женщин -17. Все осужденные на принудительные работы использовались упродкомом, райлескомом, земотделом, губсоюзом на транспорте, для заготовки дров в дом принудительного заключения, для других работ. Из заработанных арестованными денег 25 % внесено в народный банк (20.195 рублей 63 копейки).
В Красноуфимске отделение уголовного розыска отсутствовало и было оно создано, согласно распоряжения губернии, 10 сентября 1920 года[1]. Главным недостатком уголовного розыска было отсутствие специалистов, которые должны вести уголовные дела.
В январе 1921 года в городе и уезде, разбитых на 5 милицейских участков, числилось 202 милиционера, командный состав состоял из 12 человек[2]. В марте этого же года всего работающих в милиции было 269 человек, из них коммунистов было 89 человек[3].
С мая 1921 года начальником уголовного розыска был Иван Михайлович Парамонов[4]. В уголовном розыске работало уже 6 человек агентов уголовного розыска, 2 следователя[5].
Милицейских постов, как внутренних, так и наружных в уезде не было. Были лишь посты для охраны помещений, где содержались арестованные, таких помещений было 5: один в городе и 4 – в уезде.
Летом – осенью 1921 года преступность в форме разного рода хищений возрастала, что частично объяснялось неурожаем и нехваткой продовольствия. Угрозыск вел упорную борьбу с хищениями. За октябрь – ноябрь 1921 года зарегистрировано 99 уголовных дел, из них раскрыто было 53[6].
Для улучшения быта работников милиции им были отведены помещения для общежитий с соответствующим оборудованием, организованы портняжная и сапожная мастерские. Была создана контрольно – хозяйственная комиссия из 4-х милиционеров и одного человека из комсостава и комиссия по учету денежных сумм.
Коллективно было посеяно 5 десятин овса и 1 десятина картофеля, проводилась заготовка дров для всей милиции.
В конце июня 1921 года был организован политсекретариат, который вел культурно–просветительную работу среди милиционеров, и была открыта школа для ликвидации безграмотности.
22 августа при уездной милиции был создан особый резерв – 42 человека, а также еще 8 человек, которые передвигались верхом на лошадях. Большинство личного состава были коммунисты. Для работы по продналогу, этот отряд был передан в распоряжение уездного продовольственного комиссара[7].
А 29 августа был созван съезд начальников районов и политруков при участии представителей от уездного комитета, на котором обсуждались вопросы по проведению продналога и участие в нем милиции.
Во всех районах, определенных как милицейские участки, были организованы комячейки, в них проводились еженедельные собрания, митинги и собеседования на политические и экономические темы. В это время были открыты 2 библиотеки, одна изба – читальня и одна школа.
С начала 1922 года по май 1923 года занятия в Красноуфимской милиции не носили систематического и планомерного вида занятий. Причиной было: во-первых, слишком ограниченный штат уездной милиции и, во-вторых, использование постоянно милиционеров на боевых заданиях, например, на подавление развившегося в 1922 году бандитизма, возглавляемого известным в уезде бандитом Дрёминым. Поэтому не было возможности у милиции устраивать регулярные занятия с милиционерами и знакомить их с действующим законоположением. Занятия по ликвидации правовой неграмотности начались регулярно с 1 мая 1923 года, причем занятия велись совместно с комсоставом и рядовыми милиционерами. Занятия велись в форме лекций. Лекторы: помощник прокурора 4-го участка Власов, помощник начальника уездно-городской милиции Коркунов и помощник по политчасти Аристов[8].
На заседании 9-го общеуездного съезда Советов в декабре 1922 года было сказано, что агитатором управления милиции является управление уездно–городской рабоче–крестьянской милиции. Это управление было разделено на 5 отделений в зависимости от характера выполняемых функций: а) политсекретариат, б) строевое отделение, в) общее отделение, г) хозяйственное отделение, д) отделение уголовного розыска.
С ноября 1921 года по декабрь 1922 года были совершены следующие преступления:
· краж мелких – 811, раскрыто – 714;
· краж крупных – 141, раскрыто – 116;
· краж скота – 313, раскрыто – 205;
· грабежей простых – 63, раскрыто – 36;
· грабежей вооруженных – 15, раскрыто — 11;
· убийств – 157, раскрыто – 121;
· преступлений по должности – 38, раскрыто – 28;
· пожаров от поджога – 15, раскрыто – 8;
· других преступлений – 354, раскрыто – 237[9].
В уезде шла борьба с пьянством и кумышковарением, принимали самые решительные меры для борьбы с этим злом. В течение года было составлено на кумышковаров 213 протоколов, уничтожено 98 аппаратов, вылито 351 ведро бурды, 44 ведра и 6 бутылок самогона.
В этот период было обращено внимание на ликвидацию и вылавливание бандитов шайки Дрёмина, с этой целью командировались боевые отряды милиции, в результате чего большая часть банд Дрёмина во главе с его помощником Никифоровым была поймана.
В период НЭПа милицией было много сделано по пресечению злоупотреблений спекулянтов, как в городе, так и в уезде, путем тщательной проверки торговли по патентам, правильности работы весов, гирь. Милиция была точным проводником и исполнителем законов и распоряжений советской власти, не смотря на плохую материальную обеспеченность, что затрудняло работу.
На 9-ом уездном съезде Советов в декабре 1922 года, была принята резолюция «О борьбе с кумышковарением и пьянством». Не смотря на продовольственные затруднения и связанный с ними голод, самогоноварение в Красноуфимском уезде приняло в то время массовое явление. Поэтому для борьбы с этим злом Красноуфимский уездный съезд Советов предпринял меры борьбы.
К борьбе с пьянством и кумышковарением привлекалось все население уезда.
(продолжение следует)
[1] КФГАСО. ф.6, оп.1, д.56, л.5
[2] КФГАСО. ф.206, оп.1, д.12, л.5
[3] КФГАСО. ф.206, оп.1, д.10, л.15
[4] КФГАСО. ф.206, оп.1, д.13, л.4
[5] КФГАСО. ф.206, оп.1, д.12, л.40
[6] КФГАСО. ф.6, оп.1, д.111, л.111
[7] КФГАСО. ф.6, оп.1, д.112, л.84
[8] КФГАСО. ф.206, оп.1, д.27, л.185
[9] КФГАСО. ф.6, оп.1, д.186, л.68
Комментарии