Новости, Роспотребнадзор

Изучаем транспортные услуги. Каршеринг

Общие разъяснения: Каршеринг представляет собой прокат автомобиля, то есть предоставление потребителю транспортного средства во временное владение и пользование для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Прокат легковых автомобилей относится к бытовым услугам.

В настоящее время законодательством не установлены специальные правила, регулирующие оказание услуг каршеринга. К отношениям по оказанию услуг каршеринга применяются нормы Гражданского кодекса РФ, положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

Предоставление информации потребителю:

Информация предоставляется исполнителем услуг каршеринга на интернет-сайте либо в мобильном приложении и включается непосредственно в договор. Кроме того, документы, содержащие информацию (например, памятки, брошюры и другое) могут быть размещены исполнителем внутри арендуемого транспортного средства.

Согласно Правилам бытового обслуживания населения, до потребителя должна быть доведена следующая информация:

— информация об исполнителе. Для юридического лица: фирменное наименование (наименование) организации, место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество (если имеется), адрес места осуществления деятельности, режим работы, а также государственная регистрация и наименование зарегистрировавшего его органа.

— информация об услугах: перечень оказываемых услуг и форм их предоставления, виды проката (почасовой, посуточный, длительный), транспортные средства, предоставляемые в прокат, цены на оказываемые услуги, дополнительные услуги и их стоимость (например, предоставление детского удерживающего устройства, магнитолы), сроки оказания услуг (выполнения работ) и другое. Подробная информация об услугах и порядке их оказания предоставляется в договоре каршеринга. 

Особенности заключения договора каршеринга:

1. Договор проката является публичным договором (ст. 626 Гражданского кодекса РФ), то есть исполнитель обязан заключить его в отношении каждого, кто к нему обратился, за исключением ограничений, установленных законодательством. Так как к управлению транспортным средством по договору каршеринга может быть допущено только лицо, имеющее право на управление (водительское удостоверение), исполнитель вправе отказать в заключении договора каршеринга лицу, не имеющему водительское удостоверение.

2. Заключение договора в электронной форме.

В соответствии со ст.160, ст. 434 Гражданского кодекса РФ письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными

Заключение договора каршеринга осуществляется с использованием интернет-технологий – путем регистрации в приложении для мобильного телефона, которое потребитель должен установить на свой телефон, или на сайте исполнителя услуг в личном кабинете пользователя. В этом случае договор предоставляется в электронном виде, что заменяет его письменную форму, а потребитель присоединяется к нему путем проставления электронного согласия и ввода своих персональных данных в электронную форму. Таким образом, при заключении договора потребитель не может повлиять на его условия и автоматически с ними соглашается. 

3. Обязательные условия договора.

Договор каршеринга размещается в электронном приложении потребителя либо на сайте исполнителя услуг.

Договор предусматривает возможность многократного доступа потребителя к использованию услуг по прокату автомобилей. Выбор необходимого транспортного средства осуществляется потребителем после регистрации в приложении, поэтому в самом договоре каршеринга конкретное транспортное средство, которое будет передано в пользование потребителю (его марка, модель, VIN, цвет, иные идентификационные данные), не указывается.

В договор должны быть включены условия:

— условия о предоставлении транспортного средства и его возврате (место передачи транспортного средства; состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче с транспортным средством; состав документов, относящихся к транспортному средству);

— срок проката, начало и конец срока, обстоятельства, которые признаются началом или окончанием использования транспортного средства (например, с момента выбора конкретного автомобиля потребителем);

— сведения об исполнителе услуг и потребителе (ФИО, данные водительского удостоверения, фотография потребителя);

— права и обязанности сторон;

— размер, сроки и порядок внесения платы;

— ответственность сторон;

— наличие договоров страхования имущества, 

— основания и порядок расторжения договора;

— адреса, реквизиты сторон.

Кроме того, в целях соблюдения Правил дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения арендодатель должен передать потребителю следующие обязательные документы и принадлежности на автомобиль:

— регистрационные документы (паспорт транспортного средства или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства),

— полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством,

— доверенность на право управления транспортным средством.

— ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации,

— знак аварийной остановки,

— медицинскую аптечку с препаратами, имеющими не истекший срок годности,

— огнетушитель.

Потребителю могут быть переданы:

— полис КАСКО (при его наличии),

— запасное колесо,

— инструменты,

— иные аксессуары к автомобилю, указанные в договоре проката (например, магнитола, детское удерживающее устройство).

Порядок приема-передачи автомобиля:

Арендодатель обязан передать транспортное средство в техническом состоянии, соответствующем требованиям нормативно-правовых актов для допуска в эксплуатацию. Передаваемое транспортное средство не должно иметь недостатков и неисправностей, при наличии которых эксплуатация транспортного средства запрещена.

В соответствии со ст. 628 Гражданского кодекса РФ арендодатель, заключающий договор проката, обязан в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом.

В силу особенности заключения договора каршеринга через сеть Интернет осмотр автомобиля в присутствии арендодателя не производится, какой-либо акт приемки-передачи автомобиля не составляется, достаточно ознакомиться с фото объекта и забрать автомобиль в указанном месте. При начале использования автомобиля потребитель должен его осмотреть и в случае выявления недостатков зафиксировать их и уведомить об этом Исполнителя (например, сделать фотографии недостатков и загрузить их в приложения).

Основные нарушения прав потребителя при оказании услуг каршеринга:

Чаще всего исполнителем услуг допускается включение в договор условий, ущемляющих права потребителя:

— условие о безакцептном списании денежных средств, согласно которому потребитель предоставляет исполнителю данные своего банковского счета для оплаты услуг («привязывает» данные банковской карты при заключении договора каршеринга), в том числе с возможностью безакцептного (то есть без предварительного согласия) списания средств в счет оплаты как услуг каршеринга, так и возмещения причинённых исполнителю убытков, оплаты штрафов, неустоек и другое.

— ответственность за повреждения транспортного средства, которые не были зафиксированы потребителем при начале использования. Если потребитель при осмотре автомобиля не отметил какие-либо повреждения (например, вмятины, трещины и другое), не сообщил об этом исполнителю, и данные повреждения выявлены следующим пользователем автомобиля, то именно на первоначального потребителя возлагается ответственность за их причинение и обязанность возместить исполнителю убытки. Потребитель должен доказать свою невиновность в причинении вреда автомобилю. 

— исполнителем устанавливается система дорогостоящих штрафов за допускаемые потребителем нарушения договора каршеринга (например, загрязнение салона автомобиля, использование транспортного средства для экстремальной езды и другое), а также штрафов за совершенные потребителем нарушения Правил дорожного движения, на размер которых потребитель не может повилять в силу присоединения к договору,

— в приложениях к договору исполнитель заранее устанавливает минимальную стоимость ремонта повреждений автомобиля, которую обязан будет оплатить потребитель в случае их причинения. Тем самым данная стоимость не зависит от проведения осмотра, независимой экспертизы, иной оценки повреждений автомобиля. 

Требования потребителя:

  1.Предъявление претензии перевозчику (например, при несогласии с требованиями о возмещении вреда в связи с повреждениями автомобиля, несогласии с размером списанных штрафов и другое).

С претензией необходимо представить доказательства, подтверждающие требования потребителя. Например, если потребитель считает, что повреждения автомобилю были причинены не по его вине, то необходимо представить фотографии автомобиля до начала аренды, после ее окончания. Необходимо обратиться к исполнителю услуг с требованием представить информацию о том, в каком состоянии автомобиль был возвращен предыдущим пользователем. Доказательствами могут быть также записи с видеорегистраторов, камер наружного наблюдения и другое.  

2. Обращение с исковым заявлением в суд.

3. Административная ответственность.

Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг влечет за собой административную ответственность по ст. 14.4 КоАП РФ.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечёт административную ответственность по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренной указанной статьёй составляет 1 год с момента заключения договора.

Привлечение к административной ответственности по данным статьям осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области (его территориальными отделами).

Нет комментариев

Написать комментарий Ответить на комментарий