Новости

Люди, излучающие свет


В 2020 году день знаний будет необычным — без традиционных линеек, которые ученикам, в особенности, первоклашкам, запоминаются на всю жизнь. Эпидемия коронавируса внесла коррективы, о которых мы и вообразить не могли.

Вот так меняются времена, нравы, границы государств, остается неизменной лишь наша любовь и бесконечная благодарность к педагогам — людям, не только несущим знания, но и щедро дарящим детям свет и теплоту сердец.

«Большое видится на расстоянии», и сегодня я, вспоминая школьные годы, хочу поблагодарить вас, уважаемые и любимые педагоги, за тот колоссальный, каждодневный труд по «огранке» детских душ — за воспитание, за порой ненавязчивое, а порой и весьма прямолинейное, четкое внедрение моральных рамок и границ, помогающее не сбиться с пути истинного. Прекрасно, если ребенок после школы возвращается в добрую, любящую семью, где его поддерживают, дают понимание «что такое хорошо, и что такое плохо». Но не все семьи такие, и бывает так, что единственной «отдушиной» и ориентиром по жизни становится педагог. Но зато каким ориентиром!

В преддверии 1 сентября я встретилась, не побоюсь этого слова, с уникальным человеком и педагогом — преподавателем немецкого языка школы № 9 Еленой Александровной Ирдыбаевой. Почему уникальным? После уроков английского наша группа выходила, что называется, «загруженная багажом знаний», очень качественно и доходчиво выданных доброй Тамарой Васильевной Ладейщиковой, профессионалом высокого уровня. И мы, «англичане», люто завидовали «немцам», обучавшимся у Елены Александровны, они выходили с урока — парадоксально — отдохнувшие, окрыленные, улыбающиеся! И в немом восхищении трясли руками с вытянутым вверх большим пальцем: «Елена Александровна — это «воооо»!»
— Елена Александровна, скажите — вот как Вам это удается — быть всеобщей любимицей? Я знаю — Вас обожают выпускники, коллеги относятся с любовью и уважением. Как говорит сейчас молодежь: «Это не противозаконно — быть такой очаровательной?»
— Ну, любят далеко не все, — смеется Елена Александровна. И я понимаю — да, возможно, ведь она принципиальная и смелая, не смолчит и донесет до человека любого ранга проблемы и недостатки, которых в наше непростое время становится слишком много. Зато как же ее любят дети, и эта любовь автоматически переносится и на предмет, который она преподает.

— Думаю, очень важно привить ребенку любовь к культуре страны, язык которой он изучает, искренне заинтересовать, и тогда изучение языка школой не закончится — выпускник будет совершенствовать немецкий и в дальнейшем, — говорит Елена Александровна. — Отношение к Германии в России весьма неоднозначное. И первые ассоциации — фашизм. Но ведь Германия — страна высокой культуры, давшей миру стольких гениев! По этому критерию ее можно сравнить лишь с культурой России.

Главное то, что слова о любви к немецкой культуре для нее не пустой звук, не проформа, она рассказывает о ней с сияющими глазами, увлекательно, образно, и этот интерес каким-то прямо-таки гипнотическим образом передается собеседнику. Первое, что я сделала, вернувшись с интервью, уселась читать о Людвиге II Баварском — крайне неоднозначном правителе Германии, «сказочном короле», ее «любимце».

Елена Александровна — это заразительная улыбка, потрясающая доброта и интеллигентность, тонкий юмор, озорное хулиганство и сплошной разрыв шаблонов. В кабинете немецкого языка стоит пианино, и, замечу — не молчит! Кабинет, где проходит урок, превращается в театральную студию: звучит гитара, сказка переплетается с реальностью, когда, отмечая католическое Рождество, дети разыгрывают сцену рождения Христа. Где вспоминают средневековых миннезингеров и солдат Рейха, Людвига II и Бисмарка, обсуждают Николая Коляду и Бертольда Брехта. И, конечно, незабываемое созвездие композиторов и поэтов — Гейне, Гете, Шиллера, Моцарта, Вагнера, Баха, Бетховена…

— Чем сегодняшнее обучение отличается от системы, ушедшей в прошлое? Отличается кардинально, и, жаль, не в лучшую сторону. Сегодня учитель иностранного языка загнан в жесткие рамки. Если в Советское время упор в обучении делался на чтение, то сейчас перед педагогом ставится столько задач, преподать и обучиться которым в совершенстве вне языковой среды и в отпущенные на это учебные часы попросту невозможно. Как, по известной пословице, поймать нескольких зайцев одновременно. Зачем-то сменили прекрасные учебники Бим И.Л. — лучше этих учебников, считаю, не было.

В 1995 году я ездила на стажировку в Германию в Педагогическую Академию  Баден-Вюртенберга, так вот преподаватели академии откровенно не понимали, зачем мы приехали к ним, утверждая, что Советская школа обучения в то время была лучшей в мире.
Система советского образования было превосходной — и ее разрушили.

Вам, поколению 90-х, повезло — тогда мы не были ограничены никакими рамками, это было время свободы творчества, креатива для учителя. Да, мы порой сидели без зарплаты, или получали ее сахаром и сумками, но мы могли сделать из урока конфетку! Сегодняшняя бесконечная бюрократия, необходимость «натаскивать» на ЕГЭ делают невозможным такой подход к обучению.

Проверять качество образования с помощью ЕГЭ — все равно, что «алгеброй гармонию поверить» — невозможно. Устное собеседование убрали, а ведь в процессе учитель мог видеть, что ребенок знает все прекрасно, но переволновался и забыл. И чуть направить. И поставить оценку, реально отражающую знания. А сейчас все решает бездушный компьютер.
Я часто вспоминаю период с 2007 по 2016 год, когда возила ребят в Германию на образовательные поездки. Съездили 24 человека, воспоминания о поездке остались неизгладимые, и с возрастом только усиливаются.

Мы насладились красотой древних городов, архитектурой старинных замков, посетили множество музеев. Объездили Восточную Германию, Баварию, самую маленькую землю Германии — Саарланд. Побывали в Берлине, Кельне, заехали во французский Страсбург, нидерландский Маастрихт.

Я восхищаюсь и очень благодарна родителям, которые нашли финансовые возможности и отправили детей в поездку — большинство деток ездили в кредит. И дай Бог, чтобы хоть кто-то поехал в Германию еще хотя бы раз.
Считаю, что интерес, любовь к настоящему искусству надо прививать с детства. Вспоминаю, как меня в 3-4 года затащат в картинную галерею, а я зеваю. Скучно. В оперном театре — та же история. Вот балет — уже лучше. Да, может быть, ребенок в силу возраста чего-то не понимает, но чтоб понять — нравится или нет — надо узнать, а взрослея — он и поймет, и полюбит.

Елена Александровна происходит из семьи педагогов. Мама была учителем немецкого языка, а папа сначала закончил УПИ, работал инженером, а потом закончил Высшие курсы сценаристов, стал писать, был членом Союза писателей. Даже дедушка был учителем! Отсюда и высочайший культурный уровень, завидный тезаурус, интеллигентность, потрясающая харизма и педагогический талант. Я с удовольствием посмотрела видео, которые присылают ее выпускники, чтоб выразить свою благодарность за то, что судьба подарила им встречу с ней. Не скрою, местами хохотала: «Елена Александровна, нам не забыть, как на прощание Вы всех нас переобнимали и перецеловали, потом поцеловали свою морскую свинку, потом снова всех нас».

Мы разговаривали долго: о ситуации в Хабаровске, о Белоруссии, о падении уровня образования. Елена Александровна — человек здравомыслящий и трезво видящий ситуацию, и что ситуация — далеко не радужная.

— Как выжить сегодня, как сохранить позитивный взгляд на жизнь? Искать положительное во всем. Слушать прекрасную классическую музыку, читать классическую же литературу, наслаждаться сокровищами живописи. Этот совет работает!
— Елена Александровна, все же, откройте профессиональный секрет — дайте совет молодым педагогам, что делать, чтоб дети вот так любили? — задала я вопрос, и тут же поняла — это дар, с которым нужно родиться.

— Помнится, Лев Толстой сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.» А я просто люблю детей и люблю свое дело.
И еще хочу поздравить детей и родителей, особенно моих выпускников, коллег, с наступающим 1 сентября, пожелать оптимизма и держать хвост морковкой — всегда надеяться на лучшее!


Вышла я из гостеприимной квартиры Елены Александровны с прекрасным настроением, и, словно солнышком, обогретая теплом ее души.

В жизни встречаются разные люди — мудрые, профессионалы, добившиеся статуса и материального успеха. Но вот такие — «излучающие свет» — огромная редкость!

Уходя, я увидела — Елена Александровна с доброй улыбкой машет мне вслед из окна, как это делала когда-то моя мама…

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий