Новости, Роспотребнадзор

Влияние микроклимата образовательных учреждений на здоровье детей

Образовательная среда, под влияние которой ежедневно попадают учащиеся школ и воспитанники детских садов, является сложной многокомпонентной системой, в которую входят: состояние территории и зданий, санитарно-гигиеническое состояние помещений, режим обучения, микроклимат, освещенность и другие физические факторы.

Одним из основных факторов является несоответствие параметров  микроклимата в помещениях школ и детских садов.

Гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях объектов социальной сферы установлены следующими санитарными правилами: СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и  оздоровления детей и молодежи», СанПиН  1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания», СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

Показателями, характеризующими микроклимат, являются:

— допустимая температура воздуха;

— относительная влажность воздуха;

— скорость движения воздуха.

Согласно санитарным требованиям  в помещениях должны обеспечиваться параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.       

Допустимые величины параметров микроклимата в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

Наименование помещенияДопустимая (температура воздуха (°C)Относительная влажность воздуха, %Скорость движения воздуха, м/с (не более)
1234
Организации для детей до 7 лет
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий для детей до 3-х лет22 — 2440 — 600,1
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий для детей от 3-х до 7-ми лет21 — 2440 — 600,1
Спальные19 — 2140 — 600,1
Туалетные для детей до 3-х лет22 — 240,1
Туалетные для детей от 3-х до 7-ми лет19 — 210,1
Физкультурный, музыкальный  зал19 — 2140 — 600,1
Раздевальная в групповой ячейке, кабинет для индивидуальных занятий с детьми21 — 2440 — 600,1
Организации для детей старше 7 лет и молодежи
Жилые комнаты, помещения для отдыха и игр20 — 2440 — 600,15
Спальные помещения18 — 2440 — 600,15
Учебные помещения, кабинеты, аудитории18 — 2440 — 600,1
Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером18 — 2455 — 620,1
Мастерские, кабинеты кулинарии и домоводства в общеобразовательных организациях, ПОО, организациях дополнительного образования18 — 2040 — 600,1
Помещение для самоподготовки, актовый (концертный) зал18 — 2440 — 600,1
Рекреации18 — 2440 — 600,15
Столовая18 — 2440 — 600,1
Спортивный зал18 — 2040 — 600,1
Душевая (ванная комната)24 — 260,1
Туалетная, комната гигиены девочек18 — 260,1
Кабинет для индивидуальных занятий с детьми18 — 2440 — 600,1
Гардероб, вестибюль18 — 240,1

Несоблюдение параметров микроклимата в помещениях   может  способствовать  распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем.

Соблюдение режима проветривания помещений способствует увлажнению воздуха и понижению концентрации болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

В соответствии с п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и  оздоровления детей и молодежи» конструкция окон в помещениях должна обеспечивать возможность проветривания  в любое время года. Для того, чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо прежде всего оснастить помещения для пребывания детей термометрами.  Персонал учреждений должен контролировать их показания. Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Для повышения влажности желательно ограничивать доступ воздуха к отопительным приборам, для этого их стоит закрывать специальным экраном, выполненным из материалов, безвредных для здоровья.

Если температура воздуха, его влажность и скорость движения не соответствуют норме, человек склонен к заболеваемости, а именно:  развитию респираторных заболеваний, бессонницы, повышенной утомляемости, ослаблению концентрации внимания  и  памяти, что в целом влияет на работоспособность и успеваемость.

Таким образом, при соблюдении несложных правил поддержания оптимального микроклимата в основных помещениях пребывания людей осуществляются неспецифические профилактические мероприятия  заболеваемости ОРВИ и гриппом.

Руководителям хозяйствующих субъектов  необходимо обеспечить ежедневный контроль за температурой воздуха в помещениях. При несоблюдении гигиенических нормативов необходимо принимать безотлагательные меры (своевременное проведение ремонтных работ систем отопления, вентиляции, утепление окон) по обеспечению температурных режимов.

Поделиться

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий