Главные новости, Новости с видео, Новости с фото

В Красноуфимске открылся музей сохранения русской иконы

Идея создания подобного музея в нашем городе очень актуальная — Красноуфимская икона считается самостоятельным ответвлением Невьянской старообрядческой иконописи. Это — повод гордиться своими земляками. Причем не только предками, занимавшимися иконописью, но и современниками, которые сохраняют богатое наследие прошлого.

Наш земляк Николай Матолинец, которого горожане знают как руководителя Красноуфимского селекционного центра, при поддержке городской администрации и Екатеринбургской епархии открыл музей сохранения русской иконы. И 23 сентября состоялось его открытие.

Николай Матолинец на торжественном мероприятии рассказал о том, что музей не только выполняет свою прямую функцию, но и является памятью об отце Николая Николаевича, который давно вынашивал идею о создании такой организации.

Экспозиции находятся в помещении, которое находится во Дворце творчества со стороны ул. Интернациональной. Это тоже знаковый момент, ведь до революции здесь находился выставочный зал для ремесленников.

Николай Матолинец от души поблагодарил за поддержку Михаила Конева и его команду и благочинного протоиерея Андрея Иванкова, вручив памятные подарки.

На базе музея уже формируется команда неравнодушных людей, которая работала бы с экспонатами, например, в плане реставрации. Одним из таких специалистов является Алексей Ваулин. Он провел экскурсию по музею.

На первом этаже расположены образцы иконописи разных направлений. Например, яркая Борисовская икона, которая появилась после отмены крепостного права. Тогда художники Борисовской слободы остались без работы и были вынуждены организовать промысел. Икону поставили на поток. Она изготавливалась из самой дешевой ольховой доски (стружки использовались для копчения), реже — из липовой. Лик писал мастер, все остальное — подмастерья. Женщины изготавливали металлический оклад под золото. В год выпускалось до 2 миллионов икон.

У Борисовской иконы появилось и новое направление — Ставропольское. Отличалось большим реализмом в изображении людей.

В нашем музее хранится очень интересная икона кисти мастеров Палеха. Полное ее название «Всем скорбящим радость (с грошиками). Она является списком с оригинала (написана в 1889 году), история которого очень занимательная. Петр Первый заключил родную сестру в монастырь. Оттуда Софья с купцами отправила икону «Всем скорбящим радость» в Санкт-Петербург. По дороге мужчины, перевозившие реликвию, заблудились, причем в сильнейший мороз. Один из них, что был покрепче, взял икону и пошел наугад на мерцающий еле видный свет вдалеке. Говорят, что икона помогла ему, ведь свет шел от часовни, что стояла неподалеку от стеклянного завода. Путники спаслись и отогрелись, а икону было решено оставить в часовне.

В 1888 году из-за сильнейшей грозы часовня загорелась. Икона упала на кружку для подаяний, та разбилась, из нее выпали монеты. Из-за высокой температуры они прилипли к иконе, но не все, а только медные. Их обычно оставляли самые бедные прихожане. Икону нашли целой и практически невредимой, да еще и с прилипшими одиннадцатью грошиками. Никакой копоти на святыне не было — она, наоборот, как будто просветлела.

После такого чуда мастера разных направлений делали с нее списки. Художники Палеха тоже сделали копию, но непростую: на ней изображены и грошики, и небольшие повреждения, которые пожар нанес оригиналу.

Говорят, что копия тоже являла чудеса. В частности, больные, присутствующие на службе с этой иконой, исцелялись.

Также на первом этаже представлены церковные книги 18-19 веков.

В зале на втором этаже экспонируется Красноуфимская икона.

Основные ее отличия от других направлений — это строгое письмо, зеленые поля, мелкие облака. Вместо металлических окладов часто использовались вышитые бисером.

Иконы подразделялись на часовенные и темноликие. Размер, в основном, был пятничным — с ладонь. Доска для иконы находилась на сушке в течение 20 лет. Потом мастера выбирали на ней фрагменты, которые за этот долгий срок не покрылись трещинами, не были поедены насекомыми. Некоторые иконы создавались с ковчегами — специальными углублениями. Для того, чтобы краски оставались яркими, мастера покрывали свои творения олифой, в которую добавляли насекомых-древоедов.

К сожалению, не всегда удается определить автора — иконы не были подписными.

Что касается самого письма, то оно на уровне знаменитого Палеха. Например, если присмотреться к образу на иконе, можно заметить, что каждый волосок прорисован отдельно.

Иконы создавали мастера Колчины из Нижнеиргинска. На открытии музея присутствовала представительница их семьи Лариса Петровна.

Она рассказала о том, что первые Колчины пришли сюда в 1735 году — они упоминаются в списках раскольников Иргинского завода. Далее их след теряется и находится только через сто лет — на завод пришел работать Устин Колчин. Он открыл в селе две мастерские иконописания, занялся обучением. Мастерство перенял его сын Павел. Иконы писали до конца 19 века.

Через село шли торговые пути и иконы, написанные Колчиными, распространялись по всей России. Сейчас их находят и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Лариса Петровна сказала несколько слов и о бисере для окладов. По торговым путям в село его привозили китайские купцы.

Сын Павла Илларион и его потомки долго жили в нашем селе. Например, Фома Илларионович призывался оттуда на фронт.

Вторая семья — потомки Константина Колчина — также долго жила в селе (до 80-х годов прошлого века). И сейчас они часто навещают малую родину.

Николай Матолинец предложил изучить родословную семьи иконописцев и создать книгу о ней.

В музее есть еще одно интересное помещение — келья монаха-иконописца. В ней сотрудники организации попытались воссоздать быть с помощью предметов старины. Совсем скоро в ней появится статуя самого монаха.

Келью можно использовать и как фотозону.

Еще одно помещение будет использоваться для выставок и мастер-классов. Сейчас в нем уже экспонируются творения красноуфимской художницы Ольги Аршалуйсян. Есть здесь и необычная картина Николая Беспалого. На первый взгляд это — пейзаж. Но на самом деле — портрет. Художник изобразил себя и свою семью в виде берез.

В конце мероприятия Глава города сказал несколько слов о том, что нашей главной задачей является сохранение истории и культуры, наследия предков, веры. Открытие музея послужит возрождению красноуфимской школы иконописи. Михаил Конев поблагодарил отца Андрея за помощь и пообещал новой организации поддержку со стороны города.

Глава вручил сотрудникам музея картину «Явление» Сергея Угринова, созданную в 2015 году. На ней запечатлен храм Александра Невского. Михаил Конев предложил организовать в музее выставку живописи, на которой изображены церкви Красноуфимска и Красноуфимского района.

Планируется, что при музее будет создан благотворительный фонд, который будет заниматься его продвижением и сотрудничеством с паломническими центрами, епархией, заниматься социальными проектами, получать грантовскую поддержку.

Сейчас музей работает по субботам и воскресеньям с 10.00 до 18.00 и с 10.00 до 16.00 соответственно. Через месяц он будет функционировать и в пятницу. Чуть позже музей можно будет посещать по Пушкинской карте. Для удобства школьников и студентов это будет в будние дни. Телефон для справок 89028026934.

Поделиться

4 комментария

  1. Ученик иконописца Александра
    +3
    -1
    Rating: +2. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Есть более подробная в описании жизни Колчиных и насыщенная снимками Нижнеиргинских (Красноуфимских) и Невьянских икон с пояснениями к каждой из них — это книга, изданная Ройзманом, бывшим мэром Екатеринбурга. Называется: «Красноуфимская икона». И ещё: то, что показывает директор музея указочкой на зелёные полоски, называется не «поле», а «опуш».

    Ответить
    • Тоже не дураки
      +7
      0
      Rating: +7. From 7 votes.
      You have not voted yet.
      Please wait...

      Про книгу тоже знаем и про иргинских Колчиных там совсем мало

      Ответить
  2. Марина
    +8
    0
    Rating: +8. From 8 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Да, нужно хранить свою историю, собирать красноуфимскую информацию про иконописцев, время быстро пройдет, может все затеряться

    Ответить
  3. Евгения
    +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Молодцы !За то что открыли такой музей ,много интересного и познавательного про Иконы и иконописцев.Много старых предметов.Лично меня, ешё тронула история про Ираиду Фёдоровну Вертипрахову ,летчицу, в честь которой, у нас на набережной арт-объект — фигура из бронзы — девушка с самолетиком.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий