Новости, Новости с фото

«Мастер чистой акварели» художник В.М. Мизеров

Мизеров Вадим Матвеевич родился 16 мая 1889 года в Красноуфимске в семье главного врача Красноуфимской земской больницы Мизерова Матвея Ивановича.

Художник В.М. Мизеров в 1889-1954 

Семья Мизеровых по-домашнему увлекалась рисованием. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вадим решил стать художником. После окончания в Тюмени реального училища, осенью 1908 года он поступает в Казанскую художественную школу, которую заканчивает в 1913 году со званием техника по архитектуре и учителя рисования с правом поступления в Академию художеств.

До 1920 года он работал преподавателем рисования в мужской и женской гимназиях в городе Кургане. Во время Гражданской войны был мобилизован и оказался в Томске. Здесь он и остался, надеясь найти более полное приложение своих способностей.  

«Учителем Вадима был известный живописец Николай Иванович Рощин. Тогда впервые в жизни он «почувствовал» родство живописи и графики и понял, что живописность заключается не в применении масляных красок, а в умении создавать богатство тона. Его дипломный проект «Часовня для Томска» в Академии художеств был отмечен первой премией. Еще в 1913 году его работы привлекли одного  из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Вадим начинает выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургского архитектурного журнала.         

1946 г. Осень. Томск. Улица Равенства

В 1920 году в Томске он вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники того времени: В. Милашевский, М. Вериго-Чудновская, М. Берингов, А. Тихомиров, А. Шиловский. Художники одним из своих направлений в работе считали сохранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисунки на архитектурные темы Томска стали первой работой Вадима в сибирском городе. Эти рисунки старых домов, крылец, дворов – чудо преображения путаницы мелочей в праздничное единство – помогли Вадиму полюбить Томск навсегда. Он особо отмечал рисунок и акварель среди других техник, как наиболее камерные. Ему были присущи особая пластика и артистизм. Возможность работать творчески лишь в свободное от преподавания время, были скрыты от большинства глаз.  Он заведовал кафедрой графики и технического черчения политехнического института, руководил художественной студией Дома ученых. Акварели были бережно сохранены его вдовой Валентиной Михайловной Гладковой и его сыном Борисом. Осталось его богатое графическое наследие, подаренное Томичам.

В 1923 году Вадим Матвеевич Мизеров был приглашен принять участие в конкурсе на занятие должности преподавателя рисования с чтением курса «Перспектива и тени» в Томском технологическом институте на кафедре архитектуры, возглавляемой известным зодчим Сибири профессором А.А. Крячковым. Так как к этому времени за Вадимом Матвеевичем в Томске утвердилось доброе имя хорошего художника и педагога, он был единогласно избран штатным преподавателем. Будучи художником по призванию, а по диплому, окончившим курсы архитектурного отделения Казанской академической художественной школы, Вадим Матвеевич в технологическом институте  впервые почувствовал полноту отдачи своих художественных знаний[1]».

Боря Мизеров, 1926 год

Последний раз В.М.Мизеров выступил перед публикой в 1947 году на Всесибирской выставке в Новосибирске, где было представлено около 20-ти его работ. За портрет академика Савиных Мизеров был награжден дипломом. Несколько акварелей было приобретено для Всесоюзной выставки. Кроме чисто творческих дел Мизеров всю жизнь преподавал рисование и воспитал целое поколение живописцев, архитекторов, графиков, составлял оригинальные программы обучения рисования. Ему обязаны профессиональным образованием   и целый ряд художников Томска поколения 30-х, 40-х и 50-х гг.   

Лунная ночь, 1946 год

«Вадим Матвеевич обладал редким талантом художника и, прежде всего, секретом и необыкновенным мастерством чистой акварели. Кроме того, велика его заслуга в передаче молодым своего большого опыта и знаний в художественной студии. Был период в юношестве, когда для меня сибирский художник Мизеров был почти кумиром. Внешность у него была именно такой, каким я представлял себе настоящего художника: крупные черты лица, удлинённые густые волосы, тёмная блуза в виде толстовки с большим бантом на шее и какая-то спокойная, с достоинством постановка фигуры и выразительной головы».

Апрель, 1921 год

Так писал Михаил Посохин (1910-1989г.г.)  – автор проектов первых высотных зданий столицы в 40-е годы, с 1960 года – главный архитектор г.Москвы.

В здании администрации г.Красноуфимска в настоящее время экспонируются репродукции с акварелей художника.

[1] Гладкова В.М. «Художник В.М.Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности». Художник и интеллигенция Сибири (1917-1945). Новосибирск,1984,с.185.

Поделиться

2 комментария

  1. ток@рев
    +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    акварельная геометрия

    Ответить
  2. Евгений
    +1
    0
    Rating: +1. From 1 vote.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Спасибо за статью!

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий